Проблемы обучения учащихся английскому языку в общеобразовательной школе с различным уровнем подготовки. Teaching Mixed Ability Teens


Данные об авторе



  1. Мархотина Лариса Владимировна

« Обучение английскому языку разноуровневых подростков».

Markhotina Larisa

Teaching Mixed Ability Teens”.

  1. Государственное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 692 Калининского района,

СанктПетербург, России

State school № 692, St.-Petersburg, Russia

  1. 195274, Санкт –Петербург, ул. Демьяна Бедного,д.14, кор.2, кв. 101

  2. [email protected], 8(812)558-82-59

8(911)296-59-76


  1. Учитель английского языка 1 категории.


















Проблемы обучения учащихся английскому языку в общеобразовательной школе с различным уровнем подготовки.

Teaching Mixed Ability Teens.


Аннотация


В статье представлена система форм обучения учащихся английскому языку в общеобразовательной школе с различным уровнем подготовки, способствующая эффективному усвоению знаний, а также реализующая индивидуальный подход в повышении коммуникативной компетенции учащихся.



This article considers some communication skills in learning English. The author continues the tradition of making the teaching material, presents some practical tasks and solves personal problems of pupil who needs in support. Through transfer activities we should attempt to get closer to real communication and positive atmosphere in our classrooms.



Ключевые слова:

Key words:

  1. Communication – приемы коммуникации;

  2. Project work – проектная работа;

  3. School teaching – школьное обучение;

  4. Teaching material— практический учебный материал;

  5. индивидуальный подход в обучении.














В ходе анализа многолетнего опыта обучения в общеобразовательной школе разного типа иностранному языку можно определить, что одной из важных проблем, мешающей успешному освоению знаний, является коммуникативная неразвитость и особенности индивидуальных способностей учащихся. С одной стороны, для разных детей требуются различные формы занятий, с другой стороны, они зачастую не в состоянии сформулировать причину возникающих у них трудностей или просто стесняются про них сообщить. Некоторые ученики быстро усваивают объяснения преподавателя, другим нужно более подробные разъяснения или даже дополнительные занятия. Программа и предлагаемые учебники, по которым учатся дети, рассчитаны на среднего ученика. Участвуя в работе как педагогических советов, так и районных и городских семинаров, учителя постоянно подчеркивают необходимость в разработке технологий и методов обучения, позволяющим уделить каждому ученику 10- 15 минут, чтобы реализовать возможности личностно — ориентированного подхода к изучению английского языка, так как он «основан на личностных особенностях обучаемых» [1, c. 297].

Целью данной статьи является рассмотрение возможных путей для решения выявленной проблемы, что, в свою очередь, несомненно, будет способствовать повышению у учащихся интереса к предмету и повышению результатов качества обучения.

Для осуществления поставленных задач перед учителем иностранного языка и с учетом результатов проведенного педагогического эксперимента были разработаны различные степени сложности задания, которые: 1) заинтересовали малоактивных и несклонных к изучению иностранного языка детей, 2) учитывали при разработке упражнений возрастные и психологические особенности каждого ребенка, 3) подбирались в соответствии с особенностями восприятия каждого школьника , 4) широко использовали тексты, знакомящие учащихся с культурой, историей, традицией и современной жизнью стран изучаемого языка.

Также стоит отметить, что значимость изучения иностранного языка в современном мире не ограничивается только коммуникативными умениями. Представляется необходимым выделить некоторые возможные виды занятий для развития следующих умений:

— внимание,

— уровень владения иностранным языком,

— интерес,

— мотивация,

— скорость сообразительности.

Предлагаем несколько практических рекомендаций, ориентирующихся на индивидуальные способности детей.



  1. Старайтесь заметить каждого ученика. Педагогу необходимо учесть, своевременно ли открыта учеником нужная страница, четко ли услышана инструкция к действию, помнит ли ученик предыдущий материал, на котором базируется новый. Учитель должен учесть самочувствие учащегося, его способность воспринять учебный материал. Обращая на это внимание, учитель должен спланировать урок так, чтобы детям было интересно сотрудничать как с учителем, так и друг с другом. Ученик должен выполнять задание не формально, а усвоить предложенный материал. Если у учащегося определенное упражнения вызывает затруднение , учителю необходимо его заменить посильным.

  2. Определите знания и возможности каждого ученика. Школьники, имеющие разный уровень подготовки в изучении английского языка в одном и том же классе, не всегда способны выполнять одни и те же упражнения. Поэтому учитель должны иметь материал различного уровня сложности, чтобы поставленная на уроке задача могла быть выполнена учениками различной степени подготовки.


Пример. После чтения текста о правилах поведения в гостях, в таких странах как Греция и Франция, более сильные дети выполняют задание A:


  1. Write a sentence for each country saying what gift you should give your host/hostess if you are invited for dinner.


Более слабые ученики выполняют задание B.

  1. Fill in the gaps or circle the word you want to use:


  1. You should take your Greek hostess (roses, a specific object, a cake)

  2. What`s a common form of greeting between close French friends and relatives (the embraces, the handshake, the kisses).


В то время как одно задание является творческим, выполняется сильными учениками, другие, более слабые, оказывают им поддержку, которая заключается в чтении и выборе необходимых слов. Предлагаемые задания могут вызвать затруднение у менее уверенных учеников, так как те могут быть не осведомлены, какого типа информация должна быть представлена, (она требует знания традиций некоторых стран, хотя в самих заданиях есть выбор слов, не требующий хорошего знания английского).


Изучение английского языка с психологической точки зрения – это сложный процесс формирования в коре головного мозга новой речевой системы, которая начинает сосуществовать и постоянно взаимодействовать с уже выработанной системой родного языка. Дети имеют разные возрастные и психологические особенности, которые вызывают «индивидуально-психологические различия, отличающие людей друг от друга» [2, c. 82]. Для успешной реализации индивидуального подхода представляется эффективным применение разноуровневых диктантов.



Разноуровневый диктант может быть предложен для трех разных уровней развития детей.

Вот пример такого диктанта.

Это шуточная загадка, которой можно заинтересовать детей.


What do you call the little holes tied together with strings?


Fish-net

Ученики, которые сильнее, получают чистый лист бумаги и пишут диктант.

Ученики, которые менее сильные, получают лист А.


Sheet A — fill in the gaps


What do you ___ the little _____ tied _________with___?


Finish-net


Ученики, которые нуждаются в большей поддержке, получают лист В.


Sheet B – circle the word you hear.


What do you name/call/say the little hobbies/holes/horses tied

together with strings/rings/trees


Fish (wish, dish) net


Преимущества разноуровневых диктантов в том, что все ученики работают над одним и тем же текстом, но на том уровне, который им более удобен. Для подготовки к уроку учителю необходимо подготовить материал различного уровня сложности. Подобного типа диктанты стимулируют внимание детей, раскрывают в них новые возможности.

Учителю необходимо учитывать, что для выполнения задания ученикам требуется разное количество времени. В этом случае идеальным является опыт обучения в небольших группах, когда есть возможность детям помочь друг другу и отводить на упражнение разное время. Сильный, средний и слабый ученики выполняют одно задание. Объединять их необходимо с учетом их совместимости друг с другом. Обязательно надо дать ученикам время на обдумывание задания. Как вариант задания предлагается песня «Битлз»: «Она уходит из дома». Ученики после ее прослушивания либо пишут заметку о том, в силу каких причин дети, уходя из дома, уходят от родителей, либо о том, что родители могут чувствовать после их ухода. Работа в подобном режиме не столь стрессовая для слабых учеников, чем индивидуальная консультация.

Дети с разным интеллектуальным развитием и воспитанием успешно проявляют себя в сотрудничестве, что, в свою очередь, формирует у них самостоятельность мышления, а также ответственность за свои успехи и за успехи своих товарищей. Реализация таких задач, как творческие проекты, при их разнообразии дают возможность детям раскрыть свои способности. “ Проекты – личностно-ориентированный вид работы, так как учащиеся пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях. При подготовке проекта они изучают интересные для себя темы” [3, с. 39]. Проекты предполагают активизацию интеллектуальной деятельности учащихся: они должны сочинять, вырезать, наклеивать, обращаться к справочной литературе, советоваться с профессионалами, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать презентации. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который еще недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы из других областей знания. При оценке готового проекта следует обратить внимание не только на правильное использование английского языка. Важным стимулом для развития личности учащихся является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

В процессе обучения иностранному языку целесообразно применять игровые методы. Учителю необходимо привлечь к игре наибольшее количество детей. Игра займет 3-5 минут, но заинтересованность и возможность победы включат учеников в работу. Попросите детей придумать число между 1-10. Умножить на три, добавить один, умножить на три, добавить задуманное число и зачеркнуть последнюю цифру, останется задуманное число. Увеличивая количество английских слов, через два- три урока ученики самостоятельно говорят инструкцию на английском языке: Think of a number between 1 and 10. Multiply it by 3, add 1, multiply by three again. Add the number you gave and cross out the three at the end of the number. The result will be the number you thought of. [2, c.23]

Есть задания, которые позволяют детям использовать знания из других областей знания, и это повышает их самооценку и уважение в классе.

Можно предложить еще одна игру:

Choose a letter of the alphabet and ask students to write the following beginning with that letter in English:

a country

a man`s name

a sport

a fruit or vegetablе

an animal

a number

a part of the body

e.g. with the letter T = Tunisia, Tom, tennis, tennis, tangerine, turtle, two, tongue.

В этой игре победителем может стать и тот ученик, который не обладает глубокими знаниями английского языка и это должно его стимулировать на дальнейшее его совершенствование.

Возможно также задание на развитие воображения. Стоит предложить школьникам назвать слова, связанные, например, с темой «Покупаем машину».



Вuying a Car.


Power economy comfort safe practical real colour



Рассказ можно записывать на доске, можно дать детям возможность попробовать работать в группах. Принимать во внимание любые слова и предложения, даже самые простые. Игры и загадки в учебной деятельности являются очень хорошим примером успешного освоения учебного материала.


В результате годового эксперимента было проведено анкетирование детей, в результате которого 97% детей выразили интерес к разноуровневым заданиям и предложили сами участвовать в разработке различных упражнений. Предложенные задания в виде карточек в обучении чтению, лексики или грамматики усиливают активность учеников, стимулируют к лучшему усвоению лексики и в то же время обеспечивают детей разнообразными задачами. Это значительно эффективнее, чем чтение сложных для восприятия отрывков, взятых из книги.

Таким образом, эффективность предлагаемых практических заданий в том, что они:

— повышают коммуникативную компетентность;

— создают задания с разнообразными вариантами сложности;

— мотивируют учеников;

— развивают быстроту мышления;

— создают возможность проявить ученикам собственную позицию.

В результате дети запоминают материал быстрее и надежнее. Предложенные задания также дают возможность детям приобрести опыт в изучении английского языка, который не всегда возможен на традиционном уроке.

Однако разные обучающие возможности создают и проблемы: так, например, время урока лимитировано, и учитель вынужден назначать время для выполнения задания, даже если оно не соответствует уровню знаний ученика. Изучение языка – это немалое напряжение, и далеко не все ученики могут его выдерживать на протяжении определенного отрезка времени. Предложенные же методы работы имеют преимущества в изучении английского языка, не только в силу своего индивидуального подхода, но и в наличии игрового момента, который в значительной степени снимает возникшую усталость у школьников. Во-первых, разноуровневые карточки расслабляют и стимулируют детей, помогают изучать и с легкостью удерживать в памяти новые слова. Во-вторых, предложенные задания вовлекают детей в дружеское соревнование, заинтересовывают учащихся.

Таким образом, изучение английского при помощи разноуровневых заданий является эффективным апробированным способом обучения, реализующим индивидуальный подход и способствующим повышению коммуникативной компетенции учащихся.




Список литературы:


  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций. Изд-во «Омега-Л» Москва, 2005


  1. Психология и педагогика. Учебное пособие. Составитель и редактор А.А.Радугин. М.: Центр, 1999.


  1. Пособие для учителей России. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку. Oxford University Press 1997









8


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Сочетание предметов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: