Интегрированный урок-исследование по биологии и филологии «Великий помор» для 8 класса


Интегрированный урок-исследование по биологии и филологии «Великий помор».

8 класс.


Авторы Бойцова Г.И. – учитель биологии

Цветкова Е.В. – учитель русского языка и литературы


Урок проводится в ИЦШ, обучающиеся работают за компьютерами парами.

Эпиграф к уроку:

« На берегах Ледовитого океана, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой , что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями».

В.Г.Белинский.

1. Вводное слово учителя русского языка и литературы.

-Наш урок не случайно интегрированный ( объясняется значение слова). М.В. Ломоносов – незаурядная личность, учёный, сделавший много открытий на стыке наук. Это великий исследователь, через наблюдения постигающий истину. Поэтому и наш урок – это урок- исследование. Основная деятельность на уроке – это ваша исследовательская деятельность, каждый может сделать сегодня своё маленькое открытие, касающееся жизни и научной деятельности М.В. Ломоносова, 300-летие которого мы отмечаем в этом году. Основные цели нашего исследования таковы: а) определить, как повлияла природа Поморья на формирование характера М.В. Ломоносова; б) сформулировать, какие основные открытия были сделаны Ломоносовым в области словесности.

На уроке-исследовании мы предлагаем вам использовать возможности Интернета для поиска нужных сведений и раздаточный материал на рабочих столах.


2. Учитель биологии:

— Используя возможности Интернета, объясните, кто такие поморы. Запишите ответ в ваш рабочий лист.

— Прослушайте сообщение на тему «Природа Беломорья» и ответьте на вопросы к заданию №2 в рабочих листах:

а) В чём особенность природы Беломорья?

б) Основной вид занятия поморов

в) Было ли у поморов крепостное право?

Сообщение готовится сильной ученицей предварительно в качестве индивидуального домашнего задания и сопровождается показом слайдов презентации к уроку. Выполненное обучающимися на рабочих листах задание проверяется в классе.


3.Учитель-филолог читает выразительно эпиграф к уроку, обращая особое внимание на слова «человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате…гений умеет торжествовать над препятствиями». После этого предлагается послушать сообщение ученика « Детство Ломоносова», которое сопровождается слайдами презентации. Учитель обращает внимание на слова А.С. Пушкина: «Жажда науки была сильнейшей страстью его души» и картину ……..

4.Учитель биологии:

В каких науках преуспел М.В.Ломоносов? Какие научные области его интересовали? Проведите небольшое исследование, использовав для этого сайт «Ломоносов 300».

Ученики проводят исследование, записывают результаты в рабочие листы, затем работа проверяется, ответы дополняются.

Свежие документы:  Урок по теме: "Движущие силы эволюции. Результаты эволюции"


5.Учитель-филолог:

Какой вклад внёс Ломоносов в развитие русского литературного языка? Почему В.Г. Белинский утверждал: « С Ломоносова начинается наша литература, он был её Петром Великим»? Ответьте на этот вопрос письменно, используя и объясняя слайды презентации.( Задание №5).

Ответ: а) создал « Российскую грамматику» в 1775 году;

б) разработал теорию трёх штилей;

в) поэтическое творчество.

— Его поэтические произведения – это гимн науке, знаниям, человеческим талантам. У Ломоносова есть даже поэтический трактат « Письмо о пользе стекла». Но более всего он известен как мастер оды.

Заранее подготовленная ученица читает выразительно отрывок из оды «На день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» со слов « О вы , которых ожидает отечество от недр своих…». Ученики следят по печатным текстам, полученным перед уроком.

— А теперь проведём небольшое исследование, выполняя задание №7 в рабочих листах. Используя Интернет-словари, объясните значение устаревших слов: ода, дерзайте, рачение, отрада, утеха, пользуют (работа выполняется по группам).

— Определите, к какому «штилю» относится это произведение.

— Сформулируйте и запишите идею ( главную мысль) этого отрывка.


6.Учитель-филолог:

— Ломоносов – естествоиспытатель утверждал: «Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший способ к изысканию правды». Это утверждение Ломоносова подтверждается и его поэтическим творчеством. Примером может служить басня « Случились вместе два астронома в пиру…».

Заранее подготовленный ученик читает басню наизусть, остальные следят по полученным перед уроком текстам. Иллюстрацией к басне служит слайд презентации.

— Выполняя задание №8 в рабочих листах, ответьте на вопросы:

а) к какому штилю, по классификации Ломоносова, относится это произведение?

б) какими чертами характера, на ваш взгляд, должен обладать человек , создающий басни?


7.Учитель- биолог читает стихотворение « Вечернее размышление…» и предлагает обучающимся, исследовав текст стихотворения, ответить на вопросы задания №9:

Какую бездну имеет в виду Ломоносов?

Что означает слово «натура»?

Какой природный закон оказался нарушен?

О каком природном явлении рассказывает Ломоносов?

В качестве ответа на вопрос демонстрируется слайд «Северное сияние», так как именно об этом природном явлении идёт речь в стихотворении.


8. Учитель-филолог:

— Многие слова, относящиеся к области естественных наук, созданы М.В. Ломоносовым. Найдите такие слова, использовав Интернет, запишите их в рабочий лист. (Задание №10). После проверки работы учеников слайд со словами выводится на экран.

Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему "Общая характеристика типа Кольчатые черви. Класс Малощетинковые"


9. Учитель-биолог:

— Природа русского Севера очень напоминает природу нашего края. На экране вы сейчас увидите фотографии прекрасных уголков природы нашего района. А в качестве подписей к ним подберите цитаты из произведений М. В. Ломоносова, цитаты есть в ваших рабочих материалах ( задание выполняется устно).

— В Архангельской области протекает река Северная Двина. В нашей области тоже есть река с похожим названием – Западная Двина. А что же обозначает слово «Двина»?

Выступает с коротким сообщением ученик, который проводил исследование самостоятельно.


  1. Учитель-филолог:

— Мне хочется закончить наш урок – исследование словами М.В. Ломоносова:

Поверь в свой разум, свой талант и руки

И вслед моим направь свои стопы…

Эти слова — напутствие. Какими бы суровыми и неброскими не были те места, где родился человек, из какого бы социального слоя он не происходил, у него всегда есть возможность реализовать себя, проявить свои способности. В это нужно верить, к этому нужно стремиться, для этого нужно работать…И это не громкие слова: два выпускника нашей школы – Жигалов Александр и Цветкова Надежда – как победители Всероссийских олимпиад без экзаменов поступили в МГУ имени Ломоносова. Они осуществили свою мечту. Дерзайте и вы, верьте в свой разум, талант и руки!

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: