Информационно-аналитическая справка «Исследовательский и проектный подход в обучении»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

МУ Отдел образования МО «Тарбагатайский район»

МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»














Информационно-аналитическая справка

на конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений

для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство

и значительный вклад в образование.




Шадрина Юлия Васильевна

учитель биологии и географии

МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»























Исследовательский и проектный подход в обучении

(тема справки)

Использование исследовательского подхода в обучения биологии

(название образовательной программы, методики, форм или средств обучения)

МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа» Тарбагатайского района

(на базе какого общеобразовательного учреждения реализуется)

Шадрина Юлия Васильевна

(Ф.И.О. конкурсанта)



I. Описание выбора содержания работы

Происходящие кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не затрагивать школу, которая в изменяющихся условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, которые к ней предъявляют общество и государство.

В Концепции модернизации образования на период до 2010 года сформулирован социальный заказ государства школе: «развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны…»

Поэтому, разрабатывая программу развития нашей школы, учитывались интересы учащихся и их родителей, так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному заказу общества. Наша школа является единственным социо-культурным центром Муниципального образования сельского поселения «Шалутское», в которое входят жители 4 сел. В связи с этим была выбрана программа развития художественно-эстетического направления.

Система художественно-эстетического образования в нашей школе включает следующие уровни: предметный (предметы художественно-эстетического цикла), межпредметный (с помощью интеграции содержания всех традиционных учебных предметов), воспитательный (через воспитательную систему школы), проектный (разработка и реализация общественно-значимых проектов, связанных с совместными действиями учащихся, граждан и местных органов власти).

Образовательная цель школы – это создание условий для индивидуальной, дифференцированной образовательной активности учащихся, в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив.

К таким условиям относятся:

  • Индивидуализация и дифференциация учебного процесса (возможность вариантов изучения предметов в старших классах (базовое, расширенное, профильное), выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности)

  • Расширение пространства социальной деятельности учащихся (включение учащихся в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защита проектов), а также в социально-значимые программы районного, республиканского, российского уровня).

  • Организация пространства рефлексии и мыследеятельности (организация образовательных игр (деловых, имитационно-ролевых, организационно-деятельностных), психологических тренингов, лекций и семинаров, образовательных сессий)

  • Переход от «предметного» к «способному» освоению материала (овладение учащимися рядом универсальных способов деятельности (творчество, исследование, проектирование) и возможностью применения этих способов при освоении того или иного предметного материала)

Организационно-педагогическими условиями такого перехода являются:

  • Применение в учебной деятельности лабораторно-исследовательского и проектного методов;

  • Придание приоритетного статуса творческим, исследовательским и проектным работам как итоговым аттестационным работам учащихся.

Эти условия актуальны и для учителя биологии. Для формирования биологического образования у подрастающего поколения, понимания жизни как величайшей ценности, найдено такое сочетание форм, средств, методов обучения, которое позволяет учащимся понимать сущность биологических понятий и процессов.

Для знакомства учащихся с методами научного познания, как важного средства формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной активности используется исследовательский и проектный подход в обучении.

II. В результате эффективного внедрения в практику работы опыта основоположников исследовательского и проектного подходов Дж. Дьюи и У. Килпатрика были найдены такие условия, в которых учебная работа и учение протекают естественно, результатом которых являются такие действия учащихся, вследствие которых они не могут не научиться. Исследовательский и проектный метод позволил преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью, стал связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой.

В результате его использования дети получают мотивацию для творческой деятельности, у них возникает интерес к исследованиям, что позволяет им увидеть гармоничные связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Они учатся самостоятельно добывать знания, необходимые в данный момент, что делает процесс обучения биологии активным и личностно значимым. Проводя исследования и создавая проекты, дети получают возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомятся с метода­ми научной и творческой работы, у них развивается познавательный интерес, любознательность, они учатся общению со сверстниками и единомышленника­ми, что дает возможность принимать участие в небольших научных экспериментах и исследованиях.

Результатом внедрения исследовательской и проектной деятельности в практику работы является ежегодное увеличение количества детей, участвующих в научно-практических, краеведческих конференциях и конкурсах и т.п. Возраст детей, участвующих в этой работе, уменьшается с каждым годом. Если в 2002-2004 году участвовали в исследованиях учащиеся 9-11классов, то в 2004–2006 году исследовательские работы велись учащимися 4-11 классов.


Годы

Конференции

2002-2003

2003-2004

2004-2005

2005-2006

«Шаг в будущее»

1

1

2

5

Краеведческая

1

1

2

«Созвездие»

2

3

«Шаг в будущее»

(республиканская)

1

III. Главная цель работысамостоятельное постижение учащимися биологических проблем, имеющих для них жизненный смысл.

Задачи работы:

  • научить самостоятельно осваивать школьниками учебный материал и создавать конкретный продукт, что позволяет им пережить ситуацию успеха, самореализацию.

  • развивать такие личностные качества, как самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

  • формировать умения планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции.

Сущность проектного и исследовательского подхода в обучении:

  • во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах;

  • в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой, исследовательской и проектной деятельности;

  • в актуализации внутрипредметных, межпредметных связей;

  • в изменении характера взаимоотношений «учитель – ученик — ученический коллектив» в сторону сотрудничества.

Работа осуществляется по направлениям:

Направления

исследовательской и проектной деятельности





















IV. При организации учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской и проектной деятельности учащимися приобретаются функциональные навыки исследования, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, формируются интеллектуальные умения. Применение новых нестандартных способов, методов и технологий подачи учебного материала: исследовательских проектов, самостоятельной работы школьников с различными источниками информации (в первую очередь со сло­варями, справочниками, специальной литературой), новых информационных технологий, позволило активизировать познавательную активность учащихся. При этом реализуется проблемный подход к ведению уроков — представляются различные точки зрения на заданную тему, организуются дискуссии, в процессе которых происходит анализ учащимися первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формируются в виде выводов. Особенно эффективной на таких уроках является постановка проблемных вопросов и задач, к которым предъявляются следующие требования:

1. Система вопросов и задач должна охватывать основные проблемы науки;

2. Они должны отражать методы научного познания;

3. В задачах должны найти свое отражение все процедуры творческой деятельности: видение проблем; умение выдвигать гипотезы; умение осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение многофункциональности объекта; конструирование нового способа решения проблемы на основе известных способов; видение альтернативы решения;

4. Задачи и вопросы должны постепенно усложняться;

5. Подлинно исследовательские задачи должны требовать от учащегося самостоятельного поиска информации, причем на доступном, но достаточно высоком уровне.

В зависимости от темы и уровня подготовки учащихся, на уроках даются проблемные задачи различного типа, с целью творческого, интеллектуально-познавательного усвоения учениками предметного материала, например:

  • Задачи на выбор информации. (Выберите признаки, характерные для …)

  • Задачи на исправление ошибок. (Исправьте ошибки...)

  • Задачи на сравнение и сопоставление выводов. (Сравните строение, функции, образ жизни и т.д.)

  • Задачи на установление взаимосвязей. (Установите взаимосвязи между питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д.)

  • Задачи на выявление приспособлений. (Какие приспособления имеются у растений, животных конкретного вида и т.д.?)

  • Задачи на выдвижение гипотез. (Предложите гипотезы для объяснения данного факта или явления: например, замедления дыхания во время спячки у медведя.)

  • Задачи на объяснение результатов опыта. (Объясните результаты данного опыта.), и т.д.

На уроках биологии создаются такие условия, при которых учащиеся ощущают нехватку знаний для решения того или иного вопроса. Для этого перед учащимися ставится проблема, с которой и может начаться исследовательская или проектная работа, или же учащиеся на старшей ступени обучения формулируют ее сами. Видя нерешенную проблему, они начинают поиски ее решения. Это заставляет их анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы.

В зависимости от возрастных особенностей учащихся постановка проблемных вопросов или создание проблемных ситуаций осуществляется тремя способами:

  1. На первом уровне ставится проблема и намечается метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит самостоятельно осуществить учащимся.

Этот метод применяется практически при всех лабораторных работах, при решении задач, при самостоятельном проведении полевых или лабораторных экспериментов.

  1. На втором уровне только ставится проблема, но метод ее решения ученики ищут самостоятельно (групповая работа, работа в парах, коллективная или индивидуальная работа).

  2. На третьем, самом высоком, постановка проблемы, поиск методов и разработка самого решения осуществляется самостоятельно учащимися.

Так, например, в 9 классе при изучении темы «Работа сердца», рассуждая о работе сердца в течение всей жизни, ребята задались вопросом: В чем причина такой неутомимости и работоспособности сердца?

В 5 классе при объяснении темы «Дыхание организмов» дети задали вопрос: как объяснить факт, что человек может без пищи прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха всего несколько секунд?

Проведение исследовательской работы на уроках требует от учащихся обязательного прохождения большей части или всех этапов исследования:

  • Наблюдения фактов и явлений;

  • Постановки проблем;

  • Выдвижения гипотез;

  • Планирования этапов исследования;

  • Выявления связи данного явления или проблемы с другими;

  • Формулирования и объяснения решения;

  • Проверки решения;

  • Практических выводов о возможном применении полученных знаний.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и формирования их личностных качеств, а также как элемент творчества, применяются различные типы проектов:

    • исследовательские проекты, ориентированные на решение научной проблемы;

    • игровые проекты, где учащиеся принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта;

    • познавательные проекты, направленные на сбор информации о каком-то биологическом объекте;

    • практико-ориентированные проекты, направленные на конкретный практический результат и связанные с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, оценка экологического состояния реки, и т.д.

В процессе выполнения проектов учащиеся получают навыки: сотрудничества и сотворчества, наблюдения и отбора фактов, видение и постановка проблем, определение целей и постановка задач исследования, умения работать с информацией (искать, анализировать, отбирать, структурировать и т.д.), конструировать новые способы деятельности. Выполняя проекты, школьники учатся планировать и оформлять работу, письменно и устно представлять результаты работы, защищать свою точку зрения. В результате выполнения проекта у учащихся формируются качества необходимые для их дальнейшего обучения, профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора их будущей профессии.

Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является введение профильного обучения в старшей школе. Наша школа принимала участие в районном эксперименте по введению профильного обучения в сельской малокомплектной школе в 2003-2005 учебных годах. Для предпрофильной и профильной подготовки учащихся велись элективные курсы «Особенности состава и свойств почвы пришкольного участка Селенгинской средней общеобразовательной школы» (приложение) и курс по экологии человека «Колесо здоровья» (приложение), для которых были написаны авторские программы.

Программа «Особенности состава и свойств почвы пришкольного участка Селенгинской средней общеобразовательной школы» участвовала в республиканском конкурсе «Организация исследовательской деятельности учащихся», учредителями которой являются БИПКиПРО и международная организация ГЛОУБ, стала победителем и была награждена оборудованием для проведения исследований почвы. Став победителями, мы вошли в международную программу «ГЛОУБ» и являемся ее участниками, а программа курса «Колесо здоровья» прошла защиту на курсах повышения квалификации для работы в предпрофильных и профильных классах.

Эффективность применения исследовательского и проектного подхода можно отследить по успеваемости учащихся:


Диагностика уровня обученности по биологии



показатели

года

% успеваемости

% качества

Уровень обученности

Средний балл

2003-2004

100

56

60

3,8

2004-2005

100

68

63

3,8

2005-2006

(первое полугодие)

100

70

63

4






Диагностика уровня обученности класса, в котором внедрялся исследовательский и проектный метод.


показатели

года

% успеваемости

% качества

Уровень обученности

Средний балл

2002-2003

100

53

63

3,8

2003-2004

100

55

60

3,9

2004-2005

100

74

71

4

2005-2006

(первое полугодие)

100

76

72

4






Из данных таблицы видно, что процент качества знаний и уровень обученности учащихся с каждым годом увеличивается. Это обусловлено тем, что в процессе обучения биологии применяется исследовательский и проектный методы.


Результаты экзаменов профильного класса по биологии


Количество человек, сдававших экзамен

% успеваемости

% качества

Средний балл

3

100

100

5


Данные, полученные в результате собственного анализа, подтверждаются и данными анализа контрольных работ, проводимых по текстам РОО.




2002-2003

2003-2004

2004-2005

Успеваемость

78

86

94

Качество знаний

40

45

53



Исследовательская и проектная деятельность, организуемая на уроках, оказывает прямое воздействие на внеклассную работу (научно-познавательную, поисково-творческую). Более глубокому изучению фактов, явлений и закономерностей способствует работа кружка «Планета RU». Его деятельность осуществляется в двух направлениях:

— эколого-краеведческое;

— исследовательское.

Программа кружка составлена так, чтобы его могли посещать дети разных возрастов. На кружковых занятиях ведется изучение состава и свойств почвы пришкольного участка, определяется потребность почвы в удобрениях, что важно для повышения урожайности учебно-опытного участка. Оценивается экологическая обстановка в с. Солонцы, рассматривается влияние на окружающую среду работы котельной, очистных сооружений, а также автомобильной и железной дороги, выясняется обстановка по заболеваемости населения в поселке. Проводится оценка экологического состояния реки Селенга в окрестностях сел Шалутского поселения.

Результаты, полученные в ходе этих исследований, имеют большую практическую значимость для жителей поселка. Например: общепоселковой котельной было предложено заменить дымоуловители, так как это поможет снизить процент вредных выбрасываемых веществ. Работникам очистных сооружений было предложено заменить активный ил и отремонтировать решетки и песколовки, чтобы повысить качество очистки воды. Школьниками проводятся акции в защиту природы (мусор-вернисаж, экологические десанты по очистке берегов водоемов, леса, сел), выпускается информационный бюллетень «Экологический SOS», оформляются информационные щиты и стенды, которые устанавливаются в зонах отдыха, плакаты, школьные экологические газеты и т.п.

Работы над этими и другими темами оформляются в виде докладов, с которыми ребята ежегодно выступают на районных научно-практических и краеведческих конференциях, а так же на республиканской открытой олимпиаде «Созвездие», где занимают призовые места и получают рекомендации к печати (см. приложение).

Исследовательская и проектная работа продолжается и во время летнего отдыха. Во время работы профильного лагеря эколого-краеведческого направления «Планета RU» ребята собирают материалы для изучения видового разнообразия растений и животных, экологии реки Селенга, состава воды, воздуха, почвы и т.д. В это же время проводят и специальные исследования, которые невозможно провести в учебное время. Например, развитие бабочки, видовой состав трав, биология насекомых и т.д. Программа профильного лагеря «Планета RU», направленная на формирование экологической грамотности детей, а также призванная продолжить формирование исследовательских навыков, участвовала в республиканском конкурсе программ летних профильных лагерей, где заняла второе место.

Результатом практической деятельности детей, посещающих профильный лагерь, являются следующие мероприятия:

    • очищена территория реки Селенга в местности «Забока», протяженностью 5 км, излюбленного места отдыха, как жителей села, так и горожан;

    • установлены щиты, запрещающие выброс мусора в реку и разведение костров в неположенных местах;

    • выкопаны ямы для сбора мусора;

    • камнями выложены костровища;

    • в близлежащем лесу собран бытовой мусор на площади 5 га;

    • валежник собран в кучи и предложен как для вывоза населению, так и для разведения костров;

    • собран наглядный материал (коллекция насекомых, гербарий) для кабинета биологии.

Увлеченные исследовательской работой дети, отдыхая на каникулах в других регионах страны и за рубежом, собирают и привозят гербарный материал, коллекции ракушек, экспонаты морской флоры и фауны и т.д.

В период летней трудовой практики исследовательская работа ведется на пришкольном учебно-опытном участке. Пришкольный участок является методической базой для проведения уроков биологии и сбора материалов для различных исследований. Программа развития пришкольного участка направлена на повышение его урожайности через сортоиспытание и применение различных способов выращивания культур. В рамках программы проводятся различные опыты:

  • Влияние прищипывания плети главного стебля на сроки плодоношения и урожайность бахчевых культур;

  • Влияние на сроки плодоношения и урожайность рассадного и безрассадного способов выращивания некоторых культур;

  • Влияние густоты посадки на сроки плодоношения и урожайность культур;

  • Влияние пикировки рассады на урожайность капусты и помидоров;

  • Влияние сорной растительности на рост и развитие культур.

  • Влияние насекомых-вредителей на урожайность культур.

Программа развития пришкольного участка «Повышение урожайности учебно-опытного участка через сортоиспытание и применение различных способов выращивания сельскохозяйственных культур» в 2004 году в районном конкурсе программ развития пришкольных участков и фермерских хозяйств заняла 1 место. Деятельность программы направлена на получение практических результатов, так как пришкольный участок является не только учебно-методической базой школы, но и экономическим подспорьем в современных сложных условиях финансирования. Продукция с участка поступает в школьную столовую для удешевления питания учащихся и воспитанников детского сада, расположенного в здании школы.

В 2004-2005 учебном году пришкольный участок в республиканском конкурсе «Юннат – 2004» занял общекомандное 3 место, а в частности:

  • Первое место в номинации «Зеленая аптека»;

  • Второе место в номинации «Природная мастерская»;

  • Первое место в номинации «Мой чемпион»;

  • Третье место в номинации «Сам себе агроном»;

В 2003-2004 учебном году — первое место в районной научно-практической конференции «Итоги опытнической и исследовательской работы на пришкольных участках» в секции «Малая Тимирязевка», второе место в секции «Научно-практическая работа школьников в лабораторных и полевых условиях».

V. Проектная и исследовательская деятельность направлена не только на получение знаний через взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, но и на создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Проект представляет собой коллективную форму деятельности учащихся. В процессе коллективного обсуждения дети составляют перечень вопросов, определяют задачи работы, выбирают методы изучения темы, способ презентации проекта, а также намечают личную роль каждого участника проекта в решении общей задачи. Учитель принимает участие в обсуждении проекта и вынесении решения в качестве старшего товарища, который предлагает, а не диктует.

Работа в творческом коллективе позволяет учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную и исследовательскую деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.

Неформальное общение раскрывает творческий потенциал ребёнка и позволяет ему успешно справиться с выполнением проекта. Коллективная исследовательская и проектная деятельность даёт ребёнку возможность почувствовать свою значимость в коллективе и в то же время научиться ценить вклад других людей в общее дело, что имеет не только образовательное, но и социальное значение.

Использование проектной и исследовательской деятельности способствует созданию бесконфликтных ситуаций. Дети проявляют толерантность друг к другу. Они более спокойны и рассудительны, готовы к общению в коллективе, у них высокий уровень развития критики и самокритики, они умеют дискутировать. Настрой в классе в большинстве случаев мажорный. Все это обеспечивает высокую продуктивность совместной деятельности, готовность к сотрудничеству, гордость за свой коллектив.

За последние пять лет, в школе нет случаев суицида и наркомании, нет учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, нет преступлений, снижается количество детей, стоящих на внутришкольном учете. Отмечается высокая активность учащихся, занятых во внеклассной работе. В 2005-2006 учебном году 96% учащихся школы посещают кружки и секции.

VI. С целью распространения опыта работы по исследовательской и проектной деятельности проводятся мастер-классы в рамках методических дней школы, для учителей района, для районного семинара директоров и завучей. Всего за 4 года проведено 8 открытых занятий, что способствовало росту методического и профессионального мастерства, проявлению творчества и новаторства, а также дало устойчивые положительные результаты работы (см. приложение 1).

Опыт работы представлен на педсоветах, заседаниях методического объединения учителей биологии (школьных, районных), различных конференциях, семинарах докладами: «Преподавание биологии в группе гуманитарного профиля однокомплектной сельской школы» в секции «Современные подходы к содержанию методики преподавания биологии в условиях профильного обучения» в БИПКиПРО; «Пришкольный участок и реализация экологического образования» с презентацией опыта работы на республиканском семинаре-тренинге; «Рабочая программа и анализ УМК по биологии 9 класс» на районной августовской конференции.

Самообразование осуществляется через курсы повышения квалификации. Всего за 4 года пройдено 8 курсов (см. приложение 2) – это повышает информационную насыщенность, помогает удовлетворить познавательные интересы, общекультурные и профессиональные запросы, обеспечивает более быстрые темпы развития профессионализма, обогащает интеллектуальными умениями.

Руководство школьной методической мастерской учителей естественно-математического цикла «Мыслитель» побуждает к изучению новой информации и опыта работы учителей-новаторов, учит анализировать результаты деятельности других учителей и делать объективный самоанализ своей. Помогает осознать общественную значимость, вырабатывает высокую личную ответственность, волевое и нравственное совершенствование, позитивную Я-концепцию.

Все это оказало положительное влияние на овладение технологией исследовательской и проектной деятельности и продуктивность использования ее в работе.



VII. Результатом применения исследовательской и проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования, то есть теоретические знания становятся фундаментом для собственного творчества учащихся.

Проектные и исследовательские работы позволяют раскрыть связь между школьными предметами и областями знаний, которые в школе практически не изучаются («Изучение химических свойств меда», «Пульсовая диагностика в Тибетской медицине»). При проведении исследований и выполнении проектов происходит интеграция учебных предметов. Например, выполняя исследовательскую работу «Экологическое состояние реки Селенга» необходимы знания не только по экологии, но и по биологии и краеведению; прокладывая экологическую тропу в местности Забока, используются знания по географии, биологии, экологии, истории и краеведению.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся, готовит их к жизни в информационном мире, развивает коммуникативные способности, повышает их общекультурный уровень, способствует развитию общеценностных качеств человека.

Такая деятельность имеет большую практическую значимость и социальный эффект (например, природоохранный), реализует творческий потенциал каждого ученика, что позволяет использовать это как действенное средство повышения учебной активности ребят. Это подтверждается анализом участия учащихся школы в различных научно-практических, краеведческих конференциях и конкурсах. (См. приложение 3).

В проектной и исследовательской деятельности создается атмосфера сотворчества и сотрудничества, создаются условия для раскрытия личностного потенциала и творческого становления учащихся: ребята не только реализуют свои знания, находят новые идеи, факты, концепции, но и демонстрируют умение понимать, принимать, применять информацию и доносить ее до своих сверстников в необычной, интересной форме. Процесс обучения и воспитания становится результативным, что и подтверждается участием детей в различных конференциях и конкурсах и высоким процентом поступления выпускников в высшие учебные заведения (см. приложение 4).

Исследовательский подход в обучении оказывает положительное влияние на учебно-воспитательный процесс школы в целом, что подтверждается результатами социологического опроса (см. приложение 5).

Исследовательская и проектная деятельность – это интеллект и кругозор, это воображение и фантазия, это интерес к окружающему миру и к себе, как к субъекту этого мира, это творческий поиск в любом виде деятельности. И неважно, кем в будущем станут наши выпускники – врачами, адвокатами, парикмахерами – главное, что, обладая перечисленными выше качествами, они реализуют себя в любой профессии. Главное в нашей работе – научить детей учиться, что подтверждает китайская народная мудрость: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь!»

VIII. Имеется опубликованная статья «Паразитофауна рыб реки Хилок» в сборнике «Материалы Южно-Сибирской международной научной конференции студентов и молодых ученых 21-24 ноября 2001 в г.Абакане»


Приложение 1.

Открытые уроки

  • Урок биологии в 6 классе в рамках школьного методического дня «Применение нестандартных форм организации учебного процесса», 2003 г.;

  • Урок в географии в 7 классе в рамках кустового МО «Применение новых информационных технологий на уроках», 2003г.;

  • Урок биологии в 8 классе в рамках аттестации учителя начальных классов на высшую категорию, 2003 г.;

  • Урок биологии в 8 классе в рамках аттестации на вторую квалификационную категорию, 2004г.;

  • Урок географии в 10 классе в рамках районного МО учителей географии, 2004г.;

  • Занятие элективного курса по экологии в 10 классе в рамках районного семинара директоров «Предпрофильное и профильное обучение», 2004г.

  • Урок биологии в 9 классе в рамках аттестации на первую квалификационную категорию, 2005г.;

  • Урок биологии в 6 классе в рамках аттестации на первую квалификационную категорию, 2005г.;



Приложение 2.

Курсы повышения квалификации


  • Краткосрочные Интернет-курсы обучения по программе «Методист Интернет-образования», 2003 г.;

  • Курсы повышения квалификации для работы в предпрофильных и профильных классах на старшей ступени общего образования, 2003 г. (первая сессия);

  • Краткосрочные Интернет-курсы по программе «Интернет-технологии в профессиональной деятельности», 2004 г.;

  • Курсы повышения квалификации для работы в предпрофильных и профильных классах на старшей ступени образования, 2004 г. (вторая сессия);

  • Рейтинговые курсы повышения квалификации, 2004г.;

  • Краткосрочные курсы повышения квалификации «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся», 2004 г;

  • Краткосрочные курсы повышения квалификации «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии», 2005 г.

  • Краткосрочные курсы повышения квалификации по программе превентивного обучения, 2006 г.;


Приложение 3

Результативность исследовательской и проектной деятельности

2002-2003 учебный год

  • Второе место в научно-практической конференции «Шаг в будущее» с докладом «Определение характера и масштаба воздействия антропогенных источников загрязнения и их влияние на экологию села Солонцы»;

  • Диплом второй степени Республиканского эколого-биологического центра в республиканской выставке «Юннат — 2001» в номинации «Заморское и бурятское чудо»;

  • Третье место в районном конкурсе авторских программ «Развитие учебно-опытных участков и фермерских хозяйств»;

2003-2004 учебный год

  • Второе место в районной олимпиаде по биологии – 10 класс;

  • Третье место в районной по биологии олимпиаде – 11 класс;

  • Третье место в районной олимпиаде по экологии – 11 класс;

  • Первое место в районной научно-практической конференции «Итоги опытнической и исследовательской работы на пришкольных участках» в секции «Малая Тимирязевка»;

  • Второе место в районной научно-практической конференции «Итоги опытнической и исследовательской работы на пришкольных участках» в секции «Научно-практическая работа школьников в лабораторных и полевых условиях»;

  • Второе место в научно-практической конференции «Шаг в будущее» с докладом «Определение характера и масштаба воздействия антропогенных источников загрязнения и их влияние на экологию села Солонцы»;

  • Первое место в районном конкурсе авторских программ «Развитие учебно-опытных участков и фермерских хозяйств», программа рекомендована на республиканских конкурс;

  • Участие в районной краеведческой конференции «Экологические традиции семейских Забайкалья»;

  • Победитель II республиканского фестиваля молодых учителей «Интернет-Сибириада» в номинации Лучший мастер-класс по направлению «Химия»;

2004-2005 учебный год

  • Третье место в Республиканской Выставке «Юннат — 2004»;

  • Первое место в Республиканской Выставке «Юннат — 2004» в номинации «Зеленая аптека»;

  • Второе место в Республиканской Выставке «Юннат — 2004» в номинации «Природная мастерская»;

  • Первое место в Республиканской Выставке «Юннат — 2004» в номинации «Мой чемпион»;

  • Третье место в Республиканской Выставке «Юннат — 2004» в номинации «Сам себе агроном»;

  • Участие в районной выставке «Юннат — 2004», награждены почетной грамотой как призеры республиканской выставки «Юннат — 2004»;

  • Победитель республиканского конкурса «Организация исследовательской деятельности учащихся» с программой «Особенности состава и свойств почвы села Солонцы» (учредители БИПКРО и международная организация ГЛОУБ);

  • Второе место в районной олимпиаде по биологии – 11 класс;

  • Участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее» с докладом «Особенности состава и свойств почвы пришкольного участка Селенгинской средней общеобразовательной школы»;

  • Участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее» с докладом «Гидропоника как метод выращивания некоторых сельскохозяйственных культур», рекомендация к печати;

  • Участие во II Республиканской открытой олимпиаде «Созвездие» с докладами «Определение характера и масштаба воздействия антропогенных источников загрязнения и их влияние на экологию села Солонцы» и «Особенности состава и свойств почвы пришкольного участка Селенгинской средней общеобразовательной школы» и рекомендации к публикации в сборник «Научные труды молодых исследователей «Малой академии наук»»;

  • Участие в республиканском семинаре-тренинге «Пришкольный участок и реализация экологического образования»;

  • Финалисты республиканского конкурса мультимедийных проектов «Моя школа»;

  • Второе место в республиканском конкурсе программ летних оздоровительных лагерей с программой профильного лагеря «Планета RU»;

2005-2006 учебный год

  • Первое место в районной олимпиаде по биологии – 11 класс;

  • Участие в республиканской олимпиаде по биологии – 11 класс;

  • Первое место в научно-практической конференции «Шаг в будущее» и открытой олимпиаде «Созвездие» с докладами «Экологическое состояние реки Селенга в окрестностях сел Шалутской сельской администрации»;

  • Участие в научно-практической конференции « Шаг в будущее» и открытой олимпиаде «Созвездие» с докладами «Развитие бабочки медведицы обыкновенной в домашних условиях», «Влияние влажности почвы на видовой состав и сомкнутость травостоя», «Определение характера и масштаба воздействия антропогенных источников загрязнения и их влияние на экологию села Солонцы» и «Особенности состава и свойств почвы пришкольного участка Селенгинской средней общеобразовательной школы».

  • Участие во III Республиканской открытой олимпиаде «Созвездие» с докладами «Определение характера и масштаба воздействия антропогенных источников загрязнения и их влияние на экологию села Солонцы» и «Особенности состава и свойств почвы пришкольного участка Селенгинской средней общеобразовательной школы» и «Экологическое состояние реки Селенга в окрестностях сел Шалутской сельской администрации»;

  • Участие в республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее» с докладом «Экологическое состояние реки Селенга в окрестностях сел Шалутской сельской администрации».



Приложение 4

Сведения об участии обучающихся школы в научно-практических конференциях


Учебный год

2003-2004

2004-2005

2005-2006

Участие в научно-практических конференциях

Участников

Дипломантов

Участников

Дипломантов

Участников

Дипломанты

Районные

14

8

12

4

15

6

Республиканские

4

1

8

5

4


Сведения об окончивших

МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»


Год выпуска

Всего выпускников

Награждены серебряной медалью

Общее число выпускников, поступивших в вузы

Общее число выпускников, поступивших в ссузы




Кол-во

%

Кол-во

%

2003

11

3

27%

8

73%

2004

10

5

50%

4

40%

2005

10

2

7

70%

3

30%


Приложение 5.

Влияние исследовательского метода на учебно-воспитательный процесс

в МОУ «Селенгиснкая средняя общеобразовательная школа»

(опрос проведен учащимися 11 класса – Атоян Людмила, Глумова Ольга, Чеботарева Ольга)



Участники

социологического исследования

На результаты образовательного процесса

На прочие виды ресурсного обеспечения

На общие результаты работы школы

Обучение

Воспитание

Развитие

Оздоровление

Нормативно-правовое

Научно-методическое

Материално-техническое

Финансовое

п

сп

со

о

п

сп

со

о

п

сп

со

о

п

сп

со

о

п

сп

со

о

п

сп

со

о

п

сп

со

о

п

сп

со

о

п

сп

со

о

Учащиеся

34

8

6

2

43

5

2

30

14

5

1

47

3

Не принимали участие

45

5

Родители

13

5

2

18

2

20

20

17

3

Учителя школы

20

20

20

13

3

4

16

3

1

15

3

2

14

3

3

12

4

4

20

Администрация школы

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Попечительский совет школы

4

2

1

7

5

2

7

4

2

1

5

2

4

2

1

2

3

4

7

итого

74

15

9

2

91

7

2

78

16

5

1

90

7

4


20

8

2

23

5

2

21

5

4

17

7

8

92

8


Оценка:

— Положительно (п)

— Скорее положительно (сп)

— Скорее отрицательно (со)

— Отрицательно (о)


Опрошено:

— учащихся – 50 чел.

— родителей – 20 чел.

— учителей школы – 20 чел.

— администрация школы – 3 чел.

— попечительский совет школы — 7 чел.


Общие выводы: результаты исследования показали, что участники социологического опроса оценили положительное влияние исследовательского метода на учебно-воспитательный процесс и результаты работы школы.


Литература

  1. А.И.Савенков Содержание и организация исследовательского обучения школьников. — Москва: 2003

  2. В.П.Лебедев, В.А.Орлов, В.И.Панов Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. – 1996. — №5

  3. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов деятельности? // «Завуч». – 2001. — №1

  4. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания // Завуч. – 2001. — №1

  5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. — Москва: Народное образование, 1998

  6. Лебедева С. А., Тарасов С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии // Практика административной работы в школе. – 2003

  7. Материалы сайта Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» https://www.abitu.ru

  8. М.В.Кларин Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем // Школьные технологии. — №1

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998

  10. С. Л. Белых Организация исследовательской деятельности школьников // Исследовательская работа школьников. – 2006.

  11. Технология о современное образование П.Р. Атутов // Педагогика.- 1996.- №2

  12. Т.А.Файн Исследовательский подход в обучении // Практика административно работы в школе. – 2003. — №5, №6

  13. Чернова О.В. Организация исследовательской и проектной деятельности гимназистов // Практика административной работы в школе .- 2009. — №5



16


Свежие документы:  Занимательная викторина для учащихся 8-9 классов "Интересная анатомия"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: