Бактерии в природе и промышленности
Кротова Надежда Васильевна,
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Динамовский»
Новобурасского района Саратовской области
Пояснительная записка
Учебно-методический комплект, поддерживающий ФГОС ООО:
УМК «Баласс. Школа 2100»
Технология — системно-деятельностного подхода
Методы — интерактивные, мультимедийные;
Средства обучения- печатные таблицы, презентационный материал;
Класс- 5;
Раздел программы — «Бактерии»;
Вклад системы знаний, умений, компетенций, планируемых результатов, формируемых при реализации данной методической разработки в общую систему работы учителя — довести до учащихся мысль, что образованный человек не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где найти и как решить то, чего он не знает.
Значимость данной разработки в воспитании учащихся — биологические знания, полученные на уроках, являются научной основой организации здорового образа жизни каждого ученика.
Тема – «Бактерии в природе и промышленности»;
Цели — сформировать представление о бактериях как об особом царстве, их разнообразии и роли в промышленности и жизни человека;
Вид разработки – урок;
Тип урока — урок открытие новых знаний;
Педагогические технологии — технология программированного обучения, технология продуктивного чтения; проблемно-диалогического обучения.
методы — проблемного обучения, игровые технологии, групповые.
Методические приёмы:
самостоятельная работа с учебником;
дифференцированный подход в обучении;
постановка проблемных вопросов.
образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, таблица “Бактерии”; презентация “Бактерии в природе и промышленности»
литература для учителя и для учащихся:
Биология (Обо всём живом). 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Н. Ловягин, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан. – М.: Баласс, 2013. – 176 с., ил.
Биология: тестовые задания: 6 класс: дидактические материалы /Е.А. Солодова. – М.: Вентана-Граф, 160 с.
Биология: энциклопедия для детей, том 2 / М. Аксёнова, С. Исмаилова и др., издание второе, переработанное и дополненное. Москва “Аванта+”, 1994.
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 (7) класс. – М.: Вако, 2005. – 352 с. – (В помощь школьному учителю).
оборудование для учителя и для учащегося: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, таблицы: «Многообразие бактерий», портреты учёных Л. Пастера, Р. Коха.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД | |
1 | Организация начала занятия | Приветствует детей, создает позитивный настрой — Здравствуйте, ребята, садитесь. -Сегодня на уроке мы узнаем много нового, интересного и важного для вас. | Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничество с учителем и со сверстниками Регулятивные: Настраиваются на работу |
2 | Актуализация знаний | Ребята, какие молочные продукты вы любите?
Почему крупный и мелкий рогатый скот (коровы, овцы, козы) можно накормит сеном и соломой, а других животных нет?
Как повысить урожай овощей на наших огородах?
— Какова же тема нашего урока? | Перечисляют: йогурт, кефир, варенец, сметану и т.д. Актуализируют свои знания, определяют, что уже известно по данной теме из курса окружающий мир.
Формируют тему и цели урока | Личностные: Владение диалогической и монологической формами речи. Регулятивные: Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
|
3 | Усвоение новых знаний и способов действий | Делит класс на 4 группы. Каждой группе (на выбор), прочитав текс параграфа и просмотрев слайды презентации «Роль бактерий», предлагает найти ответ на один из вопросов: 1.Почему невозможна жизнь без бактерий? 2.В чём выражается взаимовыгодное сожительство бактерий и растений? 3.Как сохранить продукты питания и вещи? 4.В каких отраслях промышленности используют бактерии? | Читая текс параграфа, ищут доказательства необходимости бактерий в природе и промышленности, работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) | Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемой теме, понимают её важность. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные: Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Познавательные: Формирование умения владеть смысловым чтением. |
4 | Первичная проверка понимания | — Где же могут жить бактерии? -Что разрушают бактерии? -Предложите, в какие группы можно объединить разные штаммы бактерий (обсудить с соседом по парте). | Устно отвечают на первые два вопроса.
| Регулятивные Умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы |
5 | Закрепление знаний и способов действий | -Откройте рабочие тетради, пользуясь учебником, продолжите заполнять графический конструктор — кластер «Роль бактерий» | Учащиеся продолжают составлять в рабочих тетрадях кластер, начатый на предыдущих уроках
| Познавательные: Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Коммуникативные: Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). |
6 | Обобщение и систематизация знаний | Предлагает ученикам поочередно выйти к доске и сделать записи в графическом конструкте (см.приложение) | Учащиеся сравнивают свои записи, дополняют недостающую информацию | Познавательные Умение структурировать знания; умение извлечение необходимой информации |
7 | Контроль и самопроверка знаний | Продолжаем работать с учебником, на стр.81 «Применяем новые знания», обсудить в группах предложенные вопросы, дать краткий ответ (по два вопроса)
-В чём заслуга учёных-микробиологов? | Представитель каждой группы даёт краткий ответ.
Находят ответ на стр.80,зачитывают | Регулятивные: Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
8 | Рефлексия | -Ребята, мы достигли поставленной цели? Что нового вы узнали на уроке, какие трудности возникли, как вы с ними справились? Кто не достаточно понял материал урока, поднимите руку. Кто хорошо усвоил материал урока, поднимите обе руки и поаплодируйте себе. | Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение
Поднимают руки | Познавательные: ориентация в своей системе знаний – отличие нового от уже известного. Личностные: проявление интереса к теме урока, стремление к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
9 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | § 13. Провести биологическое исследование (с. 82); по желанию – записать оригинальные рецепты квашения овощей, изготовления сыра, используемые вашими родителями либо выяснить какие оздоровительные мероприятия проводились в бывшем совхозе Динамо по ликвидации туберкулёза (бактериальное заболевание) КРС(обратиться за помощью к родителям, ветеринарному врачу) |
|
|