«Азбука питания» 8 класс












Элективный курс

Азбука питания

(Программа для учащихся 8 классов)











Автор : Гринькова О.В., учитель биологии






























Пояснительная записка

1. Особенности курса

Программа элективного курса « Азбука питания» предназначена для профильной подготовки учащихся 8 – х классов. Рассчитана на 17 часов ( 1 час в неделю).

Программа предполагает углубленное изучение отдельных тем курса « Биология человека», таких как « Человек как биологический вид», « Происхождение человека»,

« Транспорт веществ» , « Пищеварение», « Обмен веществ и энергии. Витамины».

Данная программа представляет собой курс изучения основ химизма клетки, процессов энергетики и метаболизма в клетках, влияние веществ на работу органов и систем органов человека.

Программа курса включает три модуля тесно связанные между собой:

«Вещества в жизни организма.», «Нормы питания и энергетика организма», « Азбука питания».

В программе представлены теоретические, практические и индивидуально – творческие задания.

Цель курса:

обеспечить учащихся необходимыми знаниями для формирования правильного отношения к своему здоровью через питание; предпрофильная подготовка; организация поисковой и исследовательской деятельности.

Курс ставит задачи:

1. показать роль веществ в жизненно важных процессах в организме;

2. научить оценивать влияние пищевых продуктов на здоровье человека;

3. создать условия для осознанного выбора продуктов питания и биодобавок.

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям,

представлениям и навыкам по основным модулям информации.

Программа опирается на пособия авторов:

1. Суровегина И.Т «Три урока о здоровом образе жизни» ж-л « Биология в школе» №3 2000 г

2. Мерзляков Ю.А « Путь в страну здоровья». Просвещение 2004 г

3. Миронцева С.В « Элементы жизни» ж-л « Биология в школе» № 6 2005 г

4. Белова Н.И « Мастерская « Е» Экология в мастерских . Паритет 2004 г

5. Кузнецов В.А « Питание: мифы и реальность» Мир 2003 г

6 Материалы Интернет — ресурсов


2. Актуальность


Современное общество сталкивается с проблемами выбора при употреблении продуктов питания. Реклама продуктов и биологически активных пищевых добавок формирует не совсем грамотный подход в решении данной проблемы. По итогам опросов учащихся разных возрастных категорий можно сделать вывод, что ребята слабо владеют информацией о пищевых добавках, трансгенных ингредиентах в продуктах питания, значении быстрого питания, механизме воздействия различных веществ на жизнедеятельность клеток, а следовательно всего организма. Данная тематика курса поможет учащимся лучше понять процессы, происходящие в клетках ещё и с точки зрения предстоящего ЕГЭ


Цели курса:

1) Ученик будет иметь представления:

1. о процессах происходящих в организме и клетках;

2. о роли веществ поступающих в организм с пищей;

3. о взаимосвязи питания и здоровья;

4. о трансгенных продуктах и пищевых добавках;

5. о нормах потребления пищи и энергетики организма.

2) ученик будет знать:

6. источники поступления веществ в организм.

7. принцип действия веществ на жизнедеятельность клетки и организма.

8. получение и применение биологических добавок и генетически модифицированных продуктах питания.

9. способы анализа качества пищевых продуктов.

10. значение надписей и значков на этикетках упаковок продуктов питания.

3) Ученик будет уметь:

11. приводить доказательства вредности некоторых веществ на здоровье человека.

12. анализировать с помощью химических реактивов качество продуктов.

13. грамотно относиться к рекламе продуктов в СМИ.

14. участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и отстаивать её в спорах, используя различные сведения для её аргументации.

15. объяснять взаимозависимость жизни клеток организма и образа питания человека.

4) иметь опыт ( владеть).

16. коммуникативного общения;

17. способами работы с разного рода источниками информации;

18. элементарных навыков самостоятельной практической деятельности;

19. просветительской деятельности.

20. лабораторного анализа.


3. Структура курса


Курс состоит из трёх модулей.


Модуль 1 « Вещества в жизни организма».

Цели:1, 2, 3, 6, 7, 8, 12,13,14, 16,17,18,20.

Теоретическая часть: 6часов.

Практическая часть: 2 часа.

Модуль 2. « Нормы питания и энергетика организма».

Цель:1,3, 5, 7, 14, 15,16,17, 18, 20.

Теоретическая часть: 2 часа.

Практическая часть: 1 час.

Модуль 3 « Азбука питания».

Цель: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 11, 13,14,15, 16, 17, 19, 20.

Теоретическая часть: 4 часа.

Практическая часть: 2 часа.

В программе данного курса предлагается выполнить следующие лабораторные работы:

« Обнаружение углеводов в продуктах питания», « Обнаружение белков в пищевых продуктах» , « Определение калорийности продуктов питания, норм питания, составление меню одного дня», « Определение нитратов в продуктах питания».

Практические задания: изучение упаковок пищевых продуктов на предмет обнаружения модифицированных ингредиентов, состава предлагаемых пищевых биологических добавок, информации по Е — добавкам, работа с поиском необходимой информации на бумажных и электронных носителях.

Итогами практических работ являются отчёты, таблицы, расчёты и выводы. Учителем оценивается умение грамотного оформления работы и умение эффективно презентовать результаты своей деятельности.


Основные формы и методы изучения курса:

Семинар, беседа, мастерская, тесты, лабораторная работа, круглый стол. Практикум по решению задач, индивидуально — творческие задания.





4. Содержание курса и учебная деятельность

.

Модуль 1 « Вещества в жизни организма».

Цель.

Часы

Тема занятий

Деятельность учащихся.

Познакомить с проблемами здоровья и выбора в питании, роли веществ в клетках и жизни организма, убедить, что вещества находятся в клетках и играют роль в формировании здоровья человека.

Всего 8 ч

1 час




1 час.



1 час.



1 час

1 час.



1 час.




1 час





1 час


« Проблема здоровья и проблема выбора в питании человека»



« Вещества в жизни клетки и организма».


« Вода – как основа жизни»


« Продукты питания и биодобавки»

« Углеводы. Углеводный обмен и болезни углеводного обмена».

« Лабораторная работа №1 Обнаружение крахмала в пищевых продуктах»

« Белки. Ферменты. Гормоны.»

« Лабораторная работа№2 Обнаружение белков в продуктах питания»

« Липиды и липоиды»



Участие в беседе. Вводное тестирование





Работа с таблицей

« элементарный состав пищи»


Беседа с элементами сравнительного анализа свойств родниковой и водопроводной воды.

Беседа; изучение этикеток упаковок биодобавок.


Работа со схемами обмена; иллюстрациями развития сахарного диабета.

Работа по инструктивной карточке с продуктами питания животного и растительного происхождения.

Работа с таблицей « строение белков», рельефной таблицей

« эндокринные железы».

Работа по инструктивной карточке с различными продуктами.

Беседа. Изучение внешнего вида жиров, этикеток на жировых продуктах.

Модуль 2 « Нормы питания и энергетика организма».

Цель:

Познакомить учащихся с нормами питания с учётом возраста человека, зависимость количества пищи и энергии необходимой для работы организма, научить грамотно составлять меню .

3 часа.


1 час





2 часа


«Нормы питания и энергозатраты организма».


« Лабораторная работа

3 Определение калорийности продуктов, норм питания и составление меню одного дня»


Лекция.




Работа по инструктивной карточке. Изучение таблицы

« калорийность продуктов питания».

Модуль 3 « Азбука питания».

Цель:

Сформировать грамотный подход при выборе продуктов питания, дать понятия о роли нитратов в организме, научить работать с этикетками на продуктах питания, критически относиться к рекламе продуктов питания в СМИ, познакомить с мнением компетентных специалистов о трансгенных ингредиентах в продуктах питания.

6 часов


1 час



1 час




1 час






2 часа



1 час


« Азбука питания. Педмастерская « Е»


« Нитраты и их влияние на здоровье человека»


« Лабораторная работа

4 Определение содержания нитратов в продуктах питания»



« Генетически модифицированные продукты: за и против»


Итоговая рефлексия.


Проблемно-поисковая работа по формированию знаний и умений в выборе продуктов.


лекция



Работа с инструктивной карточкой. Химический анализ продуктов.



Индивидуальный поиск информации в ИНТЕРНЕТ, круглый стол.


Тестирование.

Презентация для широкой публики.( например классные часы, родительские собрания)

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Личные местоимения"


5. Ожидаемые результаты

расширить представления о жизнедеятельности клеток организма с точки зрения химизма клетки;

— обосновывать влияние продуктов питания на здоровье;

— распознавать безопасные продукты питания;

— применять знания о жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни;

— уметь пользоваться источниками информации и давать критическую оценку информации по биологическим вопросам, работать с учебной и научной литературой;

— развивать навыки поисковой и исследовательской работы;

— формирование социальных, образовательных и коммуникативных компетенций.


6. Учебно – методическое обеспечение:


Для формирования теоретических основ курса использовать ресурс школьных, домашних и городских библиотек, наглядные пособия и таблицы кабинета биологии, компьютерное обеспечение, Интернет.

Для формирования практических навыков использовать ресурс химической лаборатории школы, школьной столовой. При возможности можно организовать экскурсии к роднику, в лабораторию городского рынка.

Описание практико – лабораторного курса в приложении 1- 9.














Приложение 2. Рефлексия

Итоговый контроль

Задания со свободным ответом.

1.Если впервые месяцы жизни в организм ребёнка поступает недостаточно кальция и фосфора, то размягчается костная ткань и возникает рахит. Какие продукты питания богаты этими веществами?

2.Какой рацион питания вы могли бы предложить человеку, страдающему от недостатка в организме йода? Железа? Почему необходимы эти элементы? Для ответа используйте информацию из газет, журналов и ТВ.

3. Назовите источники информации, из которых вы можете узнать о минеральных веществах и их роли в организме. С какой целью даётся эта информация?

4. Что такое авитаминоз и как он проявляются? Предложите способы его профилактики.

5. Какие известные вам поливитаминные комплексы содержат микроэлементы? Из каких источников вы получили эту информацию?

6. Как может повлиять на состояние организма отсутствие микроэлементов? Что вы знаете из СМИ о лекарстве инсулине?

7. Восполнить нехватку минеральных веществ в организме можно разными способами: включая в рацион питания продукты, богатые этими элементами, или употребляя комплексы витаминов и минералов. Какой способ предпочтёте вы? Выскажите аргументы «за» и «против».

8. Зарисуйте схему, поясняющую путь белка. поступающего с пищей от ротовой полости до клеток организма.

9.Почему пища, введённая шприцем прямо в кровь. вызывает гибель, человека, а пройденная через пищеварительную систему становится безопасной и усваивается клеткой?

10. В состав каких известных вам пищевых продуктов входят глюкоза? Фруктоза? Лактоза?

11. Из каких источников информации вы можете получить сведения о содержании углеводов в продуктах питания7

12. Какой процесс лежит в добывании клеткой химической энергии?

13. Обязательно ли включать в пищевой рацион белковую пищу, если главным источником служат жиры?

14. Почему с больной печенью нельзя употреблять жирную пищу?

15. Объясните, почему нужно применять пищу каждый день, но при этом помним слова: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».

16.Объясните, каким образом никотин и алкоголь могут повлиять на пищеварительную систему человека.

17. Гормоны инсулин т адреналин противоположно действуют на углеводный обмен. Как это отражается на постоянстве внутренней среды организма? Почему человек прибавляет в весе:

— при малоподвижном образе жизни;

— при избытке углеводов в рационе питания?

18. Покажите на примерах, как биотехнологические исследования решают проблемы питания.

19. Мы покупаем продукты, рассматривая рекламу, упаковку. Иногда после того, как съешь продукт, появляется сыпь, болит желудок. Выберите из предложенных знаков обозначения добавок, вызывающих аллергию, заболевания желудочно – кишечного тракта, печени, почек.








Практикум по решению задач.

Карточка № 1.

Витамины принимают активное участие в синтезе биологически активных веществ—ферментов. Обсудите роль ферментов в организме человека. Недостаток витаминов ( авитаминоз) или избыток – (гипервитаминоз) становятся причинами серьёзных заболеваний. Например, авитаминоз С вызывает- снижение иммунитета, а следовательно в наших условиях, это частые простуду, герпес, грипп и т.д. Кроме этого вспомним заболевание – цинга. Симптомы этой болезни: кровоточивость дёсен, выпадение зубов, малокровие, хрупкость костей. Авитаминоз А у детей проявляется в замедлении роста, поражении кишечника, нарушении формирования зубов, волос; у взрослых в сумерках ослабевает зрение — куриная слепота. Авитаминоз D появляется у детей в результате нехватки ультрафиолета, что становится причиной развития рахита. При этом понижается содержание кальция в костях, замедляется рост, не — правильно формируется скелет, повышается восприимчивость к инфекциям.

Карточка № 2.

Взрослому человеку необходимо потреблять в сутки белков 100 г, из них 50 г животного происхождения, жиров 100 г, из них 30 г растительного происхождения, углеводов 400 г. Что ожидает человека не соблюдающего данных пропорций? В первую очередь ожирение, если человек будет переедать нормы перечисленные выше, а вы уже знаете чем опасно ожирение. Кроме того белки это главный строительный материал клеток, а значит при их недостатки будут наблюдаться процессы недоразвития организма, например- дистрофия. Недостаток углеводов приводит к ослаблению мышечной, мыслительной деятельности, к быстрому утомлению. Недостаток жиров — это нарушение водного баланса в клетках, нарушение защитной функции внутренних органов, теплорегуляторных процессов в клетках и организме.

Карточка № 3.

Недостаток неорганических веществ особенно болезненно для клеток и организма, ведь они входят в состав всех органических веществ, а также выполняют самостоятельные функции. Приведём некоторые примеры: в организме 4,2 г железа. Оно сосредоточено в эритроцитах, мышцах, костях. При его недостатке возникает железодефицитная анемия, сопровождающаяся усталостью и апатией. Кальций- основной компонент зубов, при его дефиците возникают проблемы: кариес, выпадение зубов, пульпит. Без кальция невозможно сокращение мышечных волокон. Фосфор присутствует в костях, мышцах, тканях мозга и нервах, из фосфора состоит АТФ – энергоноситель в клетках. Предположите, что произойдёт в организме при недостатке фосфора? Фтор участвует в формировании зубной эмали и костей, при его недостатке происходит их разрушение. Недостаток йода резко снижает выработку гормона тироксина щитовидной железы. Под регуляцией тироксина находятся: мышечное возбуждение, биение сердца, аппетит, пищеварение, работа мозга и даже темперамент человека. Хронический недостаток йода например в воде, которую мы потребляем, приводит к заболеваниям обмена веществ таким как Базедова болезнь, гипотиреоз, эндемичный зоб ( это заболевание распространено у жителей нашего региона). В древности были зарегистрированы случаи, когда щитовидная железа разрасталась до таких размеров, что её приходилось везти на тележке перед собой. Предположите, почему сегодня такие случаи не встречаются?

Свежие документы:  Конспект урока биологии для 6 класса «Строение растительной клетки»

Задача № 1. В куске белого хлеба 0,8 мг железа. Сколько кусков хлеба нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в железе (по норме в сутки нужно 18 мг)

Задача № 2. Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция. Сколько нужно выпивать в день молока для удовлетворения суточных потребностей( в сутки подростку нужно 1200 мг кальция).

Задача № 3. Рассчитайте, сколько вам необходимо потребить кальция и фосфора в год. Почему норма потребления этих элементов для подростков выше, чем для взрослых?( в сутки потребность этих элементов 1200мг)

Обсудить результаты решений.

Приложение 2.

Информационный материал « БАДы».

Биологически активные добавки ( БАДы) к питанию – это концентраты натуральных биологически активных веществ. БАДы подразделяются на две основные группы – нутрицевтики ( предназначены для ежедневного употребления с целью полноценного питания клеток и поддержания всех систем организма в « рабочем состоянии») и парафармацевтики ( предназначены для кратковременного, курсового приёма с целью улучшения функционирования отдельных систем и органов).

Использование БАДов к питанию позволяет:

  1. Достаточно легко и быстро ликвидировать дефицит необходимых организму питательных элементов.

  2. Максимально индивидуализировать питание, приспособить его к нуждам конкретного человека. С учётом его индивидуальных особенностей и физиологическим состоянием ( стресс, беременность и т.д)

  3. Максимально удовлетворить измененные физиологические потребности в пищевых веществах больного человека.

  4. Повысить сопротивляемость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды за счёт усиления ферментной защиты клеток организма. Усилить и ускорить связывание и выведение чужеродных и ядовитых веществ из организма.

  5. Усилить и ускорить связывание и выведение чужеродных и ядовитых веществ из организма.

Иными словами, применение БАД эффективная форма профилактики. Следует помнить, что прежде чем вы решите потреблять БАД нужно посоветоваться с врачом и конечно не приобретать БАДы у случайных продавцов( желательно изучить несколько упаковок БАДов).





























Приложение 3.

Лабораторная работа « Обнаружение крахмала в пищевых продуктах»

В растительной пищи, вы уже знаете, углеводы представлены в виде крахмала. Под влиянием ферментов, например амилазы, крахмал расщепляется до глюкозы. Можно произвести не сложную процедуру, доказывающую данный процесс. Нужно взять в рот небольшой кусочек хлеба (значения нет какого) и медленно жевать. Вы почувствуете сладкий привкус во рту. Это привкус глюкозы. Нужно отметить, что у курильщиков расщепление идёт не полное, а значит и усвоение глюкозы нарушается. Сегодня на занятии вы научитесь обнаруживать крахмал в продуктах. Самый доступный индикатор крахмала – раствор йода. В пробирках приготовим вытяжки из различных продуктов растительного происхождения: картофеля, лука, хлеба, семян риса. Для приготовления вытяжки продукты измельчаем ( поясните с точки зрения химика зачем измельчать?), заливаем водой настаиваем 10 минут. Аккуратно сливаем жидкое содержимое в пробирку и приливаем по очереди раствор йода в каждую. Что наблюдаем? Как это явление объясним? На самом деле вы наблюдаете изменение цвета жидкости. Если в ней находятся углеводы, йод окрашивается в синий цвет. Можно вспомнить школьный опыт, суть которого в следующем: смочите вату на спичке слюной и напишите слово или букву в середине кусочка накрахмаленного бинта. Зажмите бинт в ладони на 2 – 3 мин, а затем опустите в раствор йода. Наблюдайте, как окрасился кусочек бинта. Разнообразьте опыт включением вытяжки из сырого мяса птицы. Сделать вывод, в каких продуктах крахмала больше или меньше. Что можно сказать о включении такого продукта в рацион питания



Приложение 4.

Немного интересного.

Самую большую массу тела, зарегистрированную медициной, имел Джон Миннок (США). Когда в 1978 году его доставили в больницу с остановкой сердца, он весил 635 кг при росте 1 м 85 см.

Самой толстой среди женщин была Розалии Бредфорд (США). В январе 1987 г. перед тем как сесть на строгую диету, она весила 544 кг.

Самую широкую талию имел в 1987 г. Хадсон (США) – 3,02 м.

Самая тонкая талия у человека нормального роста составила 33 см. Такую талию имела англичанка Гренжер.

Самым лёгким человеком была карлица Красарате (Мексика). При росте 67 см. в возрасте 17 лет она весила всего 2,13 кг. К 20 годам она поправилась и стала весить 5,9 кг.

Самого крупного младенца весом 10,8 кг. Родила канадка Бейте в 1879 г.

Рекомендация к проведению работы « Молоко под микроскопом» (для закрепления исследовательских умений и навыков ).

Демонстрируем молоко в стакане. Если оно свежее, то на стенках при взбалтывании остаётся белый след, который исчезает после того, как молоко стечёт. Прокисшее или испорченное молоко прилипает к стенкам. Ещё одно наблюдение. Вылейте молоко и попробуйте вымыть стакан холодной водой. Он окажется чистым, если молоко было свежим. Если же снова налить в стакан молоко, вылить его и промыть горячей водой, то стенки стакана станут жирными, и он будет выглядеть грязным. Почему?

Для обоснования ответа, рассмотрите молоко под микроскопом. Чтобы лучше было видно, молоко разбавьте водой в три раза. Затем каплю молока наносят на предметное стекло, накрывают покровным и рассматривают под микроскопом, вначале под малым, потом под большим увеличением. В поле зрения видны шарики. Это капельки жира запакованные в белковую оболочку. Поэтому капельки не сливаются друг с другом. Можете ответить теперь. Почему при смывании горячей водой молоко пристаёт к стенкам стакана?(капельки жира плавятся и пристают к стенкам стакана). Когда молоко кипятят, часть жировых капель разрушается. Жировые образования, потерявшие белковую защиту, сливаются друг с другом и вместе с остатками белка поднимаются на верх образуя плёнку. В желудке человека молоко створаживается, благодаря особым ферментам лактозам, и превращается в рыхлую творожистую массу и задерживается в желудке на более длительный срок. Это важно, потому как белки и жиры перевариваются медленно, а жидкости в желудке, как правило долго не задерживаются.











Приложение 5.

Рабочие эквиваленты калорийности лакомств.

Продукты питания. Ккал Работа, способная сжечь эти калории.

1 конфета 34 1 час писать письмо

1 чашка чая с 1 ложкой сахара 50 6 часов умственной работы

И одной ложкой сливок

3 кофейные ложки сахара 60 1 час гладить бельё

2 стакана виноградного сока 120 2,5 часа играть на скрипке

1 порция мороженного 150 2,5 часа мыть посуду

1 кусок пирога 300 3 часа стирать

1 порция шоколадного мор

женного 400 55 минут пилить дрова

1 кусок сметанного пирога 500 1,5 часа танцевать фокстрот

Приложение 6.

Лабораторная работа « Определение калорийности продуктов питания,

норм потребления и составление меню одного дня».

Учащиеся распределяются парами. Вначале они получают информационный материал «Калорийность продуктов рассчитанных на 100 гр продукта» , из которого они узнают калорийность распространённых в быту пищевых продуктов. Затем уточняют свои знания о нормах потребления. Обоснуйте ответ на вопрос:»Зачем человеку нужно знать нормы потребления пищевых продуктов?» (достаточно вспомнить беседу на прошлом занятии. Такой факт: сидя вы потребляете в час 100 кал, а при ходьбе 300( один бутерброд с колбасой восполнит эту разницу). Час проведённый на свежем воздухе, интенсифицирует обмен веществ и организм тратит гораздо больше калорий. Калорийность можно регулировать за счёт жиров и углеводов. Если человек хочет похудеть, то он будет уменьшать калория в пищи. Необходимо знать, что подросткам 14 – 15 лет в сутки нужно 2500 ккал энергии. Для растущего организма калорийность пищи должна превышать энергетические затраты.

Лабораторная работа:» Определение калорийности продуктов питания и составление меню одного дня» Цель: выработать умения работать с таблицей калорийности продуктов; научиться составлять меню исходя из калорийности продуктов.

Ход работы:

Работая в парах учащиеся составляют меню обычного дня и праздничное меню .

Необходимо, что бы в меню включались разнообразные продукты. Закрепить понятие о рациональном питании.

Вывод: Особенность обычного и праздничного меню. Почему важно включать в меню разнообразные продукты питания?

Таблица среднесуточного набора продуктов для подростка 14 – 15 лет.

Хлеб ржаной 100 гр

Хлеб пшеничный 250 гр

Мука пшеничная 25

Макаронные изделия 20

Крупа и бобовые 50

Мука картофельная 5

Картофель 325

Овощи 325

Бахчевые ( арбуз, дыня, тыква, кабачок) 100

Фрукты и ягоды свежие 250

Сухофрукты 10

Сахар 80

Масло растительное и маргарин 15

Чай 0,3

Какао 1

Мясо и мясопродукты 150

Рыба и рыбопродукты 40

Молоко цельное и кислое 500

Масло животное 30

Творог, сметана, сыр 25 – 15 – 10

Яйца 50

Приложение 7.

Лабораторная работа» Определение нитратов в продуктах питания».

Что такое нитраты? Каковы источники азота в почве? Основными поставщиками нитратов в организм человека являются растительные продукты питания. Сельскохозяйственных продуктов без нитратов быть без нитратов не может. Почему? Для получения высоких , но и качественныхурожаев в почву необходимо вносить органические или азотные удобрения. В результате реагирования почвенного аммиака с органическими кислотами (щавелевой или пировиноградной) образуются аминокислоты: глутаминовая, аспарагиновая, аланин. Но при определённых условиях нитраты полностью не могут превратится в аминокислоты, и они проникают в желудочно – кишечный тракт. Там они превращаются в соли азотной кислоты – нитриты, которые отравляют организм. При этом снижается работоспособность человека, возникает головокружение и даже потеря сознания, в крови увеличивается содержание молочной кислоты, холестерина, лейкоцитов, снижается количество белков, блокируется гемоглобин; нитриты могут вступать во взаимодействие с гемоглобином, образуя метгемоглобин (вещество угнетающее дыхательный центр). Установлены гигиенические нормативы, которые учитывают место продукта в пищевом рационе и количество его потребления. Основные продукты питания – злаки, картофель, фрукты, ягоды, не накапливают опасных для здоровья человека количеств нитратов. Установлены предельно допустимые нормы ( ПДК), которые не оказывают вреда организму. Так, например, в картофеле содержание нитратов установлено до 240 мг на 1 кг сырого продукта. Суммарно безопасное потребление нитратов для человека составляет 300 – 350 мг в сутки. При этом надо помнить, что кулинарная обработка снижает количество нитратов в продуктах.

Сегодня на занятии вы научитесь определять нитраты в листьях капусты белокочанной, в корнеплодах моркови, в клубнях картофеля, в яблоках.

Материал и оборудование: раствор дифениламина в серной кислоте(0,1 г дифениламина растворяют в 10 мл крепкой серной кислоты), который хранят в тёмном месте; пипетки; ступка с пестиком; предметное стекло; стеклянная палочка; растительные объекты.

Методика обнаружения нитратов в растительных объектах.

Кусочек растительного объекта растирают пестиком в ступке. Каплю растительного сока помещают на предметное стекло и добавляют в неё несколько капель дифениламина. По изменению окраски судят о содержании нитратов (дифениламин окрашивается в синий цвет) Количество нитратов оценивают по градации: при отсутствии нитратов растительный сок не изменяет цвет; при небольшом количестве нитратов капля растительного сока приобретает светло – голубую окраску; при большом количестве появляется тёмно – синяя окраска.

На заметку! При тщательном промывании овощей уменьшается содержание нитратов на 10%, механическая очистка даёт снижение ещё на 15 – 20%. Варка овощей, особенно очищенных и порезанных, снижает содержание нитратов на 50%. Для уменьшение количества нитратов рекомендуют вымачивать зелень в холодной воде в течении 1 -1,5 ч. Уменьшает количество нитратов в овощах их квашение, соление и маринование. А вот сушка, приготовление пюре наоборот повышает.

Надо знать также, что наибольшее содержание нитратов в белокочанной капусте – в наружных листьях, в свёкле, редисе, редьке, моркови – в корнях и наружных слоях корнеплодов( в моркови и в сердцевине).



Приложение 8.

Педагогическая мастерская « Е».

Алгоритм работы

Индивидуально: выбери продукты для семьи (группы). На столе лежат разнообразные упаковки от продуктов, из них ребята делают выбор

В группе: разложите «продукты» в две корзины или два пакета для себя и для гостей.

Социализация: каковы принципы вашего деления?

Индивидуально: продолжите фразу: « Если я знаю, что что –то вредит моему здоровью, то я…..»

Социализация позиций сначала в группе, потом между группами.

В группе: выработайте в группе конвенцию прав потребителя с точки зрения экологии.

Межгрупповая социализация прав потребителя с записью на доске.

В группе: рассмотрите купленные продукты как эксперты, найдите слова, значки – указатели для потребителя( запись на доске).

Работа с информацией «Е»( информационный материал).

В группе: сделайте новый выбор; отберите товары, которые вы бы ни за что не купили.

Межгрупповая социализация антирекламы продуктов питания ( сценки, проекты рекламных роликов)

Рефлексия: что изменилось, что произошло в моих взглядах как потребителя?


















































Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Мифы народов мира"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: