Статья «Педагогическое проектирование по экологии на уроках английского языка в 8 классе»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №39 имени П.Н. Самусенко» г. Братска









Статья


«Педагогическое проектирование по экологии на уроках английского языка в 8 классе»



подготовила

учитель английского языка

Максимова Ирина Юрьевна

















г. Братск

2014


Содержание:

  1. Введение. Педагогическое проектирование в обучении английскому языку………. . 3

  2. Проект «Экологическая группа» (“ Environmental Friendly Group”)……………….3

  3. Выполнение проекта…………………………………………………………………….. .5

  4. Этапы работы над проектом ……………………………………………………………..5

  5. Заключение ………………………………………………………………………………..6

  6. Приложение1 ………………………………………………………………………………7

  7. Приложение2 ………………………………………………………………………………8

  8. Список использованной литературы …………………………………………………….9

  9. Интернет-ресурсы …………………………………………………………………………9




































1. Введение. Педагогическое проектирование в обучении английскому языку.


В своей деятельности учитель английского языка, так или иначе, касается проблем педагогического проектирования и технологии. Обучение в традиционной школе предстает как изложение истины всезнающим учителем. А познание и открытие этих истин требует введения в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся.

     Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

     Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе.

     Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.

В своей практической деятельности я использую метод проектов в течение 10 лет. Совместно с детьми были созданы следующие проекты:

  • Времена года и одежда (4 класс)

  • Дом моей мечты (5 класс)

  • Путешествие по Великобритании (6 класс)

  • Экскурсия по Вашингтону (8 класс)

  • Ателье мод (10 класс)

  • Экологическая группа (8 класс)

  • Фестиваль английской песни (9-11 классы)

Следует отметить, что проект «Фестиваль английской песни» является коллективным, он осуществляется в нашей школе на протяжении ряда лет учителями английского языка при поддержке администрации и других учителей- предметников.

Более подробно остановимся на новом проекте, разрабатываемом в нашей школе, который получил название «Экологическая группа»


2. Проект «Экологическая группа» (“ Environmental Friendly Group”)

2.1. Цель проекта и направления работы над проектом:

  • Формирование и развитие языковых умений, лингвистической одаренности, стремление к активным действиям;

  • Формирование у учащихся понимания глобальной проблемы человечества, связанной с защитой и сохранением окружающей среды и желание проявить заботу об окружающем мире;

  • Организация экологически чистой среды в родном городе.

  • Формирование у школьников экологического сознания.

  • Формирование практических навыков выживания в неблагоприятных экологических условиях.

  • Воспитание культуры общения с природой, умение охранять её от воздействия человека;

  • Создать условия для раскрытия творческих способностей у учащихся


2.2. Ожидаемые результаты работы над проектом:

  • формирование экологического мышления учащихся;

  • появление творческого потенциала и языковой компетенции у учащихся;

  • повышения интереса к изучению английского языка и его практического применения.

2.3. Охрана окружающей среды в курсе английского языка

Какое отношение имеет изучение проблем экологии к обучению английскому язы­ку? Не лучше ли учителю-языковеду сконцентрировать свое внимание на проблемах обу­чения школьников грамматике, лексике, коммуникативным навыкам и умениям? На наш взгляд, существует целый ряд причин, по которым изучение проблем экологии должно стать неотъемлемой частью уроков иностранного языка. Вот только самые важные из них:

Проблемы экологии стали насущными проблемами человечества. Такие про­блемы как уничтожение лесов и исчезновение животных, стали сегодня настолько актуальными, что их решение требует неотложных действий всех членов мирового сообщества. Мы, учителя, не можем оставаться в стороне от событий в мире и не­сем моральную ответственность за понимание нашими учащимися сути экологиче­ских проблем. Именно мы должны научить школьников делать свой независимый, осознанный, основанный на знаниях выбор в решении вопросов окружающей сре­ды.

Проблемы окружающей среды — ценный источник учебной информации.

Контекстуализация нового материала при его введении и закреплении практикуется многими учителями. Однако, простого использования какой-либо ситуации для проведения уроков изучения лексических единиц или формирования речевых уме­ний явно недостаточно. Многие учителя используют ситуацию-контекст только как отправную точку для отбора языковых понятий, которые предстоит изучать в клас­се. Те из них, которые опираются в работе на тему охраны окружающей среды, убеждаются, что эта тема может стать весьма полезной для интеграции интересно­го содержания в процесс обучения иностранному языку.

Проблемы окружающей среды — реальны. Введением проблем экологии в школьный класс на уроках мы расширяем достаточно узкие рамки обучения иностранному языку и более эффективно связываем учебную деятельность с «настоя­щей жизнью». Нельзя забывать, что мы изучаем язык не для того, чтобы говорить, читать или писать об этом языке, а потому, что нам хочется говорить, читать и пи­сать о мире вокруг нас.

Проблемы окружающей среды повышают мотивацию учащихся. Экологиче­ские проблемы, такие как загрязнение воздуха, реки Ангары, озера Байкал промышленными предприятиями города Братска не только реальны, они представляют определенный личный интерес для школьников. Учащиеся любого возраста, особенно дети, с увлечением работают над предлагаемыми им экологическими ситуациями.

Изучение проблем окружающей среды создает опору для формирования и развития языковых навыков и умений школьников. Эта тема предоставляет боль­шие возможности для организации работы над учебными проектами и другими ви­дами формами учебной деятельности, которые требуют интеграции всех речевых умений. Например, реализуя на уроке исследовательский мини-проект «Экологи­ческие проблемы нашего города», школьники учатся работать в группе, а также полу­чают возможность практически применить свои умения делать записи, вести обсу­ждение, выступать, слушать, писать сочинение-эссе на английском языке. В про­цессе работы, наряду с базовыми умениями и навыками, учитель формирует у школьников и такие более сложные языковые умения, как умение критически мыслить, умение принимать решение в группе, умение избирательно читать пред­лагаемые материалы.

Изучение проблем окружающей среды может быть увлекательным для школьников. Несмотря на то, что экология — тема тревожная и весьма серьезная, изучение ее не должно приобретать депрессивный, угнетающий характер. Включая в урок виды деятельности, которые должны иметь позитивный настрой и быть свя­заны с тем вкладом, который мы можем внести в дело спасения Земли от экологи­ческой катастрофы. Уроки экологии могут и должны дать детям интересный, по­лезный и увлекательный опыт.

3. Выполнение проекта

Проект выполняется группой учащихся 8 класса

3.1. Данный проект является межпредметным — экологическим и языковым (по предметно – содержательной области)

Экологические проекты требуют привлечения исследовательских, поисковых методов, интегрированного знания из разных областей. Они могут быть одновременно и практико-ориентированными (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и т.п.);

 Языковые проекты очень популярны, поскольку касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов.

Учебные предметы, близкие к изучаемой теме: география, история, черчение, изобразительное искусство, экология, социология. Для реализации проекта использовалось следующее оборудование: фотоаппарат, компьютер, принтер, сканер, проектор.

3.2. Проект также можно классифицировать как внутренний, практико-ориентированный (по характеру координации проекта)

3.3. По продолжительности проект является долгосрочным.

4.Этапы работы над проектом

4.1. Первый этап. Разработка проектного задания

ЗАДАЧИ: определение темы, уточнение целей, актуальность проблемы, выбор рабочих групп и распределение в них ролей (приложение 1), определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Экологическая группа получает задание собрать материал о промышленных предприятиях города, об их влиянии на экологическую обстановку. Кроме этого учащиеся собирают информацию о животном и растительном мире Сибири. Дополнительное задание – найти названия животных и растений в русско-английском словаре.

Группа журналистов готовит вопросы для интервью с директором школы о влиянии экологии на здоровье школьников. При этом они совершенствуют навыки устной и письменной речи на английском языке.

Компьютерная группа готовит электронную презентацию проекта.

УЧИТЕЛЬ мотивирует работу учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает, помогает в налаживании контактов и организации технических моментов.

4.2.Второй этап. Разработка проекта (самостоятельный сбор информации, накопления нужных материалов).

ЗАДАЧИ: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта.

УЧЕНИКИ: самостоятельная работа с информацией (индивидуальная, групповая, парная), анализ, обобщение, синтез идей, выполнение исследований по группам, работающим над проектом и оформляющим проект.

4.3.Третий этап. Оценка результатов.

ЗАДАЧИ: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ полноты достижения поставленной цели.

УЧЕНИКИ участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

4.4.Четвертый этап. Защита проекта.

ЗАДАЧИ: подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта.

УЧЕНИКИ защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Результаты каждого ученика высчитываются по анкете рейтинговой оценки (приложение 2)

5. Заключение

В заключение хочется отметить, что проектная методика обучения позволяет не только значительно углублять и расширять знания учащихся по предмету, но и помогает школьникам успешно продвигаться во взрослой жизни, а также способствует профориентации и даже перепрофилизации в будущем, удовлетворению и развитию познавательных потребностей учащихся.

Собранным ими краеведческим материалом пользуются на уроках учителя иностранного языка.

В результате работы над проектом удалось создать для каждого члена группы личностно-ориентированную ситуацию и условия для выбора партнера и предпочтительной деятельности, тем самым, индивидуализируя и дифференцируя процесс обучения и воспитания. Работа над проектом действительно позволила обеспечить социализацию и саморазвитие каждого учащегося. При работе над проектом были задействованы коммуникативная, эстетическая и эмоционально-личностная мотивация учащихся. Каждый из участников проекта имел возможность увидеть достигнутый им прогресс в овладении английским языком. Совместное с учителем планирование работы стимулировало развитие рефлексии, знакомило учащихся с тем, как планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, следуя своим интересам, склонностям и учитывая свои возможности.






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Состав экологической группы (“ Environmental Friendly Group”)

Руководитель компьютерной группы


Руководитель экологической группы










Руководитель проекта


Руководитель журналистов

































ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Анкета рейтинговой оценки (Трофимова Анастасия)



Достигнутый результат

(из 15бал.)

Оформ-

ление

(из 15 бал.)

Защита

Процесс проектирования

Представле-ние (из 15 бал.)

Ответы на вопросы (из 15 бал.)

Интеллекту-альная активность (из 10 бал.)

Творчество (из 10 бал.)

Практическая деятельность (из 10 бал.)

Умение работать в группе (из 10 бал.)

Само-

оценка

13

12

14

15

10

8

10

8

Педагог

15

15

15

15

10

10

10

10

Коллеги

по группе

15

15

15

15

10

9

10

10

Средний

балл

14

14

15

15

10

9

10

9


Всего: 96 баллов.

100 – 85 баллов – «5»

85 – 70 баллов – «4»

70 – 50 баллов – «3»




















Список использованной литературы

  1. Зотова Н.К. Сущность педагогического проектирования// Вестник ОГУ. Приложение Гуманитарные науки – 2005. — №2.

  2. Иванова Л. Проектирование в обучении: дидактические принципы//Учитель. – 2004. — №6.

  3. Кичигина Т.В.Педагогическое проектирование как ресурс развития образования// Педагогическое обозрение. – 2004.- Новосибирск. — №41.

  4. Мясников А.А. «Экология г. Братска»,журнал «Современные наукоемкие технологии» №3, 2009

Интернет-ресурсы

  1. Информационно-аналитический портал «Братска нет» https://bratska.net/?rb=

  2. https://nesiditsa.ru/city/bratsk

  3. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2011/10/31/tekhnologiya-proektirovaniya-kak-pedagogicheskaya

  4. https://yandex.ru/clck/jsredir?from

  5. https://referatwork.ru/pedagogika_bileti/section-5.html

  6. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=733516






Свежие документы:  О мировоззренческой проблеме в преподавании литературы

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: