Инструктивная карта к лабораторной работе по теме: «Построение кривой распределения модификаций признака в вариационном ряду» 10 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЁДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»








Инструктивная карта к лабораторной работе по теме: «Построение кривой распределения модификаций признака в вариационном ряду»



10 класс





подготовила

учитель биологии

Булыга Елена Геннадьевна









Сургутский район

Городское поселение Фёдоровский

2012 год



Лабораторная работа

Тема: «Построение кривой распределения модификаций признака в вариационном ряду».


Теоретическое введение.

Фенотип организма. Роль наследственности и среды

в формировании фенотипа

Онтогенез, или индивидуальное развитие организма осуществляется на основе наследственной программы, получаемой через вступившие в оплодотворение половые клетки родителей. При бесполом размножении эта программа заключена в неспециализированных клетках родителя, дающего потомство. В ходе реализации наследственной информации, в процессе онтогенеза у организма формируются видовые и индивидуальные морфологические, физиологические и биохимические свойства, иными словами – фенотип.

Ведущая роль в формировании фенотипа принадлежит наследственной информации, заключённой в генотипе организма. Наряду с этим результат реализации наследственной программы в значительной мере зависит от условий, в которых осуществляется этот процесс. В генетике индивидуального развития среда представляет собой сложное понятие. С одной стороны, это непосредственное окружение, в котором осуществляют свои функции отдельные гены и генотип в целом. Оно образовано всей совокупностью факторов внутренней среды организма: клеточное содержимое, гормоны, другие биологически активные вещества. С другой стороны выделяют понятие окружающей среды, как совокупности внешних по отношению к организму факторов.

Благодаря влиянию факторов среды на формирование фенотипа даже генетически идентичные организмы в различных условиях развития и существования в большей или меньшей степени различаются по своим признакам. Фенотипические изменения, возникающие на основе одного и того же генотипа в разных условиях его реализации, называют модификациями. Примеры: содержание жира в молоке животных или массы тела в зависимости от их питания; изменение количества эритроцитов в крови, в зависимости от парциального давления кислорода в воздухе; изменение темпа роста растений в зависимости от степени освещённости и содержания минеральных веществ в почве.

Модификационная изменчивость – это способность организмов приобретать признаки под непосредственным воздействием факторов окружающей среды.

Этот тип изменчивости характеризуется следующими особенностями:

  • Не передаётся по наследству;

  • Затрагивает только фенотип – генотип особи изменениям не подвергается;

  • Определяется условиями существования;

  • Часто (но не всегда) носит приспособительный характер к условиям среды.

Модификации отдельного признака или свойства, формируемого данным генотипом, образуют непрерывный ряд, называемый вариационным. Частота встречаемости каждого варианта в таком ряду различна. Чаще обнаруживаются средние значения признака. Чем дальше признак отстоит от среднего значения, тем реже он наблюдается.

Пределы модификационной изменчивости признака называются нормой реакции, допустимой при данном генотипе.

Пределы модификационной изменчивости (норма реакции)

V – варианты признака;


Р – частота встречаемости вариантов признака.



Цель работы: научиться строить кривые распределения модификаций различных признаков.


Оборудование: таблицы индивидуальной оценки физического развития учащихся первых классов СОШ №2.
















Таблица индивидуальной оценки физического развития учащихся первых классов

Фёдоровской СОШ №2.


Идентификационный номер учащихся

рост

вес

Окружность грудной клетки

Индекс Кетле (вес/рост2)

124

30

62

20

118

20

58

15

127

25

60

15

120

23

66

15

123

27

62

18

122

35

70

23

122

24

59

17

122

34

70

23

136

28

61

15

10а

119

20

59

14

11а

123

25

64

16

12а

120

25

62

17

13а

127

23

60

14

14а

127

27

64

16

15а

126

29

63

19

16а

128

23

62

14

17а

129

25

60

15

18а

128

40

77

25

19а

123

24

62

16

20а

138

26

64

13

21а

123

25

61

16

22а

131

38

63

22

23а

130

28

64

16

115

22

59

16

120

24

57

16

117

19

53

14

115

22

59

16

122

23

59

16

118

22

59

16

133

32

66

18

125

28

68

18

123

28

61

18

10б

132

26

62

15

11б

124

24

64

16

12б

125

24

59

16

13б

125

29

60

19

14б

123

25

60

16

15б

117

24

60

18

16б

122

25

65

17

17б

122

25

65

17

18б

118

21

57

16

19б

120

23

63

15

116

24

66

17

122

23

62

15

129

24

63

15

135

30

66

16

116

25

63

19

122

25

62

16

123

24

62

16

128

25

66

15

124

23

57

15

10в

118

23

61

16

11в

124

29

63

19

12в

126

33

68

20

13в

124

26

65

17

14в

125

22

61

14


Задание: составьте вариационные ряды, постройте по ним вариационные кривые для следующих признаков:


1вариант – рост, вес;


2вариант – окружность грудной клетки, индекс Кетле.


Сравните полученные вариационные кривые.


Запишите вывод.


Вывод должен содержать ответ на вопросы:

  • Какое значение признака встречается наиболее часто?

  • Какой признак характеризуется более широкой нормой реакции?

























Используемая литература


  1. Бородин П.М., Высоцкая Л.В. и др. / Биология: Общая биология: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. М: «Просвещение». 2010.

  2. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. – М.: АГАР, 2000.



Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «Развитие сюжета и кульминационные моменты в рассказе В.Л.Дурова «Наша Жучка»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: