Повышение эффективности преподавания английского языка с применением информационно -коммуникационных технологий


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18 г. о. Балашиха»





Повышение эффективности

преподавания английского языка с применением информационно -коммуникационных технологий









учитель английского языка

Ермакова Елена Германовна




















1. Введение.

КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГА

Жизнь – это движение вперёд…

самое красивое движение человека.

Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету… Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…”.

К.Д.Ушинский.

В мировом сообществе развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность и роль государства в мировом сообществе. Во всех развитых странах и во многих развивающихся идут интенсивные процессы информатизации образования, разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий.

Как показывает российская практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и слабо увязано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Крайне медленно идет разработка русскоязычных мультимедийных образовательных ресурсов.

В целом, анализ научных исследований показывает, что, несмотря на значительное продвижение, наметившееся в последнее время в реализации различных компьютерных технологий обучения, потенциал информационных технологий реализуется в учебно-воспитательном процессе еще недостаточно из-за отсутствия мультимедийных учебных комплексов, алгоритмов их разработки и применения, методических рекомендаций по их эффективному применению.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность методологии и методики компьютерных технологий обучения английскому языку явились причиной проведения эксперимента, которая заключается в поиске и реализации путей и средств организации мультимедийного обучения иностранным языкам в школе, экспериментальной апробации и внедрении информационно – коммуникационных технологий в процесс обучения английскому языку.



2. Теоретическая интерпретация опыта.

Методологической основой эксперимента являются:

  • положения педагогики и психологии о развитии человеческого сознания и деятельности,

  • современные социально–педагогические концепции в области среднего образования,

  • положения и идеи о деятельностной, творческой сущности личности, о взаимодействии и взаимообусловленности учителя и обучаемого.

В процессе эксперимента используется:

  • анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

  • изучение специальной литературы по информационным технологиям и структуре проекционной техники;

  • анализ современных отечественных программ обучения иностранным языкам;

  • систематизация полученной информации для проведения экспериментального исследования.

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации;

  • Областная целевая программа «Развитие образования в Магаданской области» на 2008 – 2010 годы;

  • Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 630, с изменениями от 23 октября 2002 г., 6 сентября 2004 г.)

Теоретическую основу эксперимента составляют:

основополагающие идеи о педагогической деятельности в процессе обучения иностранному языку с помощью компьютерных технологий как о динамической педагогической системе, обоснованные в трудах Беспалько В. П., Бухаркиной М. Ю., Полат Е. С., Солововой Е. Н.

«О том, что компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет назад ни один лингвист даже не подозревал» пишет С. В. Фадеев.

Система образования, по мнению многих исследователей, не может быть независимой от общественного и политического устройства государства, она во все времена откликалась на социальный заказ. Именно в силу этого политика государства в последнее время направлена на то, чтобы внедрить информационные технологии в школы и вузы, превратить стихийный процесс, каким он по преимуществу был в течение целого ряда лет, в управляемый и контролируемый, привлечь к работе над новыми учебными материалами специалистов в предметных областях, стимулировать компьютерные фирмы к созданию электронной обучающей продукции для российских школьников и студентов.

Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. То, что преподаватель желает получить в результате использования машины, в неё необходимо запрограммировать.

Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим образом «вписываются» в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и максимально приближает процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу синтезаторов речи, видеомагнитофонов, магнитофонов. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.

Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

Теоретическая значимость эксперимента:

  • уточнение структуры компьютерного обучения английскому языку в школе с точки зрения возможностей эффективной реализации программ обучения английскому языку;

  • развитие дидактического подхода к компьютерным технологиям обучения английскому языку в образовании;

  • определение учебно-методических подходов к созданию новых вариантов моделей обучения английскому языку в школе.

3. Описание применяемого новшества.

Практическая значимость эксперимента:

  • разработанная и апробированная модель реализации процесса обучения английскому языку с помощью информационно — коммуникационных технологий позволит оптимизировать ее содержание и повысить эффективность усвоения материала обучающимися;

  • полученные в ходе работы результаты могут быть использованы в школах для оптимизации содержания английского языка с целью повышения качества образовательного процесса.

Новизна эксперимента:

  • выявление новых возможностей программного обеспечения информационных технологий в преподавании английского языка;

  • усовершенствование методик обучения английскому языку в школе, повышающим качество образовательного процесса;

  • разработка новых вариантов моделей процесса обучения иностранным языкам с помощью компьютера и проекционной техники, позволяющим оптимизировать его содержание и повысить эффективность усвоения учебного материала;

  • разработка мультимедийного сопровождения и методических рекомендаций по его использованию к УМК «Enjoy English» (М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева).

Экспериментальная база:

УМК «Enjoy English» (авторы М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева), состоящий из учебника, рабочей тетради, книги для учителя, аудиокассет. Программа преподавания по английскому языку в начальном звене, тематическое планирование, кабинет, оборудованный компьютером, медиапроектором и интерактивной доской, обучающие компьютерные программы к УМК «Enjoy English».

Цель экспериментальной работы: повышение эффективности процесса обучения английскому языку с использованием информационных технологий.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. Охарактеризовать опыт использования новых информационно — коммуникационных технологий в преподавании иностранных языков.

  2. Проанализировать существующее программное обеспечение информационных технологий в области преподавания английского языка.

  3. Определить эффективность использования информационно — коммуникационных технологий в обучении английскому языку с помощью мониторинга ЗУН.

  4. Разработать мультимедийное сопровождение уроков английского языка в начальном звене к УМК «Enjoy English» (М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева).

  5. Апробировать формы информационно — коммукационного обучения английскому языку с помощью новых разработок мультимедийных презентаций на этапе объяснения нового материала, отработки грамматических и лексических структур, развития коммуникативных умений и навыков.

  6. Апробировать формы работы с интерактивной доской с целью погружения учащихся в языковую среду и достижения прочного овладения учебным материалом, используя визуальную опору для взаимосвязного обучения всем видам речевой деятельности и аспектов языка.

Объект эксперимента:

учащиеся 4 А класса.

Предмет эксперимента:

информационные технологии в процессе обучения иностранным языкам в школе.

Гипотеза:

повышение эффективности обучения английскому языку посредством использования информационных технологий будет успешным, если будут конкретно определены их соответствующие роль и место в учебно-воспитательном процессе, разработаны и внедрены методические и технические аспекты обучающих программ английского языка, используя определенные модели, способствующие повышению качества образовательного процесса.

Методы и методика исследования.

  • на этапе организации экспериментальной апробации нововведения (начало практического этапа эксперимента) применимы методы наблюден6ия, опроса, анкетирования, анализа документов;

  • в ходе практического этапа эксперимента – методы опроса (выявление изменения уровня сформированности мотивации учебной деятельности), педагогического наблюдения, тестирования обучающихся, методы самоанализа эффективности профессиональной деятельности учителя;

  • на стадии завершения практического этапа эксперимента для комплексной оценки результатов нововведения – опрос, анкетирование, анализ результатов итогового тестирования.

Формы предоставления отчетности:

  • открытый урок;

  • календарно-тематическое и поурочное планирование;

  • анализ результатов контрольных срезов;

  • графический анализ результатов по итогам работы.

Внедрение и пропаганда результатов:

  • Выступление на заседании ГМО учителей иностранных языков с докладом на тему «Мультимедийное сопровождение уроков английского языка». (март 2008 г.)

  • Выступление на заседании педагогического совета с докладом на тему «Использование метода проектов на уроках иностранного языка». (январь 2009 г.)

  • Выступление на Международной интерактивно – дистанционной научно – практической конференции «Непрерывное обучение иностранным языкам: проблемы, решения, перспективы» с докладом на тему «Мультимедийное сопровождение уроков английского языка». (апрель 2009 г.)

  • Участие в мастер – классе методического объединения учителей иностранного языка «Применение метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках Дня открытых дверей. (19 мая 2009 г.)

  • Публикации методических разработок уроков с использованием ИКТ на сайте www.rusedu.ru.

  • Обобщение опыта работы по данной проблеме.

Направления работы с использованием информационно – коммуникационных технологий:

1. Изучение лексики, обучение диалогической и монологической речи, отработка грамматических явлений с помощью мультимедийных презентаций.

Мультимедиа презентация — это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя. Применение мультимедийных презентаций позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала. Мультимедийные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы. Они позволяют адаптировать учебный материал под особенности учащихся. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.

Примеры заданий, включённых в различные учебные презентации:

    1. Разгадайте ребусы. Данное упражнение нацелено на контроль усвоенной лексики. Детям предлагается разгадать зашифрованные слова. Количество слов и сами ребусы могут варьироваться.

    1. При введении лексики по теме «Семья» на экране появляются иллюстрации с соответствующими подписями. Дети хором и индивидуально повторяют за учителем слова, а затем пробуют рассказать о своей семье с опорой на экран.

    1. Введение грамматической структуры «Множественное число существительных». Сначала производится введение грамматической структуры, ученики читают примеры и формулируют правило. Затем, для закрепления материала, на экране появляются различные животные в единственном и во множественном числе, и дети называют их по-английски, используя полученные знания.

    1. При контроле усвоения форм глагола to be в настоящем времени можно использовать следующее упражнение. На экране появляются предложение, в которых пропущен глагол – связка to be. Дети выходят к доске и нажимают на ячейку с правильной, по их мнению, формой глагола. Если ответ верной, то в ячейке появляется цветок (можно использовать любую другую картинку), а если выбор неправильный, то клетка окрашивается в синий цвет.

    1. При работе над лексикой «Почта» учащимся можно предложить разгадать зашифрованные слова. Буквы в английских словах перепутаны местами. В виде подсказок на экране представлены рисунки, иллюстрирующие слова. Это задание можно выполнять как индивидуально, так и целым классом. После того, как ученики разгадают слова, буквы становятся на свои места.

    1. Я создала презентацию по введению и отработке специальных вопросительных слов. На первых слайдах учащиеся знакомятся с вопросительными словами, переводят предложения. А далее им предлагается сначала вставить вопросительные слова по смыслу, а затем составить свои вопросы на английском языке по образцу.

    1. При изучении темы «Дом. Квартира» детям предлагаю выполнить такое задание. На экране появляется изображение комнаты, ниже представлено описание этой комнаты. Дети читают его и вставляют пропущенное слово. Далее прошу одного или нескольких учеников загадать любой предмет на картинке и описать его расположение. Остальные дети отгадывают этот предмет.

    1. Для развития диалогической речи по теме «Покупки» учащиеся должны закончить диалог, представленный на экране. После того, как дети выполнят задание в парах, на экране появляются возможные реплики. Затем можно предложить составить свой диалог, используя первоначальный как образец.



2. Отработка лексических и грамматических структур с помощью обучающих компьютерных программ к учебнику «Enjoy English», используя интерактивную доску.

Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Электронная доска SMART позволяет осуществлять:

  1. активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;

  2. полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;

  3. набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;

  4. не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории;

  5. сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF- формате.

Интерактивную доску можно использовать как обычную доску, но при этом, все, что на ней записано и нарисовано, можно сохранить и даже распечатать. То есть, вызывая ученика к такой интерактивной доске, мы можем здесь же исправить, оценить его работу, можем сохранить её для дальнейшего использования или сравнения, а также выдать работу ученику, чтобы он мог показать её родителям.

«Умное перо» – инструмент SMART-доски — эффективно используется на уроках английского языка. Учитель пишет на доске письменную букву и прямо на глазах у детей переводит её в печатную с помощью функции «Распознавание рукописного текста». Несомненно такие «чудесные» превращения не оставляют детей равнодушными и являются побуждением к тому, чтобы поработать у доски самому, а значит запомнить материал.

Поскольку без владение языком на фонетическом уровне невозможно овладение основными видами речевой деятельности, то обучение особенностям произношения и формирование коммуникативно – ориентированных навыков и умений в обучающей программе “Enjoy English” построено на принципе погружения учащихся в языковую среду. Для достижения прочного овладения учебным материалом программа предлагает визуальную опору для взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности и аспектов языка. Большинство упражнений носят консолидирующий характер: объединяют развитие языковых компетенций (графику, орфографию, фонетику, лексику, грамматику) с речевыми умениями (слушанием, чтением, говорением, письмом). Программа закладывает основы восприятия английской речи, прививает интерес к изучению английского языка с помощью разнообразных методических приемов.

В основе концепции программы лежит личностно-ориентированный подход, направленный на необходимость формирования у младших школьников позитивного отношения к процессу обучения и мотивации к дальнейшему овладению английским языком, а также развития мышления, воображения, памяти и языковой догадки. Работа с интерактивной доской позволяет эффективно организовать как коллективные, так и индивидуальные формы работы на уроке.

Большая часть заданий имеет обратную связь, таким образом автоматизирована проверка выполнения заданий. Результаты визуализированы в виде бонусов, анимации или выделяются в текстовых полях цветом.

Методические приёмы работы с обучающей программой “Enjoy English”:

  1. При работой над темой «Школьные принадлежности» идёт тренировка речевого образца I have got. Ученики смотрят ролик, затем хором и индивидуально повторяют предложения за медвежонком. После нажатия кнопки мы переходим к следующему заданию. На этом этапе у доски могут работать несколько учеников поочерёдно. Ученик слушает предложение, находит предмет на экране и нажимает его. Затем учащиеся самостоятельно рассказывают, что лежит у них в портфеле.

  1. Основная задача этого задания – научить сопоставлять услышанный рассказ с набором моделей. Дети просматривают ролик и выбирают набор схем, соответствующий рассказу. Далее ученики, опираясь на модели предложений, составляют рассказ Алисы или рассказывают о себе.

  1. Основная задача этого упражнения – научить вести диалог – расспрос. Дети смотрят ролик и повторят вопросы, которые задаёт Трикки. После нажатия кнопки мы переходим к выполнению 2-го задания. У доски могут работать один или несколько учеников. После того, как в текст правильно вставлены пропущенные слова, ученики читают диалог по ролям. Для контроля произносительных навыков и запоминания речевых образцов можно вернуться к началу 1-го задания и попросить двух учащихся воспроизвести диалог.

  1. Основные задачи упражнения: введение и закрепление лексики по теме “Еда”; развитие навыков орфографической грамотности.

На ознакомительном этапе ученики прослушивают аудиозапись и сопоставляют слова, которые они слышат, с оживающими картинками. Далее дети хором и индивидуально прочитывают слова. После нажатия кнопки мы переходим к выполнению 2-го задания. На этом этапе происходит контроль усвоения новой лексики. К доске выходит один или несколько учеников и перетаскивают слова или словосочетания к соответствующим картинкам. Когда все слова будут расставлены, нажимаем кнопку . Неправильные подписи возвращаются на прежнее место. Ученики перетаскивают их к картинкам снова. Далее переходим к выполнению Задания 3. Ученики смотрят на картинки и печатают соответствующие слова. Можно вернуться к Заданию 1 и, не нажимая кнопку , попросить учеников рассказать по картинке, какую еду они любят, а какую нет (e.g. I like sweets and cakes but I don’t like butter.).

  1. Основная задача — развитие навыков аудирования и речевой памяти.

Ученики смотрят ролик, запоминают содержание разговора и последовательность реплик. При выполнении 2-го задания ученик выходит к доске и, перетаскивая реплики, расставляет их по порядку. Для контроля запоминания речевых образцов возвращаемся к Заданию 1, распределяем роли и отключаем звук. Ученики озвучивают ролик.

  1. Основная задача — научить узнавать время.

Ученики прослушивают, повторяют и запоминают, как задают вопрос, когда хотят узнать время, и отвечают на него. При помощи кнопки мы переходим к выполнению Задания 2. Дети прослушивают вопрос, смотрят на часы и, подходя по очереди к доске, печатают ответ. После каждого напечатанного предложения, мы проверяет правильность его написания при помощи кнопки. Неверные предложения окрашиваются в красный цвет, а правильные – в синий. Для проверки запоминания речевых образцов можно вернуться к началу Задания 1, отключить звук, распределить роли и попросить учеников озвучить ролик.

  1. Основная задача — развивать навыки аудирования.

Ученики смотрят ролик и запоминают, кто задает вопросы, а кто на них отвечает. После нажатия кнопки мы переходим к выполнению Задания 2. Один ученик подходит к доске и нажимает предложение, а затем произнесший его персонаж. Когда возле всех предложений появятся имена, мы проверяем правильность выполнения задания при помощи кнопки . При выполнения Задания 3 у доски могут работать один или несколько учеников. Они читают предложения, вспоминают диалоги и печатают букву T (True), если утверждение верное, или F (False), если утверждение неверное. Когда задание будет выполнено, нажмите кнопку и проверьте правильность его выполнения. Для развития навыков диалогической речи и контроля запоминания речевых образцов можно вернуться к Заданию 1, распределить роли и отключить звук. Ученики озвучивают диалог.

  1. Основные задачи — развивать навыки аудирования; закрепить употребление единственного и множественного числа глагола to be в Past Simple.

Ученики смотрят ролик и запоминают его содержание. При выполнении Задания 2 к доске выходят два ученика (мальчик и девочка) печатают в репликах пропущенные глаголы. После выполнения упражнения мы нажимаем кнопку и проверяем правильность выполнения задания. Для выполнения Задания 3 к доске выходит один ученик и составляет диалог, перетащив и расставив реплики в правильной последовательности. Затем мы проверяем правильность выполнения задания. Для контроля произношения, интонации вопросительных предложений и запоминания речевых образцов можно попросить двух учеников прочитать диалог после правильного выполнения Задания 3, затем вернуться к началу Задания 1, отключить звук и попросить двух учеников озвучить ролик уже без опоры на текст.

  1. Основные задачи — развивать навыки аудирования и речевую память.

Ученики запоминают содержание разговора в магазине. Нажатием кнопки мы переходим к выполнению Задания 2. Задание могут выполнять один или несколько учеников. Они печатают пропущенные в тексте слова. Когда все слова будут напечатаны, при помощи кнопки проверяем правильность выполнения задания. Задание 3 — это упражнение повышенной сложности. Ученик одновременно слушает аудиозапись и читает текст на доске, он должен запомнить отличающиеся слова и напечатать их в таблице. Если ученик не сможет запомнить и напечатать в таблице все шесть отличий, попросите других учеников помочь ему. Когда таблица будет заполнена мы проверяем правильность выполнения задания. Для контроля запоминания речевых образцов ученикам можно предложить прочитать диалог после правильного выполнения Задания 2. Затем можно вернуться к началу Задания 1, отключить звук и попросить учеников озвучить ролик в заданном темпе уже без опоры на текст.

3. Использование возможностей компьютера для создания проектов.

Высокоэффективным, реализующим различные формы обучения, воспитания и развития является применение компьютерных технологий в сочетании с проектной методикой. Применение компьютерных технологий на одном или нескольких этапах урока позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать задачи урока, осуществлять обучающую, коммуникативную, познавательную деятельность. Использование информационных технологий в сочетании с проектной методикой позволяет школьникам на практике применять знания, умения и навыки, является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, успешно реализует кооперативную деятельность, повышает мотивацию изучения иностранного языка. В центре внимания такой работы стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иностранного языка. Для учителя же такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми различными темами, на разных этапах обучения, с детьми разных возрастов.

  1. Первым проектом, который был предложен учащимся во 2-м классе, стало создание книги “The ABC”. Это был индивидуальный проект, каждый ученик сделал свою азбуку. Большинство детей выполняли проект от руки, подбирали картинки, рисовали иллюстрации, писали слова. Но нашлись ребята, которые выполнили свои книги на компьютере в программах Microsoft Word и Microsoft Publisher.

  1. В конце изучения темы «Животные» мы выполнили групповой проект «Загадки о животных». Сначала каждый ученик сделал забавную закладку, придумал и написал на ней загадку о любимом животном. Затем в классе мы все вместе объединили эти загадки в общую компьютерную презентацию, выполненную в программе Microsoft Power Point.

  1. В конце 2-го класса дети написали и оформили иллюстрациями книги на английском языке «Мой друг». Ученики выполняли этот проект как от руки, так и на компьютерах в программах Microsoft Word и Microsoft Publisher. Эта работа стала контролем усвоения лексических, грамматических навыков, а также навыков письма, полученных учащимися в этом учебном году.



  1. В 4-м классе дети выполняли более сложный групповой проект «Сказка про крокодила и обезьянку». Сначала ученики придумывали сюжет, подбирали необходимые слова и выражения, написали сказку сначала на черновике, а затем красочно оформляли её. Одна из творческих групп создала компьютерную презентацию в программе Microsoft Power Point.

Проведение подобных уроков позволяет сделать вывод, что именно проектной методике на базе компьютерных технологий в обучении принадлежит будущее. Безграничные информационные ресурсы компьютерных технологий в сочетании с современными методиками обучения предоставляют учителю огромное поле деятельности, а ученику на уроке – возможность проявить себя активным участником предлагаемой работы.

4. Педагогические условия и особенности применения.

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя- активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Новые информационные технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Поэтому в школе должны быть созданы благоприятные условия для развития коммуникативной компетенции у всех учащихся. На мой взгляд, наиболее важные условия для этого следующие:

  • желание учителя работать над поставленной проблемой, создавать свои мультимедийные продукты;

  • учёт индивидуальных особенностей школьников;

  • наличие в школе технических средств обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска в кабинете иностранного языка; а также отдельный компьютерный класс для работы с обучающими интерактивными программами;

  • сотрудничество с родителями учащихся, проведение тематических родительских собраний.



5. Анализ результатов.

Двухлетнее наблюдение за процессом использования информационно – коммуникационных технологий в обучении учащихся английскому языку позволяют мне сделать вывод о том, что именно такая работа помогает

  • повысить качество образовательного процесса;

Анализ уровня успеваемости и качества обученности учащихся за последние два года показывает значительный рост в результатах работы. При 100 % успеваемости уровень качества обученности в экспериментальном классе составляет от 74 до 85,7% (повышение на 11,7 %).

  • повысить мотивацию к изучению предмета;

В связи с тем, что большинство учащихся экспериментального класса, у которых дома есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкли подобным образом воспринимать окружающую действительность, возможности мультимедийных презентаций и интерактивной доски позволяют переключить их на понимание того, что обучающие презентации и игровые программы успешно используются и для обучения, способствуя развитию их творческой активности и увлечению предметом.

  • развивать исследовательские и творческие навыки;

Высокоэффективным, реализующим различные формы обучения, воспитания и развития является применение компьютерных технологий в сочетании с проектной методикой. Применение компьютерных технологий на одном или нескольких этапах урока позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать задачи урока, осуществлять обучающую, коммуникативную, познавательную деятельность. Учащиеся научились выполнять проекты с использованием компьютерных технологий по темам: «Английский букварь», «Загадки о животных», «Menu», «Письмо другу» и т. д.

  • развивать навыки самостоятельной работы и навыки работы в команде;

  • повысить компьютерную грамотность.

Положительные результаты эксперимента способствовали созданию авторского диска мультимедийных презентаций к УМК «Enjoy English», соответственно тематическому планированию уроков английского языка во 2 – 7 классах (112 презентаций). Последующая работа предполагает апробацию дидактических материалов на практике.



6. Заключение.

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.

В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль.

Помимо использования мультимедийных обучающих программ, компьютер является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного наполнения инструментальных сред для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернета для аудиторной и самостоятельной работы, а также проектной деятельности учеников.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка, что и было доказано в ходе эксперимента.



Библиография.

  1. Азимов Э. Г. Компьютерные текстовые редакторы на уроке иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 1997. — № 1;

  2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 352 с.

  3. Биболетова М. З. Мультимедийные средства как компонент УМК ‘Enjoy English’ для средней школы // Иностр. языки в школе. – 1999. — № 3;

  4. Бухаркина М. Ю. Мультимедийный учебник: что это? // Иностр. языки в школе. – 2001. — № 4;

  5. Дмитриева Е. И. О перспективах и возможностях дистанционного обучения иностранным языкам с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей // Иностр. языки в школе. – 1997. — № 2;

  6. Кручинина Г. А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы. Дидактические материалы к практическим занятиям и творческой работе студентов. — Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет, 2000;

  7. Полилова Т. А., Пономарева В. В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков // Иностр. языки в школе. – 1997. — № 6;

  8. Полат Е. С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностр. языки в школе. – 1998. — № 5-6.

  9. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. –2001. — № 2-3;

  10. Полат Е. С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку // Иностр. языки в школе. — 2001. — № 5;

  11. Протасеня Е. П., Штеменко Ю. С. Компьютерное обучение: за и против // Иностр. языки в школе. – 1997. – № 3;

  12. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”.)

  13. Соловова Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интерактивно-рефлексивный подход. Монография. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. – 336 с.

  14. Телицына Т. Н., Сидоренко А. Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. – 2002. — № 2;

  15. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. – 1997. — № 5;





25


Свежие документы:  Конспект урока английского языка «It’s the Thing You Need»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: