Примерная «сквозная» программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы


Департамент образования, культуры и молодежной политики

Белгородской области

Управление общего и дошкольного образования

Белгородский региональный институт повышения квалификации

и профессиональной переподготовки специалистов

















Примерная «сквозная» программа

раннего обучения английскому языку

детей в детском саду и 1-м классе

начальной школы



















Белгород 2008

ББК 74.261.7 Англ. П76

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Белгородского регионального ИПКППС

Материалы подготовлены кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дошкольного и начального образования Белгородского регионального ИПКППС Н.Д. Епанчинцевой и кандидатом педагогических наук. ст. преподавателем кафедры иностранных языков №1 БелГУ О.А. Моисеенко.

Рецензенты:

Л.Г. Петрова — кандидат педагогических наук, профессор кафедры РЯ и МК БелГУ;

Е.А. Карабутова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков БелГУ;

М.А. Бочко — консультант Управления общего и дошкольного образования


Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевой, О.А. Моисеенко

П 76 Примерная «сквозная» программа раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. — Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. — 90 с.

Настоящая программа является примерной «сквозной» программой по раннему обучению английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной общеобразовательной школы и рассчитана на 4 года обучения.

В программе определены основные положения, цели, задачи, принципы, методы, структура и содержание обучения английскому языку детей данного возраста. Программа снабжена методическими рекомендациями и включает разнообразный методический инструментарий.

Настоящая программа адресована руководителям, старшим воспитателям, воспитателям, специалистам дополнительного образования дошкольного образовательного учреждения, студентам вузов, ссузов, занимающихся вопросами раннего обучения иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста.

15ВМ 978-5-98242-103-6

© Белгородский региональный ИПКППС, 2008


1. Пояснительная записка

Изучение иностранного языка в раннем возрасте особенно эффективно, т.к. именно дети дошкольного и младшего школьного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры. Эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей.

Основные функции иностранного языка на раннем этапе его изучения заключаются в развитии как общей речевой способности детей дошкольного и младшего школьного возраста, в их самом элементарном филологическом образовании, так и в формировании их способностей и готовности использовать именно иностранный язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре и как действенное средство непрерывного языкового образования, воспитания и разностороннего развития личности ребенка.

Современные исследования по реализации раннего обучения иностранному языку и наблюдаемый в практике процесс создания необходимых педагогических условий, обеспечивающих формирование элементарных навыков общения детей в системе «детский сад – начальная школа» требуют скорейшей разработки «сквозной» программы, нацеленной на модернизацию педагогического процесса, выведение его на качественно новый уровень и обеспечение потребности и интересов педагогов, родителей, общества в целом.

Реализация принципа непрерывного систематического языкового образования, соответствующая современным потребностям личности и общества, берет свое начало в детском саду, где дети 4-х летнего возраста (средняя группа) приступают к изучению иностранного языка. Чтобы сохранить преемственность в изучении иностранного языка и «заполнить перерыв», имеющий место в 1-м классе начальной школы, необходимо использовать возможности регионального и школьного компонентов, снимающих в дальнейшем эту проблему. Создание «сквозной» программы в данном направлении стимулирует развитие вариативности и регионализации обучения иностранным языкам в контексте единого образовательного пространства страны и общеевропейских требований.

Предлагаемая «сквозная» программа раннего обучения иностранному языку детей в системе «Детский сад – начальная школа» Белгородской области составлена для детей 4-7 лет, изучающих иностранный (английский) язык в качестве первого иностранного языка в детском саду, включая 1 класс начальной школы. Настоящая программа исходит из того, что обучение иностранному языку не должно прерываться в 1-м классе начальной школы. Она строится на основе преемственности по отношению к целям и содержанию обучения иностранному языку, заложенным в детском саду с учетом методических принципов. Для занятий английским языком в 1-м классе отводится 2 часа в неделю (70 занятий в год).

Повышенная сензетивность детей к языковым явлениям в возрасте 4-7 лет представляет собой ключевую предпосылку успешного формирования элементарных иноязычных речевых навыков и умений. Дети 4-х лет способны воспринимать общение с носителем иностранного языка и постепенно приучаются отвечать ему на его языке. Для достижения поставленной цели на этом этапе используются одношаговые речевые игры. На 5-м году жизни дети способны понимать разницу языков – родного и иностранного. Цели данного этапа достигаются посредством вовлечения детей в двух-трех-шаговые игры, воображаемые ситуации, игры-драматизации, в которых педагог становится партнером по игровой коммуникации. В возрасте 6-7 лет восприимчивость к языку, способность к запоминанию и имитации достигает своего пика. Однако этот возраст накладывает и определенные ограничения:

  • ребенок еще не способен к логическому мышлению (и тем самым – к восприятию сложных грамматических правил иностранного языка);

  • ребенок значительно уступает старшим детям в выносливости и усидчивости;

  • у ребенка может возникнуть активное отрицательное отношение к иностранному языку, которое будет иметь определенные последствия на всю жизнь, и преодолеть их в дальнейшем будет непросто.

Познание мира, познание неродного языка в детском возрасте чаще всего происходит в деятельностно-игровой ситуации. Игра – это главный мотивационный движитель ребенка, тот методический инструмент, который обеспечивает готовность к общению на языке. «Влияние игры очень многосторонне. Переоценить ее развивающее значение невозможно (Д. Эльконин). Поэтому именно игровая методика определяет основной принцип обучения иностранному языку, как в детском саду, так и в младшем школьном возрасте.

В условиях отсутствия постоянного иноязычного контакта основы неродного языка невозможно заложить без опоры на письменный текст. Зрительное подкрепление посредством чтения и письма – прямой путь к прочности знаний. Дошкольник и особенно младший школьник (1 класс) уже не «tabula rasa» (чистая доска), а человек с шестилетним опытом общения на родном языке, у которого уже начал формироваться свой индивидуальный стиль работы и свое отношение логического и эмоционального, слуховой и зрительной памяти. В подготовительной группе детского сада и в 1-м классе начальной школы дети, как правило, в состоянии читать и писать, поэтому на занятиях английским языком целесообразно знакомить учащихся с алфавитом, с секретами английских букв, буквосочетаний, учить читать по образцу, под фонограмму (читать, слушая), учить списывать иностранные слова, словосочетания, сверхфразовые единства и прочитывать их, выполнять занимательные письменные упражнения и задания. Таким образом, данная «сквозная» программа нацеливает обучение детей в подготовительной группе детского сада и в 1-м классе начальной школы всем видам речевой деятельности параллельно при условии, что говорение и аудирование на занятиях предшествуют чтению и письму. Устное опережение в таком понимании вполне логично и соответствует стадиям усвоения языка вообще. Поэтапное формирование элементарных иноязычных навыков и умений обеспечивает непрерывность и полноту процесса обучения детей в системе «Детский сад – начальная школа», отслеживание достижений детей и определение их уровня сформированпости коммуникативной компетенции данного этапа.

Таким образом, цель данной программы предполагает формирование элементарных навыков общения на английском языке у детей дошкольного и младшего школьного возраста (1 класс), обеспечивая преемственность обучения в системе «Детский сад — начальная школа», придавая процессу обучения непрерывность в развитии личности ребенка в целом, его интеллектуальных (когнитивных) и эмоционально-волевых (некогнетивных) способностей, и личностных качеств, которые, прежде всего, проявляются в языке.

Содержание программы, учебные и дополнительные материалы программы призваны:

  • способствовать дальнейшему развитию способностей личности ребенка: мышления, памяти, внимания, восприятия, языковой догадки, эрудиции, дисциплины;

  • развивать его речевые способности и элементарные навыки техники чтения и письма;

  • развивать мотивацию, волю и активность детей;

  • приучать младших школьников к коллективной и самостоятельной работе;

  • развивать любознательность, артистизм и др.

Программа предполагает непрерывное знакомство с иноязычным фольклором (песни, стихи, рифмовки, игры, поговорки), со сказочными персонажами иностранных сказок, другим интересным лингвострановедческим и страноведческим материалом.

Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям, познавательным потребностям и интересам дошкольников и младших школьников, дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.

В целом содержание программы — гибкое решение проблемы непрерывного систематического языкового образования в системе «Детский сад – начальная школа», что является предпосылкой подготовки детей к изучению иностранного языка со 2-го по 4-й классы начальной школы и далее — в средней общеобразовательной школе.

По мере усвоения программы, в процессе диагностирования произносительных, лексических и грамматических навыков (в пределах изученных тем), элементарных коммуникативных навыков и умений в основных видах речевой деятельности (аудировании и говорении), а также элементарных навыков чтения и письма (подготовительная группа д/с и 1-й класс начальной школы), отмечается уровень их сформированности, что позволяет выявить задатки и склонности, начальные знания и умения детей, полученные в детском саду, а так же определить результативность проделанной работы, наметить пути дальнейшей деятельности, цель которой — создание у детей дошкольного и младшего школьного возраста устойчивой мотивации к учебе в целом и к иностранному языку в частности.

2. Основные положения программы

Актуальность данной программы лежит на поверхности и в дополнительном усиленном обосновании не нуждается. Она определяется возросшим статусом иностранного (английского) языка как средства общения, стимулирующего мощное движение общества навстречу новым формам и моделям обучения ему как предмету.

Введение в нашей стране востребованного российским обществом раннего обучения иностранному языку обострило проблему подготовки кадров для преподавания иностранного языка в начальных классах школы, детских садах, в семье. Вместе с тем в самом процессе обучения иностранному языку на раннем этапе обнаружились собственные проблемы, одной из которых является необходимость разработки программы, которая бы обеспечила преемственность и плавный переход в обучении английскому языку в системе «детский сад — начальная школа».

Примерная «сквозная» программа раннего обучения иностранному языку детей в системе «Детский сад — начальная школа», подготовленная специально для детей дошкольного (4-5 лет) к младшего школьного возраста (1-й класс) начальной школы (6-7 лет), предоставляет им возможность в получении непрерывного языкового образования и создает благоприятные условия для общего интеллектуального развития учащихся, постепенном обретении ими способности к логическому мышлению и усвоении детьми всякий раз новых языковых знаний. Таким образом, создается база для дальнейшего изучения иностранного языка во 2-4-х классах начальной школы, а затем в средней школе на более высоком уровне.

Исследования как отечественных, так и зарубежных педагогов и лингвистов (Е.Ю. Протасова, А. Сэйфти, Дж. Галамбос, Р. Карниол) показали, что при раннем старте овладение вторым языком опирается на те же механизмы, что и усвоение родного языка. Опыт показывает, что раннее обучение второму языку формирует у детей металингвистические способности, языковую интуицию, способствует творческому развитию.

К 3-м годам дети уже имеют значительный запас слов, владеют многими формами родного языка, объединяют слова в трехслойные предложения, употребляют множественное число существительных и местоимения, большинство звуков родного языка произносят почти правильно. Начинает формироваться планирующая функция речи, резко возрастает способность подражать, воспроизводить слышимое. Это делает обучение второму языку еще более продуктивным.

Коммуникативно-познавательная деятельность в обучении детей этого возраста второму языку является ведущей как на специально организованных непродолжительных (15-20 минут) занятиях два – четыре раза в неделю, так и в режимных моментах (одевание, раздевание, прием пищи), а также в процессе рисования, лепки, физкультурных упражнений, танцев, экскурсий на природу, игр, театральных представлений с использованием иностранного языка. Взаимодействие с собеседником, звучащим текстом, предметами, картинками вызывает интерес, побуждает к ответной реакции.

На раннем этапе обучения иностранному языку происходит формирование основ языковой и минимальной коммуникативной компетенции. Это стимулирует познавательную мотивацию детей и формирует положительное отношение к изучаемому языку и иноязычной культуре.

Примерная «сквозная» программа исходит из того, что содержание обучения детей младшего школьного возраста иностранному языку должно строиться с обязательным учетом следующих компонентов:

  • социокультурный компонент;

  • национально-краеведческий компонент;

  • межкультурный компонент (сферы коммуникативной деятельности,
    темы, ситуации общения, языковой и речевой материал);

  • коммуникативно-речевые знания и умения оперировать этими знаниями.

Таким образом, изучение иностранного языка в целом и английского в частности в начальной школе ориентировано на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевого, языкового, социокультурного, компенсаторного и учебно-познавательного

компонентов.

Отбор содержания осуществляется с учетом возраста и коммуникативно-познавательных интересов младших школьников. На первый план выдвигаются такие критерии, как аутентичность, занимательность, красочность, реальность, достоверность, интеркультурная ориентированность.

Сформированность элементарных навыков общения на английском языке представляет собой результат овладения языком на каждом конкретном отрезке и этапе раннего обучения. Развитие этих навыков осуществляется в тесной связи с овладением детьми языковыми средствами общения, страноведческой и предметной информацией, необходимыми общеучебными и компенсационными умениями, развитием социальной активности детей.

Мнение и желание родителей о преподавании иностранного языка в детском саду и его непрерывное изучение в 1-м классе начальной школы играет ключевую роль. Индивидуальный опрос, коллективные беседы, анкетирование помогут выявить их осведомленность и компетентность в данных вопросах. Успех реализации «сквозной» программы вплотную зависит от совместной деятельности семьи, дошкольного заведения и начального звена школы.

Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:

  • родительские собрания;

  • индивидуальные и коллективные консультации по иностранному языку;

  • открытые занятия по иностранному языку;

  • совместные мероприятия по английскому языку;

  • анкетирование;

  • помощь родителей в оснащении педагогического процесса и др.

Данная «сквозная» программа построена с учетом возрастных особенностей детей 4-7 лет.

Программа рассчитана на 4 года обучения и направлена на поэтапное формирование и развитие элементарных навыков устной речи, чтения и письма на английском языке у детей 4-7 лет. Занятия построены на сюжетной основе.

Процесс обучения осуществляется по учебно-тематическому плану, определяющему количество и содержание занятий в месяц (детский сад — 8-9 занятий) и четверть (1 класс начальной школы — соответственно: 18час. -18 час. — 22 час.- 20 час.) по разработанным сюжетам для выработки у детей, навыков элементарного общения, чтения и письма на иностранном языке.

Задачи «сквозной» программы по английскому языку органично переплетаются с задачами, которые решаются в детском саду, дополняются и конкретизируются от этапа к этапу.

Работа по данной программе осуществляется в доброжелательной атмосфере, на фоне доверительных отношений между педагогом и детьми и получении положительных эмоций.

Выбор форм проведения занятий по английскому языку, форм и методов обучения обусловлен психслого-педагогическими особенностями дошкольников и младших школьников. Говоря о младших школьниках, Л.В. Занков полагает, что их возрастные особенности должны быть поняты в зависимости от построения учебного процесса. Тогда дидактический принцип доступности вместо того, чтобы служить фактором, неправомерно ограничивающим прогресс в построении обучения, станет одним из надежных условий глубокой творческой работы над коренным усовершенствованием школьного образования (Занков, 1996). Внимания заслуживает факт того, что в 6-7 лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в его темпераменте: ребенок постепенно вырабатывает свой индивидуальный стиль деятельности, активно ищет приемы и способы, помогающие ему применительно к своему темпераменту. По мнению ученых эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно ярко проявляются уже в младшем раннем возрасте в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и т.д. Ведущей деятельностью в процессе овладения иностранным языком признается игровая деятельность с постепенным переходом к учебной.

Занятия иностранным языком на раннем этапе носят многоступенчатый характер, предполагающий довольно частую смену видов деятельности, поскольку поведение детей данного возраста не отличается устойчивостью. Педагогу рекомендуется ориентироваться на активные формы обучения, разнообразить и чередовать их в ходе занятия. Активно используются вариативные формы обучения: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная, парная, игровая.

В процессе обучения детей английскому языку на раннем этапе согласно «сквозной» программе используются следующие основные методы: коммуникативный, наглядный, проектный.

Коммуникативный метод является верховным, доминирующим, в наибольшей степени соответствующий специфике иностранного языка как учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная задача овладение элементарными навыками и умениями устного иноязычного общения на раннем этапе изучения английского языка, создание ядра устной речи и чтения и начальное формирование способности детей к общению на межкультурном уровне.

Наглядный метод предусматривает непосредственный показ на занятиях предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности учащихся.

Проектный метод позволяет реализовать межпредметные связи в обучении, расширить «узкое пространство» общения в кабинете иностранного языка, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для детей указанного возраста. Таким образом, у учащихся развивается элементарная креативная компетенция как показатель коммуникативного владения английским языком на данном этапе его изучения.

Фактор учителя способствует успешному обучению неродному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учитель обеспечивает развитие, познание и самоутверждение каждого ученика на. основе максимальной помощи и поддержки, сочетания разнообразных путей-методов-подходов к обучению иностранному языку.


3. Задачи и принципы программы

В процессе реализации «сквозной» программы решаются следующие задачи:

  • создание условий для коммуникативно-психологической адаптации
    учащихся 4-7 лет к изучению иностранного языка;

  • развитие коммуникативно-игровых и творческих способностей с помощью инсценировок, ролевых игр, проектов;

  • создание основы для развития механизма иноязычной речи в
    различных видах речевой деятельности;

  • формирование страноведческой мотивации с помощью доступной для
    этого возраста аутентичной информации о странах изучаемого языка и их
    культуре;

  • расширение кругозора детей посредством знакомства с иноязычными
    праздниками, традициями, иностранными словами, вошедшими в русский
    язык и др.

  • использование материалов региональной направленности в
    иноязычной деятельности детей.

В соответствии с поставленными задачами определены следующие принципы обучения:

  • принцип коммуникативной направленности, выдвигающий мысль о том, что овладеть каким-либо видом речевой деятельности можно лишь выполняя этот вид деятельности, т.е. научиться говорить – говоря, слушать – слушая, читать – читая, писать – выполняя письменные задания;

  • принцип опоры на родной язык, предполагающий проведение
    определенных параллелей родного и иностранного языка и установление
    общих закономерностей;

  • принцип интеграции, заключающийся в том, что в процессе обучения
    какому-либо одному аспекту или виду речевой деятельности мы задействуем
    (интегрируем) и формируем все остальные аспекты и виды деятельности;

  • принцип дифференциации, определяющийся тем, что при
    формировании каждого отдельно взятого вида деятельности и аспекта языка
    мы используем особые технологии, построенные с учетом специфических
    механизмов, лежащих в основе формирования каждого отдельного языкового
    и речевого навыка;

  • принцип коллективно-индивидуального взаимодействия;

  • принцип «минимакса», заключающийся в минимальном количестве
    вводимых на занятии фраз при их максимальной тренировке;

  • принцип игровой основы обучения.

Необходимо также учитывать психологию возрастной категории детей, опираясь на принцип коммуникативности, функциональности мышления детей. На основе данного принципа в программе подобраны темы занятий, совпадающие с интересами детей данной возрастной группы, что способствует более раннему осознанию ими социальных процессов и подключение личности к этим процессам.

В данной программе указанные задачи и основополагающие принципы решаются в процессе целенаправленной деятельности: на учебных занятиях, различных внеклассных мероприятиях, в практической деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и воспитателями/учителями.





















7. Методические рекомендации к работе по программе


Tell me and I forget.

Teach me and I remember.

Involve me and I learn .

B. Franklin

Скажи мне и я забуду.

Научи меня и я запомню.

Вовлеки меня и я выучу.

Б. Франклин

7.1. Организация педагогического процесса

Эффективность процесса обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста английскому языку, прежде всего, зависит от трех главных факторов:

  • фактора учителя, заключающегося в его постоянном самосовершенствовании;

  • фактора игры как ведущего вида деятельности, отвечающего за создание прочной мотивации у детей к изучению языка;

  • фактора, связанного с уровнем сформированности навыков, умений и знаний по языку.

Не исключаются и другие немаловажные обстоятельства, оказывающие благотворное влияние на весь процесс обучения детей данному предмету, среди которых – условия обучения, психологический микроклимат на занятиях, развивающая среда, сочетание преподавания иностранного языка с деятельностью по развитию родной речи учащихся и др.

В компетенцию педагога входит научить ребенка учиться и ориентироваться в информационном потоке, сформировать у них умение оперировать языком. Раннее обучение детей иностранному языку способствует решению этой задачи. При этом необходимо рассматривать обучение детей иностранному языку не как отдельному предмету, а как комплексное формирование личности в контексте современных социальных требований.

Педагогическое обследование проводится педагогом дополнительного образования — преподавателем английского языка два раза в год: за первое полугодие в январе, за второе полугодие в мае (возможно третье обследование – в начале учебного года для вновь потупивших детей или детей, для которых требуется коррекция программы).

Как по завершению изучения английского языка в детском саду, т.е. при поступлении детей в 1-й класс, так и по окончании 1-го класса, необходимо провести диагностику уровня владения английским языком в целом. Благодаря диагностике мы получим объективный критерий оценки результатов обучения детей английскому языку. Диагностирование позволит выявить направления и наметить дальнейшие шаги элементарного языкового образования и воспитания детей от одного возрастного подэтапа (детский сад) к другому промежуточному подэтапу (1-й класс, начальная школа) с переходом на следующий подэтап (2-4 классы, начальная школа) с учетом повышения уровня знаний, навыков и умений.

Критерии оценки уровней усвоения программного материала

в детском саду

1. Диалогическая речь.

Проверяется умение задавать вопросы и отвечать на них.

Высокий творческий уровень: задает более 3-х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы творческие, развернутые (сверх того, что требуется).

Высокий уровень: задает более 2 вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения.

Средний уровень: задает менее 2 вопросов, вопросы условно-правильные, ответы не четкие, условно-правильные (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки).

Низкий уровень: не задает вопроса, ответы неправильные (нарушающие смысл и с ошибками).

2. Монологическая речь.

Высокий творческий уровень: ответ творческий (сверх того, что требуется), речь корректная, количество фраз 5 и более.

От дошкольников требуется высказаться в соответствии с предложенной ситуацией.

В высказывании необходимо реализовать коммуникативные умения говорящего, оно должно соответствовать ситуации и быть связным.

Высокий уровень: учитывается общее количество фраз, построенных по различным моделям: речь корректная, содержит 3 и более фраз.

Средний уровень: речь условно-правильная (есть лексические и грамматические ошибки), 2-3 фразы.

Низкий уровень: не дает ответа.

3. Аудирование.

Проверяется умение понимать речь на слух и передавать ее содержание по-русски.

Высокий уровень: правильно передает содержание сказанного, отгадывает загадку.

Средний уровень: условно-правильно передает содержание сказанного, (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки), отгадывает загадку.

Низкий уровень: не понимает о чем шла речь, не отгадывает загадку.

4. Лексические навыки.

От дошкольников требуется назвать лексические единицы по заданной теме.

Высокий творческий уровень: ответ творческий (сверх того, что требуется), лексический запас превышает программные требования.

Высокий уровень: лексический запас соответствует программным требованиям, называет все ЛЕ по каждой теме, не испытывая при этом затруднений.

Средний уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет более 60% ЛЕ по каждой теме, испытывает при этом затруднения.

Низкий уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет менее 60% ЛЕ по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения, не называет ЛЕ.

5. Грамматические навыки.

Высокий творческий уровень: имеет запас знаний сверх программы, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач, справляется с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Ответы дает творческие, развернутые (сверх того, что требуется), вопросы правильно сформулированы.

Высокий уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач, справляется с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения, вопросы правильно сформулированы.

Средний уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач. Однако требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. Если дети пытаются справиться сами, то делают это не в полном объеме, рекомендуемой программой для данного возраста, делают грамматические ошибки. Ответы не четкие, условно-правильные (содержащие грамматические ошибки), вопросы условно-правильные.

Низкий уровень: дети не имеют предусмотренного программой запаса знаний, испытывают затруднения при их использовании. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значительно влияния на ответы, дети не всегда справляются с заданием или не справляются совсем, часто отмалчиваются, отказываются выполнять задания или выполняют с серьезными ошибками, соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания.

6. Фонетические навыки.

От дошкольников требуется четко и правильно произносить заданные звуки.

Высокий уровень: произношение звуков соответствует программным требованиям, все звуки произносит четко и правильно, не испытывая при этом затруднений.

Средний уровень: произношение звуков частично соответствует программным требованиям, не все звуки произносит четко и правильно, испытывает при этом затруднения.

Низкий уровень: произношение звуков не соответствует программным требованиям, многие звуки произносит неправильно, испытывает при этом серьезные затруднения, отказывается произносить заданные звуки.




7.2. Методика диагностики общего уровня владения английским языком

(1-й класс начальной школы)

Нулевой уровень владения языком:

Ребенок не способен вступать в обсуждение на требуемом уровне. Его вклад настолько минимален, что продолжать беседу бессмысленно.

Низкий уровень владения языком:

Ребенок способен ответить лишь на некоторые вопросы беседы. В речи испытуемого встречаются фонетические, грамматические и синтаксические ошибки. Ошибки встречаются почти во всех высказываниях. Он владеет минимальным запасом лексики, но не умеет её использовать, В разговоре часто использует слова родного языка вместо незнакомых ему английских слов.

Средний уровень владения языком:

Ребенок способен понимать общее содержание вопросов беседы и проявляет желание участвовать в разговоре. Испытуемый предпринимает попытки говорить с правильным произношением и интонацией. Его речь в основном понятна носителям языка. Он правильно использует элементарную грамматику, но свободного элементарного владения языком не наблюдается. Ошибки примерно в 25 % высказываний.

Высокий уровень владения языком:

У ребенка почти нет проблем в понимании вопросов на данном элементарном уровне. Он способен вести беседу в правильной и интересной форме. Его речь выразительна и понятна. Если он допускает ошибку, может сам быстро её исправить. Ошибки грамматического плана отсутствуют в 75% высказываний. Испытуемый может поддерживать разговор на заданную тему.


7.3. Конспекты занятий

Предлагаемые конспекты занятий представляют собой примерное планирование одного из сюжетов «сквозной» программы. Конспекты выступают как вариант решения учебных задач, поставленных перед занятием. Конспекты могут послужить путеводителем учителю для организации учебно-речевой деятельности учащихся на занятиях

английским языком.

Чтобы не сдерживать творческую инициативу учителя, конспекты носят свернутый характер. Учитель по своему усмотрению располагает такие этапы занятий, как динамическая пауза или проверка домашнего задания, звуко/букводиктанты, «летучки» по проверке усвоенной лексики, другие формы контроля. Педагог, в зависимости от характера группы, её продвижения в языке, своих особенностей и т.д., подбирает нужные, по его мнению, обучающие игры, использует рациональные приемы введения, закрепления и активизации того или иного языкового явления и т.д.

Педагог постоянно самосовершенствуется, прилагает все усилия, весь свой профессионализм на успешное обучение детей английскому языку. Он активно внедряет современные коммуникативные и информационные технологии, раскрывая творческие возможности личности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Приблизительное уменье,

Как сварганенный наспех дом, —

Если даже не мстит немедля,

То обрушивается потом.

Р. Рождественский























7.4. Сценарии внеклассных мероприятий

Проведение внеклассных мероприятий по английскому языку на раннем этапе обучения является особенно актуальным, поскольку они развивают и совершенствуют иноязычное общение в связи с благоприятными условиями для создания различного рода естественных речевых ситуаций. Внеклассная работа по языку успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как в каждой точке процесса обучения иностранному языку создаются условия для применения приобретенных знаний, навыков, умений, что в свою очередь обеспечивает стойкое положительное отношение к изучению языка.

Как правило, в детском саду и в начальной школе внеклассная работа по иностранному языку является массовой формой деятельности детей и проводится эпизодически согласно плану учреждения. Формы мероприятий могут быть разнообразными: утренники, конкурсы, соревнования, КВН, викторины, театрализованные представления и т.д.

В программе представлены разработки мероприятий по английскому языку (из опыта работы Моисеенко О.А.).

Полезные методические рекомендации по организации театрализованной деятельности вы найдете в новом учебно-методическом пособии Н.Б. Булгаковой «Театрализованная деятельность на английском языке в детском саду».













7.5. Работа с воспитателем

Воспитатель принимает самое непосредственное участие в воспитании детей средствами иностранного языка, оказывает определенную помощь педагогу и родителям в организации воспитательного процесса по иностранному языку. При этом воспитатель, не имеющий специального языкового образования, не вмешивается в специальную работу по иностранному языку. В процессе изучения иностранного языка«создаются специфические условия, требующие от воспитателя внимательного, бережного отношения к каждому ребенку, учета его возможностей и темпа продвижения в изучении английского языка, его склонностей и способностей. Это предполагает наличие у воспитателя большого педагогического мастерства, умения последовательно и корректно оказывать помощь детям в применении полученных навыков в английском языке. Продолжение занятия по английскому языку может найти себя в режимных моментах дошкольного учреждения. Рекомендации для воспитателя:

  • организовывать прослушивание фонозаписей песен, стихов, рифмовок
    вместе с ребенком в свободное от занятий время;

  • организовывать просмотры фильмов/мультипликационных фильмов
    на английском языке;

  • принимать участие в подготовке и проведении внеклассных
    мероприятий на иностранном языке;

  • знакомить детей с необходимым и дополнительным страноведческим
    материалом (традиции, обычаи, литература, сказки и др.) по рекомендации
    педагога с дополнительным образованием;

  • помогать педагогу в создании развивающей среды по иностранному
    языку в целом.

7.6. Работа с родителями

Практика показывает, что большинству родителей небезразличны успехи их детей в овладении иностранным языком. Они стремятся быть в курсе продвижения ребенка в языке и способны оказать поддержку ему и педагогу. Ребенок открывает для себя мир нового языка, который не ограничивается материалом, предлагаемом на занятиях. Поэтому родители могут обеспечить более широкое знакомство с культурой, литературой, обычаями и традициями англоговорящих стран. Педагог может предложить родителям советы следующего содержания:

  • интересоваться тем, что нового узнал ребенок на уроках английского
    языка — это необходимо для поддержания интереса к изучению языка;

  • помогать детям готовиться к занятиям: подбирать картинки, игрушки,
    наклеивать фотографии, рисовать на заданную тему;

  • обращать внимание на особенности усвоения ребенком нового языка;

  • обращать внимание на особенности памяти и мышления ребенка;

  • контролировать и помогать при выполнении домашних заданий по
    языку;

  • следить за состоянием тетрадей, словариков по английскому языку;

  • слушать фонозаписи песен, стихов, рифмовок вместе с ребенком;

  • в случае вынужденных пропусков занятий, обращаться к педагогу и
    пытаться помочь ребенку наверстать упущенное;

  • принимать посильное участие в подготовке внеклассных
    мероприятий, например, в изготовлении костюмов для спектаклей на
    английском языке;

  • помогать в оформлении кабинета иностранного языка;

  • приходить на утренники и праздники английского языка в качестве
    зрителей и участников.

7.7. Развивающая среда

Развивающая среда в группах должна быть организована таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно применять свои знания, умения и навыки в практической деятельности по английскому языку. Наличие современных игр и игрушек способствуют организации творческих, подвижных, динамических, спортивных, народных и т.п. игр. Чтобы изучение английского языка превратилось в удовольствие и стало поистине «учением с увлечением» (С.П. Соловейчик), необходимо уделять внимание оформлению кабинета иностранного языка, качеству наглядных пособий, картин, слайдов, т.е. всему методическому инструментарию. Все это должно вызывать эстетическую мотивацию к иностранному языку и способствовать эстетическому развитию детей, обеспечению состояния комфорта.

Мир английского языка полон новых, неизведанных дорог. Ребенок познает его руками, глазами, слухом. И, если ребенок чувствует, значит знает. Творчество — это тот канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Задача педагога создать для этого все необходимые условия.

Предметная развивающая среда — важный компонент обучения дошкольников английскому языку. Она способствует развитию творческой личности, формирует образ мира ребенка.

Развивающая среда это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и его личности. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми. Она строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для целенаправленной и разнообразной деятельности.

Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплексностью и многообразием материалов. Развивающая функция среды требует для своей полной реализации сочетания необычных компонентов.

Важное требование к предметной среде — ее вариативность. Благодаря своеобразию материалов, художественно-образным решением, мобильностью ее компонентов она приобретает свой колорит и форму. Предметная среда в целом или ее фрагменты нужна всегда, как поле детской деятельности, как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. В ней ребенок действует, применяя уже имеющиеся у него -знания, поэтому она должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении.




Свежие документы:  Конспект урока на тему "new american"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: