Экологическая викторина «Человек и окружающая среда» 9 — 10 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Федоровская средняя общеобразовательная школа №5»

Сургутского района Тюменской области















Экологическая викторина

«Человек и окружающая среда».

9 — 10 классы.










подготовила

учитель биологии и химии

Пирогова Альмира Някиповна






г. п. Федоровский
2014




Экологическая викторина «Человек и окружающая среда».

9 -10 классы.

  1. Почему в промышленных городах регулярно проводят уборку растительного опада?

  2. Почему в национальных парках и заповедных участках посетителям можно ходить только по дорожкам или тропинкам?

  3. Какой тип отходов необходимо сжигать, а не собирать в кучу?

  4. Какие глобальные экологические проблемы связаны с балансом газов и загрязнением атмосферы? Чем опасно вмешательство человека в атмосферные процессы?

  5. Орнитолог заметил очень большое гнездо на высокой сосне, неподалеку от озера. Он забрался на дерево и увидел в гнезде свежую щуку. Какая птица поселилась в этом гнезде?

  6. Чем опасно заболачивание местности и зарастание камышом?

  7. Чем опасен бесконтрольный выгул собак?

  8. Аисты являются видами-индикаторами, отражающими степень загрязнения местности радионуклидами, так как …?

  9. Почему сова в один год даёт один выводок птенцов, в другой — два, а иногда — ни одного?

  10. Что вы знаете о птичьем зоопарке?

  11. Какие виды животных и растений включены в международный «чёрный список»?

  12. Каким образом, регулируя размер ячеи трала, можно добиваться управления промышленной частью популяции рыб?

  13. Известный учёный — охотовед назвал рысь «селекционером заячьей популяции». За что такой «почёт» хищнику из семейства кошачьих?

  14. Что вы знаете о заповеднике «Юганский»?

  15. Перечислите главные достопримечательности – своеобразные «эмблемы» следующих заповедников: Алтайский, Аскания — Нова, Астраханский, Баргузинский, Беловежская Пуща, Березинский, Воронежский, Ильменский, Кандалакшский, Остров Врангеля, Сихотэ — Алинский, Хопёрский.

  16. По каким причинам в России (как и в большинстве других стран) сокращаются площади природных экосистем лесов, болот, тундры?

  17. Для того чтобы выжить, серой жабе необходимо съесть в день 5 г слизней, вредителей сельскохозяйственных культур. На площади 1 га обитает 10 жаб. Рассчитайте массу вредителей, которых уничтожают жабы на поле площадью 10 га за тёплое время года (с мая по конец сентября, за 150 дней). Сделайте вывод о значении жаб.

  18. Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 г. Вес каждого из ее новорожденных детенышей – 1г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. На основании правила экологической пирамиды, определите, какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?

  19. За сутки выбрасывается 3, 12, 48 т ядовитого оксида углерода (II) (угарного газа), а одно дерево бука перерабатывает за 1ч около 2,5 кг угарного газа. Какое минимальное число деревьев бука необходимо посадить, чтобы обезвредить промышленные выбросы угарного газа в атмосферу?

  20. В солнечный день 1 га леса поглощает около 240 кг углекислого газа и выделяет около 200 кг кислорода, а также производит ценные для человека – фитонциды. В сутки 1 га леса выделяет 3 кг фитонцидов, а 30 кг фитонцидов достаточно для уничтожения вредных микроорганизмов в большом городе. В сутки человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выдыхает 750 г углекислого газа. Подсчитайте для леса площадью 10 га количество поглощаемого углекислого газа, выделяемого кислорода и фитонцидов за сутки.


Экологическая викторина «Человек и окружающая среда».

9 — 10 классы. Вопросы и ответы.


  1. Почему в промышленных городах регулярно проводят уборку растительного опада? (Ответ: потому что городские деревья аккумулируют тяжёлые металлы из загрязненной почвы, а листовые пластинки, кроме того, и из воздуха, поэтому опад городских парков не может считаться нормальным источником перегноя. Плодородие городских почв поддерживают искусственно, добавляя минеральные и органические удобрения.)

  2. Почему в национальных парках и заповедных участках посетителям можно ходить только по дорожкам или тропинкам? (Ответ: на заповедных территориях тропинки специально прокладывают по тем местам, где посетители не могут потревожить охраняемых животных или случайно затоптать редкие растения. Хождение по тропинкам уменьшает вытаптывание подстилки и нарушение почвенных горизонтов. В горах тропинки формируют таким образом, чтобы уменьшить смыв почвы со склонов, который наблюдается при хождении посетителей и нарушении травяного покрова.)

  3. Какой тип отходов необходимо сжигать, а не собирать в кучу? (Ответ: пожароопасные химические отходы; отходы медицинских учреждений, прежде всего хирургических стационаров.)

  4. Какие глобальные экологические проблемы связаны с балансом газов и загрязнением атмосферы? Чем опасно вмешательство человека в атмосферные процессы? (Ответ: проблема разрушения озонового слоя; загрязнение и запыление атмосферы; проблема кислотных дождей; «парниковый эффект». Загрязнение атмосферы не признает границ: самостоятельно справиться с проблемой охраны воздуха одна страна не в состоянии.)

  5. Орнитолог заметил очень большое гнездо на высокой сосне неподалеку от озера. Он забрался на дерево и увидел в гнезде свежую щуку. Какая птица поселилась в этом гнезде? (Ответ: это гнездо принадлежит крупной хищной птице — скопе. Она охотится за рыбой, уподобляясь опытному ныряльщику: бросается вниз, ныряет и хватает свою добычу.)

  6. Чем опасно заболачивание местности и зарастание камышом? (Ответ: во-первых, в стоячей воде развиваются личинки комаров, которые являются переносчиками малярии; во-вторых, сухой камыш в жаркие дни может загореться, что может привести к пожару в близлежащих домах.)

  7. Чем опасен бесконтрольный выгул собак? (Ответ: места выгула заражены гельминтами, и собаки могут покусать проходящих мимо граждан и играющих детей. Выгул должен осуществляться в строго отведённых местах.)

  8. Аисты являются видами — индикаторами, отражающими степень загрязнения местности радионуклидами, так как …? (Ответ: в качестве стройматериала для гнёзд используют валежник и разную ветошь; при насиживании кладки яиц своим телом препятствуют вымыванию радионуклидов из гнезда дождями; при отрыгивании пищи для птенцов радионуклиды попадают в гнездо.)

  9. Почему сова в один год даёт один выводок птенцов, в другой — два, а иногда — ни одного? (Ответ: совы питаются мышевидными грызунами. Чем больше грызунов, тем больше еды для сов. Размножение грызунов зависит от того, насколько тёплое, влажное, богатое растительностью лето. Тогда они могут давать по несколько помётов в год. Совы в такое лето тоже дают по несколько выводков птенцов. В засушливое лето совы способны прокормить только себя.)

  10. Что вы знаете о птичьем зоопарке? (Ответ: он находится на Канарских островах. Его площадь более 20 гектаров. Зоопарк специально оборудован для того, чтобы в нём хорошо себя чувствовали 300 видов животных и почти 500 видов растений. Птичий зоопарк очень популярен у туристов.)

  11. Какие виды животных и растений включены в международный «чёрный список»? (Ответ: по данным МСОП 63 вида млекопитающих — тур (предок крупного рогатого скота), тарпан (дикая лошадь), морская (стеллерова) корова (отряд Ластоногие). 64 вида птиц: странствующий голубь, очковый баклан, бескрылая гагарка. В Европе — 3 тыс. растений; практически уничтожены такие растения как ландыш, венерин башмачок, кувшинка белая, сон — трава, купальница, горицвет весенний, любка двулистная.)

  12. Каким образом, регулируя размер ячеи трала (рыболовная сеть), можно добиваться управления промышленной частью популяции рыб? (Ответ: устанавливая размер ячеи трала всех судов, участвующих в лове, мы как бы задаем стандарт размера (и возраста!) на отлавливаемую часть популяции («промышленную»). Увеличив этот размер, мы оставляем благоприятную для рыб возможность вырасти и дать потомство, прежде чем они будут пойманы. Наоборот, уменьшая размеры ячеи, мы можем заложить основы исчезновения популяции в ближайшем будущем, даже если размеры квоты (по массе вылова в тоннах) будут соблюдены. Так, для трески таким критическим размером ячеи оказались 130 мм.)

  13. Известный ученый — охотовед назвал рысь «селекционером заячьей популяции». За что такой «почёт» хищнику из семейства кошачьих? (Ответ: рысь — хищник, некогда довольно широко распространенный: на севере европейской части страны основным кормовым объектом рыси служит заяц-беляк, от численности которого зависит благополучие и самого хищника. Наблюдения показывают, что рыси удается добыть далеко не каждого зайца, которого удалось разыскать. Добычей её бывает иногда третий, а порой и шестой найденный заяц. Поэтому жертвой хищника становятся, в основном, слабые, больные особи — именно это обстоятельство и позволяет ей носить почётное звание селекционера заячьей популяции.)

  14. Что вы знаете о заповеднике «Юганский»? (Ответ: Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район. Площадь – 648,636 тыс. га, 1982 г. Скопа, филин, орлан — белохвост, беркут, черный аист, кречет, на пролете краснозобая казарка.)

  15. Перечислите главные достопримечательности – своеобразные «эмблемы» следующих заповедников: Алтайский, Аскания — Нова, Астраханский, Баргузинский, Беловежская Пуща, Березинский, Воронежский, Ильменский, Кандалакшский, Остров Врангеля, Сихотэ — Алинский, Хопёрский. (Ответ: Аскания — Нова – лошадь Пржевальского; Алтайский и Баргузинский – соболь; Беловежская Пуща – зубр; Березинский и Воронежский – речной бобр; Ильменский – кладовая минералов; Кандалакшский – гага; Остров Врангеля – белый медведь; Сихотэ — Алинский – уссурийский тигр; Хопёрский – выхухоль.)

  16. По каким причинам в России (как и в большинстве других стран) сокращаются площади природных экосистем лесов, болот, тундры? (Ответ: леса вырубаются для получения древесины, расчистки под поля, пастбища, города, промышленные строения, при добыче полезных ископаемых. Болота осушаются для добычи торфа, под пастбища, постройки. Тундру занимают города, промышленные сооружения.)

  17. Для того чтобы выжить, серой жабе необходимо съесть в день 5 г слизней, вредителей сельскохозяйственных культур. На площади 1 га обитает 10 жаб. Рассчитайте массу вредителей, которых уничтожают жабы на поле площадью 10 га за тёплое время года (с мая по конец сентября, за 150 дней). Сделайте вывод о значении жаб. (Ответ: а) Одна жаба съедает за 150 дней 750 г слизней (5 г · 150 = 750 г). б) 10 жаб съедает за 150 дней 7500 г. в) Жабы на поле площадью 10 га за теплое время года уничтожают 7500 г = 75 кг слизней. Составим пищевую цепь: Культурные растения → Слизни → Жабы. Легко подсчитать, используя правило экологической пирамиды, что жабы сохраняют от поедания растения массой 750 кг (100 жаб на 10 га за 150 дней.)

  18. Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 г. Вес каждого из ее новорожденных детенышей – 1г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. На основании правила экологической пирамиды, определите, какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых? (Ответ: найдем массу, набранную каждым из детенышей самки летучей мыши после рождения: 4,5 г – 1 г = 3,5 г; 3,5 г · 2 = 7 г. Подставляем цифру 7 г — набранный вес двух детенышей за месяц в схему пищевой цепи и получаем ответы: растения – 700, растительноядные насекомые – 70 г.)

  19. За сутки выбрасывается 3, 12, 48 т ядовитого оксида углерода (II) (угарного газа), а одно дерево бука перерабатывает за 1ч около 2,5 кг угарного газа. Какое минимальное число деревьев бука необходимо посадить, чтобы обезвредить промышленные выбросы угарного газа в атмосферу? (Ответ: за сутки (24 ч) один бук переработает 2,5 кг · 24 ч = 60 кг. Вычислим, сколько деревьев бука необходимо для переработки 3 т угарного газа: 3000 кг : 60 кг = 50 деревьев. Необходимо посадить 50 деревьев.)

  20. В солнечный день 1 га леса поглощает около 240 кг углекислого газа и выделяет около 200 кг кислорода, а также производит ценные для человека – фитонциды. В сутки 1 га леса выделяет 3 кг фитонцидов, а 30 кг фитонцидов достаточно для уничтожения вредных микроорганизмов в большом городе. В сутки человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выдыхает 750 г углекислого газа. Подсчитайте для леса площадью 10 га количество поглощаемого углекислого газа, выделяемого кислорода и фитонцидов за сутки. (Ответ: за сутки лес площадью 10 га поглотит углекислого газа – 240 кг/га · 10 га = 2400 кг (2,4 т);

выделит кислорода – 200 кг/га · 10 га = 2000 кг (2 т);

выделит фитонцидов – 3 кг/га ·10 га = 30 кг. Число людей, которым хватит

выделенного кислорода (2000 кг): 0,6 кг = 3333 чел.)





























Список использованной литературы:

  1. Буковский Е. М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 40 с. (Школьное образование).

  2. Жигарев, И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». / И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова.

– 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 206, [2] с.: ил.

  1. Маглыш, С.С. Экологическое воспитание на уроках биологии в 8-м классе: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. Сред. Образования,

с рус. яз. обучения / С. С. Маглыш, Л. В. Черняк. – Минск.: ТетраСистемс,

2006. – 176 с.

  1. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ Сост. В.В. Балобанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003. – 154 с.

  2. Экология. Практикум. 7-9 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.Т. Зверев, Л.А. Ачапкин. Отв. ред. Ю.Б. Королев. – М.: Издательство Оникс. 2007. – 128 с.: ил.



Свежие документы:  Сценарий классного часа «День воинской славы России – День Бородинского сражения (1812 год)» (В форме игры «За семью печатями») для 10 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: