Элективнй курс по биологии для 10-11 классов «Тайны генетики»


Общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29

«Образовательный центр» г. Сызрани










Элективный курс

в 10-11 классах

Тема: «Тайны генетики»



Подготовила

учитель биологии

Коноваленко Татьяна Викторовна









Сызрань — 2011

Пояснительная записка.


Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных классов (10-11 классы) средних школ, гимназий и лицеев естественно-научного и медико-биологического направления. Известно, что в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное образование (10-11 классы). Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».

Разделы «Генетика» и «Молекулярная биология» являются одними из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение как типовых задач, так и «сюжетных» — нестандартных задач, которые полнее раскрывают и иллюстрируют тонкости науки, демонстрируют приемы самостоятельного поиска. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал по этой теме, дает возможность преподавателям осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Практические умения и теоретические знания, полученные в данном элективном курсе, являются хорошей мотивационной основой для обучения предметам естественнонаучного цикла, дальнейших исследований подобного плана, а также профессиональной ориентации школьников.

Целью курса является предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к генетике в процессе познавательной и творческой деятельности при решении генетических задач.

Задачи, используемые в курсе, основаны на реальных примерах из области генетики растений, животных и человека. Это позволит углубить и развить системы биологических понятий, законов и закономерностей, полученных при изучении других разделов школьного курса биологии. Элективный курс включает также задачи, которые, хотя и не рассматриваются подробно в курсе общей биологии, могут представлять определенный интерес для увлекающихся генетикой.

Основные методы обучения можно охарактеризовать как эвристические и исследовательские. Методы сопрягаются как с групповой работой во время обсуждения результатов, обоснования генетических законом, так и с индивидуальной во время оформления результатов. В элективном курсе рассматриваются общие принципы решения и оформления генетических задач, методические приемы, облегчающие решение, производится анализ типичных ошибок, обычно допускаемых учащимися.

Основными и оптимальными формами занятий являются самостоятельная исследовательская работа (практикум) в малых группах, индивидуальная работа с информационными источниками, а также доклады, дискуссии.

Контроль знаний не считаю главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы – это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестового контроля. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы.

Свежие документы:  Конспект урока биологии для 8 класса "Витамины"

Данный элективный курс должен быть реализован в пределах одного полугодия и имеет следующее предназначение:

— предпрофессиональная подготовка;

— углубление отдельных тем по генетике;

— удовлетворение познавательных интересов.

Элективный курс является тематическим и краткосрочным (17 часов). Курс «Тайны генетики» рассматривает 8 тем (на усвоение каждой из них отводится от 1 до 3 часов) и 1 час отводится на тестированный контроль знаний.

Требования к техническому оснащению курса:

  1. Для демонстрационных занятий необходимы световые микроскопы.

  2. Набор микропрепаратов и схем, демонстрирующих действие законов Менделя.



Учащиеся должны знать:

— принципиальное устройство светового микроскопа;

— законы Менделя, действующие в генетике;

— взаимодействие аллельных генов;

— независимое наследование;

— комплиментарность;

— сцепленное наследование;

— признаки, локализующиеся в мужских и женских хромосомах;

— действие летальных генов.


Учащиеся должны уметь:

— оформлять и решать генетические задачи;

— работать со световым микроскопом и микропрепаратами;

— работать с современной биологической литературой и Интернетом;

— применять знания генетических законов для объяснения биологических процессов;

— использовать знания о передаче наследственной информации для ведения здорового образа жизни.


Содержание программы.


Тема 1. Решение и оформление генетических задач.

Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач. Оформление задач по генетике (пример решения и оформления задачи).


Тема 2. Моногибридное скрещивание.

Иллюстрация первого и второго законов Менделя. Выяснение генотипов организмов по генотипам и фенотипам родителей и потомков.


Тема 3. Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм.

Неполное доминирование и кодоминирование. Наследование по типу множественных аллелей.


Тема 4. Независимое наследование.

Дигибридное скрещивание. Выяснение генотипов особей. Определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве. Определение вероятности рождения потомства с анализируемыми признаками. Независимое наследование при неполном доминировании. Выяснение доминантности или рецессивности признака. Полигибридное скрещивание.


Тема 5. Взаимодействие генов.

Комплиментарность. Полимерное действие генов.


Тема 6. Сцепленное наследование.

Полное сцепление. Определение типов гамет. Выяснение генотипов особей и определение вероятности рождения потомства с анализируемыми признаками. Задачи, в которых одновременно рассматривается сцепленное и независимое наследование. Неполное сцепление. Составление схем кроссинговера. Определение типа наследования (сцепленное или независимое). Картирование хромосом.


Тема 7. Наследование генов, локализованных в половых хромосомах.

Наследование генов, локализованных в Х- и У-хромосомах. Кодоминантные гены, локализованные в Х-хромосоме. Наследование двух признаков, сцепленных с полом. Одновременное наследование признаков, расположенных в аутосомах и половых хромосомах. Наследование, зависимое от пола.


Тема 8. Наследование летальных генов.

Летальные гены при моногибридном и дигибридном скрещивании. Наследование летальных генов, локализованных в половых хромосомах.

Учебно-тематический план.


п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности.

1

Решение и оформление генетических задач.

1

Лекция учителя.

2

Моногибридное скрещивание.

3

Лекция учителя. Решение задач. Заседание клуба голубеведов.

3

Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм.

2

Лекция учителя. Медицинский практикум: «Наследование групп крови Rh – фактора».

4

Независимое наследование.

2

Лекция учителя. Решение задач.

5

Взаимодействие генов.

2

Лекция учителя. Решение задач.

6

Сцепленное наследование.

3

Лекция учителя. Решение задач.

7

Наследование генов, локализованных в половых хромосомах.

2

Лекция учителя. Решение задач. Деловая игра: «Как Проша женился».

8

Наследование летальных генов.

1

Лекция учителя. Решение задач

9

Выходной контроль знаний и умений.

1

Тестированный контроль знаний.

Итого:

17



Список литературы:

  1. Аграментова Л.А. О составлении и использовании генетических задач. Биология в школе, №6, 1990. с. 37-38

  2. Барабанщиков Б.И., Сапаев Е.А. Сборник задач по генетике. Казань, Изд. КГУ, 1998-192 с.

  3. Белявская Л.И., Гудкова Н.С., Андронова Т.А. Методическое пособие к практическим занятиям по биологии. Саратов. Изд. СМИ, 1977, — 183 с.

  4. Белянина С.И., Кузьмина К.А., Боброва Л.А. Биология. Методические указания для слушателей подготовительного отделения. Саратов. Изд. СМИ, 1990.

  5. Биология для поступающих в ВУЗы. Под ред. В.Н. Ярыгина. М., Высшая школа. 1997.

  6. Гофман – Кадошников П.Б. Задачник по общей и медицинской генетике. М., 1-ый ММИ, 1969.

  7. Кисилева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. М., Просвещение, 1983.

  8. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике. Саратов. Изд «Лицей», 1998.

  9. Муртазин Г.М. Иллюстрированные карточки – задания по генетике. Биология в школе, №1. 1998, с. 48-54.

  10. Хелевин Н.В. Задачник по общей и медицинской генетике. М., Высшая школа. 1984.

Свежие документы:  Индивидуальный творческий проект "РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: