Языковой портфель как одна из эффективных технологий оценивания и развития межкультурной коммуникативной компетенции учащихся


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1204

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА









Языковой портфель как одна из эффективных технологий оценивания и развития межкультурной коммуникативной компетенции учащихся”






Учитель английского языка:

Соловьёва Татьяна

Игоревна











Основной стратегией Российского образования является формирование творческой личности, способной к рефлексивному управлению собственной деятельностью. Почему вопрос личностного развития так актуален для школы сегодня? Личностное развитие направлено на социализацию подрастающего поколения и формирует у учащихся новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, так называемые «современные ключевые компетенции».

Данные позиции заложены в современных образовательных стандартах, предполагающих формирование личности:

— способной к самостоятельному саморазвитию и самоизменению,

— способной самостоятельно выходить из проблемной ситуации,

— способной осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность,

— личности, готовой к осознанному выбору и обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры.

Также нужно отметить, что в условиях «стандартизации образования», перед нами, учителями английского языка, стоят следующие задачи:
1) Усилить
практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков.
2) Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание изучать другие иностранные языки.
3) Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни.
4) Развить навык самостоятельной работы учащихся.
5) Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
6)Продолжить работу с одаренными детьми,
7)Развить у обучающихся навык рефлексии.

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.
Из всех проблем, с которыми сталкиваются учителя, — это отсутствие у учащихся мотивации. Некоторые учителя решают эту проблему, делая свои уроки живыми и интересными, выбирая стимулирующие виды учебной деятельности и интересные материалы. Но, на мой взгляд, этого бывает недостаточно, должна быть создана определённая система совместной деятельности ученика и учителя, которая разделяет ответственность за процесс обучения между ними.

Вот как раз в этом и помогает языковой портфель.

Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.
Первый тип портфолиоэто “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).
Второй типрефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д. — в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например года).
Третий тип портфолио — проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой в выступлению на конференции.
Четвертый тип портфолио — тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
Таким образом, портфолио — набор инструментов для документирования и оценивания языковых умений учащегося. Он позволяет владельцу вести запись изучения им языка и самостоятельно оценивать свой уровень с помощью таблиц, ставить индивидуальные цели.
Обратите внимание: оценивать самостоятельно.
Цели портфолио:

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Making a Project"

Развитие самоопределения граждан Европы;
• Укрепление культурного и лингвистического разнообразия;
• Развитие межкультурного образования и формирование межкультурной компетенции;
• Формирование осознания разнообразия языкового и культурного наследия Европы.
В современной практике преподавания иностранных языков эффективно используются различные типы языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:
—Языковой портфель как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения иностранным языком и уровня владения изучаемым языком (Self-Assessment Language Portfolio);
— Языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранным языком (Language Learning Portfolio) — данный вид Языковой портфель может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности:

Языковой портфель по чтению (Reading Portfolio),

Языковой портфель по аудированию (Listening Portfolio),

Языковой портфель по говорению (Speaking Portfolio),

Языковой портфель по письму (Writing Portfolio),

Языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio); — Языковой портфель как инструмент демонстрации учебного продукта — результата овладения иностранным языком (Administrative Language Portfolio), образцы лучших самостоятельных работ учащегося, выполненных в течение определенного периода. С помощью такого портфеля учащийся может показать свои достижения в использовании изучаемого языка в ходе интервью при приеме на работу, в учебное заведение или в других целях.
По своей сути языковой портфель является гибким учебным средством, и может быть адаптирован практически к любой учебной ситуации. Вариации могут быть по цели обучения, возрасту учащихся, этапу или уровню овладения иностранным языком, условиям обучения, индивидуальным особенностям учащегося и индивидуальному стилю учебной деятельности, а также используемым методам и средствам обучения. Возможны также комбинации указанных видов языкового портфеля для достижения различных целей работы над изучаемым языком.

Актуальность:

Концепция языкового портфеля дает возможность расширить рамки учебного процесса за счет включения в систему оценки достижений учащихся в аутентичном межкультурном непосредственном и опосредованном обучении.

Он повышает мотивацию учащихся, их ответственность за результаты учебного процесса, способствует развитию сознательного отношения школьников к процессу обучения и его результатам. Языковой портфель позволяет конкретизировать цели обучения иностранным языкам и, следовательно, лучше организовывать учебный процесс, учит анализировать учебный процесс совместно с учениками, исходя из самооценки учащегося, его потребностей и мотиваций, корректировать содержание обучения, находить индивидуальный подход к учащимся. Перспектива этого документа совершенно очевидна.

Новизна педагогической деятельности:

Языковой портфель, таким образом, позволяет обеспечить: — личностно – ориентированный характер обучения иностранным языкам; — направленность на создание личностного образовательного продукта; — аутентичность в обучении иностранному языку, аутентичность коммуникативного поведения и межкультурного общения, взаимодействие в системе учащийся – преподаватель – учебная группа; и является своего рода «зеркалом» процесса изучения иностранного языка. В нем посредством рефлексивной самооценки учащихся отражаются основные компоненты этого процесса, что способствует созданию условий для развития их учебной компетенции и автономии.

Свежие документы:  Практическая работа «Расчет себестоимости единицы доходов» 10 класс

Результативность и возможность трансляции методического материала в практику работы других образовательных учреждений:

Языковой портфель может быть использован учителями разных предметов, а также классными руководителями для накопления и обобщения опыта учащихся.

















Библиография

1. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход-основная стратегия обновления школы. ИЯШ №5,2002. С.7

2.   Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков, ИЯШ, №5-2000г., с. 6

3. Полат Е.С. Портфель ученика, ИЯШ, №5-2000г., с. 22-27

4.   Протасова Е. Ю. Европейская языковая политика//ИЯШ. № 1. 2004. С. 8-14

 5. Симкин В.Н. «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция», ИЯШ, №5-1998г., с. 82

6. Сысоев П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования, ИЯШ, №4-2004 г., с.14.






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: