Элективный курс «Организм как биологическая система» для учащихся X-XI классов (70 часов)



Приложение 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная средняя (полная) школа № 3»















Организм как биологическая система

Элективный курс

для учащихся XXI классов

(70 часов)














Автор курса:

учитель биологии

С. В. Скрипкина





г. Нягань

2011г.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………3

Учебно-тематический план элективного курса……………………………13

Содержание элективного курса…………………………………………….14

Календарно-тематический план элективного курса……………………….20

Формы контроля………………………………………………………………27

Литература…………………………………………………………………….29

Приложение 1. Учебный кейс к элективному курсу «Организм как биологическая система» для учащихся X-XI классов».

Приложение 2. Рекомендуемый список форм самостоятельной работы учащихся.




























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности.

Главные задачи современной школы, в связи с новыми требованиями к образованию, — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Вариативная часть содержания среднего (полного) общего образования, представленная элективными курсами позволяет повысить результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) образования, получить подготовку, необходимую и достаточную для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования.

Разработка элективного курса «Организм как биологическая система» для учащихся X-XI классов, вызвана необходимостью углубления, развития содержания базового курса биологии, что позволяет получить учащимся старших классов профильную подготовку по естественнонаучному направлению для сдачи Единого государственного экзамена.

Анализ результатов ЕГЭ 2006-2011 гг. Федерального института педагогических измерений по каждому блоку содержания КИМов ЕГЭ выявил знания и умения, которые вызывают наибольшие затруднения у экзаменуемых. Опыт работы преподавания курса биологии в общеобразовательной школе позволяет сделать выводы о причинах этих затруднений:

  • Курс биологии растений, животных и анатомия человека в школе изучается в 6-7-8 классах, когда ученики еще не знакомы с общебиологическими закономерностями, с основами генетики, цитологии, эволюции, экологии. В связи с этим многие вопросы, знание которых является обязательным для выпускников, в основной школе рассматриваются упрощенно или вообще опускаются.

  • Подготовка к Единому государственному экзамену учащихся по разделам «Ботаника», «Зоология», «Анатомия» требует знаний курса общей биологии. Однако большинство учащихся не могут спроецировать информацию, полученную в старшей школе, на те основы ботаники, зоологии, анатомии, которые они изучали несколько лет назад или у них отсутствуют необходимые базовые знания по другим предметам.

  • Отмечен невысокий уровень умений и навыков кратко, обоснованно, по существу поставленного вопроса письменно излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике, объяснять результаты при решении задач по цитологии и генетике, невысокий уровень культурного кругозора, экологической, гигиенической, генетической грамотности выпускников, умения работать с биологической информацией.

Существует огромное количество различной дополнительной литературы, пособий, позволяющих решить вышеперечисленные проблемы, но, к сожалению, среди имеющихся на сегодняшний день, пособий трудно найти такие, которые бы позволяли в полной мере, за короткий период, с максимальной эффективностью повторить теоретический материал по всем разделам школьного курса биологии, закрепить знания и провести самоконтроль и объективную самооценку знаний с помощью тестов и заданий, аналогичных содержанию ЕГЭ, обеспечить профильную подготовку выпускника по биологии.

Программа элективного курса «Организм как биологическая система» для учащихся X-XI классов, имеет ряд особенностей:

  1. Охватывает основные разделы курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология» и состоит из блоков, соответствующих кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ: «Биология как наука. Методы научного познания»; «Клетка как биологическая система»; «Организм как биологическая система»; «Система и многообразие органического мира»; «Организм человека и его здоровье»; «Эволюция живой природы»; «Экосистемы и присущие им закономерности»;

  2. Содержание блоков направлено на повторение и усвоение знаний основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез; строения и признаков биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; особенностей строения и жизнедеятельности организма человека; современной биологической терминологии и символики;

  3. Предусматривается:

    • использование теоретического материала в электронной форме, что позволяет учащимся самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;

    • применение дифференцированного подхода. Учащимся предлагаются задания с учетом уровня их обучаемости, сформированных знаний разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне;

    • применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ, позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ.

Программа курса рассчитана на 70 часов, (36 часов в 10-м классе и 34 часа в 11-м классе; по 1 часу в неделю), из них: лекций – 49 часов, практических занятий – 21 час.

Основная цель курса: обеспечить профильную подготовку выпускников общеобразовательной школы по курсу биологии.

Цель курса: углубление биологических знаний, формирование систематизированных представлений о биологических процессах, явлениях, закономерностях, их роли в жизни организмов и человека, овладение понятийным аппаратом биологии.

Задачи курса:

  1. Повторить, закрепить и углубить знания по основным разделам школьного курса биологии;

  2. Сформировать умения обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  3. Сформировать умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;

  4. Развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;

  5. Развить самоконтроль и самооценку знаний с помощью различных форм тестирования;

  6. Сформировать умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обосновать и соблюдать мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Методы и формы:

В основу проведения занятий по программе элективного курса положены принципы проблемного и деятельностного подходов в обучении, когда знание не предлагается обучающимся в готовом виде, а «добывается» самими субъектами обучения. Изучение программного материала проходит на лекционных и практических занятиях, в том числе практикумах, тренингах, упражнениях.

Возможным является проведение комбинированных занятий. На занятиях активно используются интерактивные формы подачи материала, проводится работа в группах, что позволяет выпускникам быть активными участниками процесса обучения.

В ходе проведения занятий применяются различные методы обучения: словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия); наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате); частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи); практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.); формы обучения: коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.); групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.); индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др); виды самостоятельной работы: творческие задания, проекты. Применение данных форм и методов работы позволяет всесторонне представить материал, трансформировать теоретические знания и практические умения.

Условия реализации программы: наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана; наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии; наличие презентаций уроков по различным разделам биологии; наличие различных вариантов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии в печатном и электронном формате; наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ЕГЭ по биологии.

Структура курса:

Структура курса представлена блоками, включающими три взаимосвязанных звена: информация (теоретический материал), операция с обратной связью (практические задания — тренажеры) и контроль (контроль и оценка результатов в соответствии с контрольно – измерительными материалами ЕГЭ).

Информация (теоретический материал) – учебная информация соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Теоретический материал каждого занятия иллюстрируется рисунками, таблицами, схемами, которые представлены компактно, системно, в лаконичной форме.

Операция с обратной связью (практические задания – тренажеры. Тренажер состоит из трех частей, включающих различные типы заданий. Часть 1 включает задания с выбором ответа. Часть 2 содержит задания с кратким ответом: задания с выбором трех верных ответов из шести, задания на соответствие и на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов. Часть 3 содержит задания со свободным развернутым ответом; практические задания для самостоятельной работы, способствующие развитию возможностей в познавательной деятельности – творческие задания, задания с учетом склонностей и интересов, способностей учащихся; учебные проекты, как результат изучения блока по той или иной тематике; лабораторные работы, экскурсии).

Контроль (контроль и оценка результатов в соответствии с контрольно – измерительными материалами ЕГЭ) – виды контроля результатов освоения знаний учащихся — предварительный, тематический, итоговый; применяется рейтинговая система контроля учебных достижений, итоговая оценка проектов; формы контроля: тестовые задания, графические работы.

В результате изучения программы элективного курса ученик на базовом уровне должен:

знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: генов и хромосом, клетки, тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий,; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

В результате изучения программы элективного курса ученик на повышенном и высоком уровне ученик должен:

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направле­ниях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и про­исхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфе­ре); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчи­вости; зародышевого сходства; биогенетического); закономер­ностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пи­рамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточ­ных организмов; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмен ве­ществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пласти­ческий и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых рас­тений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, кругово­рот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, ги­потез в формировании современной естественнонаучной карти­ны мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, ни­котина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организ­мов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и не­наследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластичес­кого и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энер­гии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микро­препараты;

  • выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличитель­ные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвен­но), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мей­оз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветко­вых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и мик­роэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической ин­формации в различных источниках (учебных текстах, спра­вочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследова­ниях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследова­ний;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том чис­ле ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологичес­ким проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворе­ние).

Учебно-тематический план элективного курса


п/п

Наименование блока

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практические занятия


1.

Биология как наука. Методы научного познания

2

1

1

Тестирова-ние

2.

Клетка как биологическая система

9

7

2

Тестирова-ние

3.

Организм как биологическая система

16

14

2

Тестирова-ние

4.

Система и многообразие органического мира

9

7

2

Тестирова-

ние

5.

Организм человека и его здоровье

9

6

3

Тестирова-

ние

6.

Эволюция живой природы

9

6

3

Тестиров-

ание

7.

Экосистемы и присущие им закономерности

11

8

3

Тестирова-

ние

8.

Итоговое обобщение теоретического материала курса

5

5

Тестирова-

ние


Итого:

70

49

21








Содержание элективного курса

Блок №1. Биология как наука. Методы научного познания (2 часа), учебный кейс (занятия №1,2; тренажер, контрольный тест)

Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

Блок №2. Клетка как биологическая система (9 часов),

учебный кейс (занятия № 3-9; тренажер – занятие № 10,

контрольный тест – занятие № 11)

Современная клеточная теория, ее основные положения. Развитие знаний о клетке. Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции белков. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.

Блок №3. Организм как биологическая система (16 часов),

учебный кейс (занятия № 12-25; тренажер – занятие № 26, контрольный тест – занятие № 27

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы — неклеточные формы жизни. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм. Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных. Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

Блок №4. Система и многообразие органического мира (9 часов), учебный кейс (занятия № 28-34; тренажер – занятие №35, контрольный тест – занятие № 36)

Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников. Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека. Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

Блок №5. Организм человека и его здоровье (9 часов),

учебный кейс (занятия № 37-42; тренажер – занятие № 43-44, контрольный тест – занятие № 45)

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов. Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Блок №6. Эволюция живой природы (9 часов),

учебный кейс (занятия № 46-51; тренажер – занятие № 52-53,

контрольный тест – занятие № 54)

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического

мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

Блок №7. Экосистемы и присущие им закономерности (11 часов), учебный кейс (занятия № 55-62; тренажер – занятие № 63-64 , контрольный тест – занятие № 65)

Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Антропогенный фактор. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей и сетей питания). Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Правила поведения в природной среде.



Блок №8. Итоговое обобщение теоретического материала курса,

учебный кейс (тренажер – занятия № 66-68,

контрольный тест – занятие № 69-70)

Обобщение теоретического материала курса проводится с применением тренажеров по курсам «Ботаника», «Животные», «Анатомия», «Общая биология». Итоговый контроль осуществляется по КИМам ЕГЭ по биологии.

Календарно — тематический план

элективного курса


п/п

Наименование блока, занятия

Дата проведения занятия

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практи-ческие занятия



Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания»


2

1

1

Тестиро-

вание

1.

Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Тренажер по теме «Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы»



0,5

0,5

Решение трениро-вочных тестов

2.

Уровневая организация и эволюция. Общие признаки биологических систем. Тренажер по теме «Уровни организации».



0,5

0,5

Решение трениро-вочных тестов


Второй блок «Клетка как биологическая система»


9

7

2


3.

Современная клеточная теория, ее основные положения. Развитие знаний о клетке.



1



4.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль химических веществ в клетке и организме человека.



1



5.

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности



1



6.

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Фотосинтез, его значение. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле



1



7.

Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.



1



8.

Хромосомы, их строение (форма иразмеры) и функции. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Мейоз. Фазы митоза и мейоза.



1



9.

Развитие половых клеток у растений и животных.



1



10.

Тренажер по теме «Клетка как биологическая система»




1

Решение трениро-вочных тестов

11.

Контрольная работа по теме «Клетка как биологическая система»




1

Тестиро-

вание


Третий блок «Организм как биологическая система»



16

14

2


12.

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы — неклеточные формы жизни.



1



13.

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение



1



14.

Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития.



1



15.

Жизненные циклы и чередование поколений.



1



16.

Генетика, ее задачи. Основные генетические понятия и символика.

Генетика пола. Наследование

признаков, сцепленных с полом.



1



17.

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и

дигибридное скрещивание).



1



18.

Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов.



1



19.

Взаимодействие генов. Генотип как целостная система.



1



20.

Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.



1



21.

Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная)изменчивость.

Норма реакции.



1



22.

Наследственная изменчивость: мутационная,

комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни

организмов и в эволюции.



1



23.

Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их

причины, профилактика.



1



24.

Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие

селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных

растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы.



1



25.

Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование.

Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии.



1



26.

Тренажер по теме «Организм как биологическая система»




1

Решение трениро-вочных тестов

27.

Контрольная работа по теме «Организм как биологическая система»




1

Тестиро-

вание


Четвертый блок «Систематика и многообразие органического мира»



9

7

2


28.

Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж.-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность



1



29.

Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.



1



30.

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников



1



31.

Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений



1



32.

Многообразие растений. Основные отделы растений. Водоросли, мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и жизни человека.



1



33.

Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека



1



34

Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и

жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у

животных



1



35.

Тренажер по теме «Систематика и многообразие органического мира»




1

Решение трениро-вочных тестов

36.

Контрольная работа по теме «Систематика и многообразие органического мира»




1

Тестиро-

вание


Пятый блок «Организм человека и его здоровье»


9

6

3


37.

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения,

дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем

органов



1



38.

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-

двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и

развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов



1



39.

Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови.

Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.

Витамины



1



40.

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов

жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой



1



41.

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции.

Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции,

речь, мышление. Особенности психики человека



1



42.

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Психическое и физическое здоровье человека. Вредные и полезные

привычки.



1



43.

Тренажер по теме «Организм человека и его здоровье»




1

Решение трениро-вочных тестов

44.

Тренажер по теме «Организм человека и его здоровье»




1

Решение трениро-вочных тестов

45.

Контрольная работа по теме «Организм человека и его здоровье»




1

Тестиро-

вание


Шестой блок «Эволюция живой природы»



9

6

3


46.

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная

единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования



1



47.

Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина.

Взаимосвязь движущих сил эволюции.



1



48.

Формы естественного отбора, виды

борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные

факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной

теории в формировании современной естественнонаучной картины мира



1



49.

Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции:

приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.



1



50.

Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов,И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз,идиоадаптация, дегенерация. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюциирастений и животных.



1



51.

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека.



1



52.

Тренажер по теме «Эволюция живой природы»




1

Решение трениро-вочных тестов

53.

Тренажер по теме «Эволюция живой природы»




1

Решение трениро-вочных тестов

54.

Контрольная работа по теме «Эволюция живой природы»




1

Тестиро-

вание


Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности»


11

8

3


55.

Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Антропогенный фактор



1



56.

Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы.



1



57.

Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей и сетей питания).



1



58.

Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем.



1



59.

Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.



1



60.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле.



1



61.

Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы.



1



62.

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Правила поведения в природной среде.



1



63.

Тренажер по теме «Экосистемы и присущие им закономерности»




1

Решение трениро-вочных тестов

64.

Тренажер по теме «Экосистемы и присущие им закономерности»




1

Решение трениро-вочных тестов

65.

Контрольная работа по теме «Экосистемы и присущие им закономерности»




1

Тестиро-

вание


Восьмой блок. Итоговое обобщение теоретического материала курса


5

5


66.

Тренажер по разделу «Ботаника»




1

Решение трениро-вочных тестов

67.

Тренажер по разделу «Животные»




1

Решение трениро-вочных тестов

68.

Тренажер по разделу «Анатомия»




1

Решение трениро-вочных тестов

69.

70.

Итоговая контрольная работа




2

Тестиро-

вание

контроль за реализацией программы

Формы контроля:

  • предварительный контроль (оценка предметных знаний);

  • тематический контроль (рейтинговая оценка результатов выполнения заданий);

  • итоговый контроль (оценка результатов выполнения итоговых тестов, учебных проектов).

Оценка результатов проводится по рейтинговой шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ. Оценка за выполнение итоговых тестовых заданий выставляется в соответствии с характеристикой уровней подготовки участников экзамена по биологии 2011 г. налитический отчет ЕГЭ по биологии за 2011год Федерального института педагогических измерений).

Уровни подготовки участников экзамена по биологии 2011 г.

Группы по уровням подготовки

Баллы

первичный

тестовый

1 – минимальный

0–16

0–35

2 – удовлетворительный

17–35

36–54

3 – хороший

36–59

55–78

4 – отличный

60–69

79–100

Источники заданий, используемых в качестве тренажеров и контроля:

  1. Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М., Вентана-Граф, 1997 – 240 с.

  2. Биология 10-11 Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ — М., Просвещение, 2008, — 143 с.

  3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М., Дрофа, 2004.

  4. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М., Дрофа, 2004.

  5. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М., Дрофа, 2004.

  6. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М., Дрофа, 2004.

  7. В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М., Просвещение, 2003.

  8. Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М., Просвещение, 2002.

  9. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М., Издательский центр «Вентана Граф», 1996.

  10. А.А. Каменский. Биология. Пособие для подготовки к ЕГЭ.- М., Издательство «Экзамен», 2008.

  11. Г. И. Лернер ЕГЭ 2011.Биология: сборник заданий – М., Эксмо, 2011.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дополнительная и научно-популярная литература для учителя

  1. Аила Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1—3. М., Мир, 1987.

  2. Биология: Школьная энциклопедия. М., Большая Российская энциклопедия, 2004.

  3. Воробьев Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М., Просвещение, 1995.

  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М., Мир, 1990.

  5. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М., Академия, 2001.

  6. Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Экл.М., Дрофа, 2008.

  7. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М., Мир, 1988.

  8. Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2008.

  9. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М., Просвещение, 1995.

  10. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.., Высшая школа, 1998.

Литература для учащихся:

  1. Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.

  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. — М., АСТ-пресс, 2006.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. — М., Оникс 21 век, 2005.

  4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. — М., Просвещение, 2003.

  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М., Просвещение, 2002.

  6. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. — СПб., ИК «Невский проспект», 2002.

  7. Каменский А.А. Единый государственный экзамен. – М., Экзамен, 2008.

  8. Панина Г.Н., Леващко Е.В. Биология: ЕГЭ: Учебно-справочные материалы (Серия «Итоговый контроль: ЕГЭ»). – М., СПб.: Просвещение, 2011.

  9. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов, Лицей, 2003.

  10. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М., Вентана-Граф, 2004.

  11. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М., Просвещение, 1991.

  12. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов, Лицей, 2005.

Общие сайты по биологии, которые предоставляют информацию по биологии:

«Научная сеть» — https://www.nature.ru/ – прекрасный помощник для учителя и учащихся. На этом сайте приводится интереснейшая и достоверная научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии: аннотация книжных новинок, биографии ученых, курсы лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое.

«Кирилл и Мефодий. Животный мир» — https://www.nature.ru/ – прекрасный сайт, содержащий обилие интереснейших сведений о самых разнообразных животных. Информация изложена кратко, в доступной форме, приведены фотографии. Сайт постоянно обновляется. Материалы этого сайта я использовала для оформления планшетов в кабинете биологии и на уроках зоологии.

Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова — https://www.nature.ru/.

«Херба» — www.herba.msu.ru – ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова; предлагает научную информацию о растениях, рисунки гербарных листов, цветные фотографии, изображения из атласов.

«Редкие и исчезающие животные России» — www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm — на сайте представлена информация о животных Росси, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты.

«БиоДан. Новости биологии» — https://www.biodan.narod.ru/ – авторский сайт, на котором собрана интересная и полезная для учителя научная информация, но, к сожалению, только по некоторым разделам биологии: ботанике, зоологии, генетике, антропологии. К тому же сайт лишен иллюстративного материала, что, впрочем, не снижает его информационного значения.

«Животные» — https://www.zoomax.ru/

«Зооклуб. Все о животных» — https://www.zooclub.ru/animals/ – здесь находится обширная информация о содержании в домашних условиях самых разнообразных животных, рекомендации по уходу за ними и их лечению. Кроме того, на этом сайте помещен материал о различных диких животных.

«Зоолоция» — https://www.zoospace.narod.ru/ – предоставляет материал в основном о собаках и кошках: рекомендации по их содержанию и лечению, нормативные документы, информацию о клубах и питомниках, объявления о продаже и выставках.

«Поводок» — https://www.povodok.ru/ – один из самых полных сайтов, посвященных домашним животным.

«Мир животных Брема» — www.povodok.ru/encyclopedia/brem/.

«Все о кошках, диких и домашних» — www.nata.obninsk.ru/cats/ — любитель кошек найдет здесь рекомендации и советы по содержанию, питанию и лечению, каталог пород, фотографии, рисунки, мировые новости о кошках и даже сказки и стихи, посвященные кошкам.

«О непобедимой любви к животным» — https://www.apus.ru/ – интересная и разнообразная информация о самых различных животных. Особенности подбора материала и его изложения делают этот сайт хорошим помощником учителю.

«Домашние животные» — https://www.petslife.narod.ru/.

«Лужок» — www.luzhok.ru/ — замечательный сайт, посвященный декоративным растениям. Содержит описание комнатных и садовых растений, рекомендации по разведению и уходу, фотографии и рисунки, информацию о лекарственных растениях и их применении, легенды о растениях. Сайт очень информативен и интересен, красочно оформлен.

«Барракуда. Сайт любителей дайвинга» — https://www.barracuda.ru/ – сайт содержит информацию для любителей погружений с аквалангом. Но он будет очень интересен и всем любителям природы – здесь имеется много отличных фотографий морских пейзажей и подводных обитателей, а также их описания.

«Экзотическая зоология» — www.aib.ru/~loki/zoolog/zoo.htm и «Криптозоология» — https://www.cryptoz.narod.ru/. Эти сайты посвящены мифическим и мистическим существам. Говорить о научности размещенных здесь материалов не приходится, но они интересны тем, что помогут лучше разобраться, что же представляют собой существа, в изобилии населяющие мифы разных народов, а в последние годы – и страницы некоторых периодических изданий. Не важно, верите вы в них или нет, но все загадочное, согласитесь, привлекает…

Мультимедийные пособия

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова;

  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина;

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

https://metodik.bryanskedu.net/?id=777 — Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Биология.

https://down.ctege.org/ege/ — сайт вариантов ЕГЭ

https://www.fipi.ru/view/sections/91/docs/ — демоверсии на сайте ФИПИ

https://biologii.net/

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education — учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий

https://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

https://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

Приложение 2

Рекомендуемый список форм самостоятельной работы учащихся:

  1. Найти информацию по проблемному вопросу, оформить в виде информационного проекта.

  2. Придумать и оформить кроссворд, смысловые пропорции с использованием списков терминов темы; составить синквейн.

  3. Составление графический конспект, логическую схему по информационному материалу темы.

  4. Найти примеры из реальной жизни, иллюстрирующие законы, правила, изучаемые на занятиях курса, оформить в виде аналитической таблицы.

  5. Составить числовой или буквенный диктант по теме.

  6. Создать презентацию к изучаемой теме.

  7. Придумать и записать вопросы к информационному тексту занятия (ответы на вопросы должны содержаться в тексте).

  8. Составить биологическую задачу по изучаемой теме.

  9. Составить корректурную пробу по информационному тексту тематического задания.

  10. Составить тесты по изучаемой теме.

  11. Найти информацию в сети Интернет о современные ученых и их достижениях. Нобелевские лауреаты. Результаты поиска оформить в виде проекта.

  12. Найти информацию в сети Интернет о важнейших открытиях в биологии. Результаты поиска оформить в виде проекта.

  13. Создать рекламу, листовку социального содержания: в защиту исчезающего вида, для владельцев собак в черте города, для посетителей лесопарка, о здоровом образе жизни, против курения и т. д.

  14. Подготовить публичное выступление по теме определенной продолжительности.





Свежие документы:  Конспект урока биологии для 8 класса "Нервная система"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: