Экспериментально — исследовательская работа «Регенерация дождевого червя» 7 класс


Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ « Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Тверская область, Калининский район, с. Рождествено










Экспериментально — исследовательская работа


«Регенерация дождевого червя»






подготовили учащиеся 7 класса

Котов Иван,

Керданов Матвей.

руководитель: учитель биологии и химии

Трофимова Людмила Валериевна


с. Рождествено

2011 год


Содержание


Введение……………………………………….стр. 3-4

Глава 1 Объект исследования …………….. стр. 5-6

1.1 Морфологические особенности дождевого червя…………………………………………стр.5

1.2 Анатомия дождевого червя……………стр. 5

1.3 Физиологические особенности дождевого червя…………………………………………стр. 6

Глава 2 Виды регенерации…….…………….…стр. 7

1.1 Определение понятия регенерация. … стр. 7

1.2 Виды регенерации…………………….. стр. 7

Глава 3 Исследование дождевого червя..……..стр. 8

3.1 Методика исследования ………………. стр. 8

3.2 Выводы…………………..………..……..стр. 9

Заключение………………………………….стр. 10

Список литературы…………………………..стр.11

Приложения ………………………………….стр. 12-14

Приложение Календарь наблюдений…….стр. 12-14












Введение

Способность к регенерации широко распространена среди животных. Низшие животные, как правило, чаще способны к регенерации, чем более сложные высокоорганизованные формы. Так, среди беспозвоночных гораздо больше видов, способных восстанавливать утраченные органы, чем среди позвоночных, но только у некоторых из них возможна регенерация целой особи из небольшого ее фрагмента. Тем не менее, общее правило о снижении способности к регенерации с повышением сложности организма нельзя считать абсолютным. Такие примитивные животные, как круглые черви и коловратки, практически не способны к регенерации, а у гораздо более сложных ракообразных и амфибий эта способность хорошо выражена; известны и другие исключения. Некоторые близкородственные животные сильно различаются в этом отношении. Многие беспозвоночные способны к регенерации значительной части тела. У большинства видов губок, гидроидных полипов, многих видов плоских, ленточных и кольчатых червей, мшанок, иглокожих и оболочников из небольшого фрагмента тела может регенерировать целый организм.

При изучении темы Тип Кольчатые черви нас заинтересовала способность к регенерации у дождевого червя. В учебнике биологии Понамаревой И.Н. [3] говориться следующее: «Дождевые черви способны к регенерации. В результате происходит отрастание ампутированной части тела».

Учитель нам предложил прочитать статью из газеты [6] где мы обнаружили, что регенерация идет совершенно по другому типу: «Погибают ли дождевые черви, когда их разрезают лопатой? Аня, наблюдая за червями, которые жили у неё, заметила, что после разрезания червя, восстанавливается только та часть, где есть голова, и то не всегда». Просматривая другие источники, мы обнаружили:

«Так, у дождевого червя из передней или задней половины тела может полностью регенерировать новая особь, тогда как пиявки неспособны восстановить один утраченный орган » — говорится в книге «Жизнь животных». [5]

По Чекановой О.В.[2] регенерация идет так: «Если разрезать дождевого червя на несколько частей, то каждая из них путем регенерации обратится в нового, целого, самостоятельного червя ».

Малевич И.И.[1] утверждает что: «Если перерезать дождевого червя пополам, то ни передняя, ни задняя часть червя не погибает, но каждая половина его восстанавливает строение червя: на переднем конце отрастает хвостовой конец, а у задней половины вновь образуются передние сегменты».

Такое расхождение мнений по поводу одного явления поставило перед нами проблему: Какой из источников информации несет достоверные сведения?

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для обучающихся 7-8 классов по теме: "Гимн женщине"

Выдвинули гипотезу: учебник биологии Понамаревой И.Н. несет достоверную информацию о возможностях регенерации, т.е у дождевого червя регенерируют обе части тела.

Цель работы: определить, как происходит регенерация дождевого червя.

Задачи:

  • изучить особенности строения и поведения дождевого червя

  • изучить виды регенерации

  • провести эксперимент

  • провести наблюдения

  • сделать выводы, подтверждающие или опровергающие предложную нами гипотезу








Глава 1 Объект исследования

1.1 Морфологическое описание дождевого червя

Дождевые черви, земляные черви, общее название ряда семейств кольчатых червей класса Малощетинковых. Тело состоит из колец, или сегментов (от 80 до 300). Все сегменты, кроме переднего, несут по 8 (у некоторых тропических видов — по несколько десятков) коротких щетинок, служащих опорой при ползании. Длина тела крупных тропических дождевых червей до 2 м, встречающихся в СССР — 8—15 см, редко до 40 см. Окраска тела от светло-сероватой до черновато-бурой или вишнёво-красной.


1.2 Анатомия дождевого червя

Дождевой червь имеют развитую кровеносную систему с красной кровью. Дыхание кожное. Выделяемая клетками кожи слизь защищает тело от высыхания и механического повреждения. Нервная система состоит из слабо развитого головного мозга и брюшной цепочки. Нервная система располагается таким образом, что спереди лежит мозг, а от него отходит брюшная нервная цепь.

В каждом сегменте имеется пара ганглиев, ганглии соединены двумя продольными тяжами; образуется, таким образом, так называемая веревочно-лестничная нервная система.

Органы чувств отсутствуют, но кожа богата чувствительными клетками. Дождевой червь — гермафродиты. Размножаются, откладывая коконы, внутри которых происходит оплодотворение и развитие яиц. Кокон выделяется пояском — железистым утолщением кожи нескольких передних сегментов. Через 2—4 недели из кокона выходят маленькие червячки, достигающие через 3—4 мес. размеров взрослого червя. У дождевого червя сильно развита способность к регенерации.





1.3 Физиология дождевого червя

Живут в почве, где продвигаются, расталкивая частицы её головой или заглатывая их. Ходы идут в глубину не менее чем на 60—80 см, у крупных видов — до 8 м. Дождевой червь ведут ночной образ жизни, днём выходят на поверхность только после сильных дождей (отсюда название), когда начинают задыхаться из-за недостатка кислорода в насыщенной водой почве. Питаются различными растительными остатками, навозом и т.п. Экскременты, выбрасываемые червями на поверхность почвы в большом количестве, имеют вид характерных кучек земли. Как выяснил Ч. Дарвин [4]: «Дождевой червь имеют большое значение как почвообразователи. Они рыхлят почву, пронизывая её норками, что способствует аэрации и увлажнению почвы на глубине, перемешивают её и ускоряют разложение растительных остатков. Однако дождевой червь причиняют некоторый вред, являясь промежуточными хозяевами лёгочных гельминтов свиней и некоторых паразитов птиц (кур, уток и прочих)».














Глава 2 Регенерация и ее виды.


Понятие регенерация

Регенерация — свойство всех живых организмов со временем восстанавливать поврежденные ткани, а иногда и целые потерянные органы.


Виды регенерации

Виды регенерации взяты из электронного словаря [7].

  • Регенерацию в процессе нормальной жизнедеятельности организма, обычно не связанную с повреждениями или утратой, называют физиологической.

  • Регенерация, происходящая в случае повреждения или утраты какого-нибудь органа или части организма, называется репаративной.

Выделяют типичную и атипичную репаративную регенерацию.

    1. При типичной регенерации утраченная часть замещается путем развития точно такой же части. Причиной утраты может быть внешнее воздействие (например, ампутация), или же животное намеренно отрывает часть своего тела (аутотомия), как ящерица, обламывающая часть своего хвоста, спасаясь от врага.

    2. При атипичной регенерации утраченная часть замещается структурой, отличающейся от первоначальной количественно или качественно. У регенерировавшей конечности головастика число пальцев может оказаться меньше исходного, а у креветки вместо ампутированного глаза может вырасти антенна.

Для дождевого червя характерна репаративная типичная регенерация.






Глава 3 Исследование регенерации дождевого червя

3.1 Методика исследования

1) Эксперимент

Разделение особи на 2 равные части. В препаровальные ванночки отобрали 10 экземпляров дождевых червей, приблизительно одинакового размера 10 см.. Разрезание проводили медицинским скальпелем, обработав его спиртом. Срезы обработали перекисью водорода. Передние и задние концы поместили в разные садки. Для чистоты эксперимента в контрольный садок посадили 5 целых дождевых червей. Все садки (передние части, задние части и контроль) находились в одинаковых условиях существования: температура, вид почвы, питание, освещение.


2) наблюдение

Два раза в неделю описывали состояние срезов, активность передних и задних концов, длину. Вели календарь наблюдений. Контрольная партия червей осматривалась на активность и состояние.















3.2 Выводы

В ходе проделанной работы четко проявлялась двигательная активность передних концов дождевых червей. В результате исследования передние концы выжили (10 особей), срезы затянулись, а у 2 экземпляров наблюдалось увеличение в длине 0,4, 0,6 см.

Задние концы дождевых червей вели пассивный образ жизни. На конец четвертой недели исследования стали усыхать. К концу эксперимента из задних концов дождевых червей не выжило ни одной. Можно сделать вывод о том, что истинным оказалось предположение о возможностях регенерации высказанное в газете «1 сентября» [6].

Контрольные черви все остались живыми, были активны, но большую часть времени находились в скученном состоянии.



















Заключение.

Восстановление утраченных частей тела присуще Кольчатым червям, в частности дождевому червю. Регенерация репаративная типичная. Выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась. В ходе работы было установлено, что у дождевого червя к регенерации способна только передняя часть. По нашему мнению, это объясняется тем, что в передней части тела дождевого червя есть окологлоточное нервное кольцо, которые выполняют функцию зачаточного головного мозга. Головной мозг регулирует процессы, происходящие в организме.

Но возможности регенерации у данного вида нуждаются в дополнительных исследованиях, чтобы достоверно установить, как проходит процесс, т.к в домашних условиях или условиях школьной лаборатории это сделать невозможно. Необходимо проследить все условия, которые возможно могут усиливать или ослабевать процесс регенерации, например, температурный режим, площадь проживания особей, пищеварительная база, виды почвы, сроки проведения эксперимента, биологические ритмы животного.

Полное изучение необходимо провести для того, чтобы единообразить мнения по данному процессу. Так как мы видим, что источники информации трактуют данную возможность по своему, опираясь либо на личный опыт, либо переписывают с других источников информации.











Список литературы


  1. Малевич И. И. Собирание и изучение дождевых червей- почвообразователей. / И. И. Малевич, М.: Сов. Россия, 1980.- 31 с.

  2. Чекановская О. В. Дождевые черви и почвообразование./ О.В. Чекановская. М.: Сов. Россия, 1978, — 49с.

  3. Понамарева И.Н. Биология 7 класс, учебник для учащихся общеобр. школы / И.Н. Понамарева, О.А.Корнилова, В.С. Кумченко -2-е изд., перераб. и доп. М. 2002. – с.

  4. Дарвин Ч., Образование растительного слоя земли деятельностью дождевых червей и наблюдения над их образом жизни./ Ч. Дарвин. Соч., в 4 т., Т. 2, М.—Л., 1936

  5. Жизнь животных, в 4 т., Т. 1,- М., 1968. – 129 с.

  6. Щелкова А.И. Интересные факты из жизни беспозвоночных / А. И. Щелкова // газета «1 сентября». Биология.- № 10.- 19 с.

  7. Интернет, электронный словарь википедия























Приложение

Дневник наблюдений


Дата

Передние концы


Задние концы

Двигательная активность

Состояние среза

длинна

Двигательная активность

Состояние среза

длинна

14.10

Особи активно движутся при выкладывании их на стол

Не зарос

5см

Особи активны, но менее чем передние концы

Не зарос

5 см.

18.10

Особи активно движутся при выкладывании их на стол

Не зарос

5см

Особи активны, но менее чем передние концы

Не зарос

5 см

21.10

Особи активно движутся при выкладывании их на стол

Не зарос

5см

Особи пассивны

Не зарос

5 см

25.10

Скучены в клубок

Особи активно движутся при выкладывании их на стол

зарос

5см

Особи пассивны

Не зарос

5см

28.10

Особи активно движутся при выкладывании их на стол

зарос

5см

Из 10 особей 3 явно уменьшились в размерах из за подсыхания тканей

зарос

5см

04.11

Особи стали менее активны по сравнению с началом эксперимента

зарос

5см

Из 10 особей 5 уменьшились в размерах из за подсыхания тканей

_

снятие размеров закончены.

08.10

Особи стали менее активны по сравнению с началом эксперимента

зарос

5см

Из 10 особей 5 уменьшились в размерах из за подсыхания тканей

_

_

11.11

Особи стали менее активны по сравнению с началом эксперимента

зарос

5см.

Из 10 особей 2 полностью умерли 8 уменьшились в размерах из за подсыхания тканей

_

_

15.11

Особи стали менее активны по сравнению с началом эксперимента

зарос

5см,1 особь увеличилась на 0,1 см

Из 10 особей 5 полностью умерли у 5 наблюдаются см участки живой ткани с заднего конца

_

_

18.11

Особи стали менее активны по сравнению с началом эксперимента

зарос

5см, 2 особь увеличилась на 0,2 см

Из 10 особей 10 полностью умерли

_

_

22.11

Особи стали менее активны по сравнению с началом эксперимента

зарос

5 см

1-5,2 см

2-5,3 см

_

_

26.11

Особи стали менее активны по сравнению с началом эксперимента

зарос

5см

1-5,4 см

2-5,4 см

_

_

29.11

Особи стали менее активны по сравнению с началом эксперимента

зарос

5см

1-5,5 см

2-5,4

_

_

02.12

Особи стали менее активны по сравнению с началом эксперимента

зарос

5см

1-5,5 см

2-5,7см

_

_


Свежие документы:  Конспект урока биологии для 6 класса "Многообразие клеток. Ткани растительного организма"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: