Использование информационных технологий в обучении биологии



Муниципальное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 92

Барабинского района Новосибирской области











Использование информационных технологий в обучении биологии.





подготовила

учитель биологии

Тутурова Светлана Николаевна
















г. Барабинск, 2010



Одним из условий повышение качества образования я вижу в использовании на уроках новых информационных технологий.

Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.

В моем кабинете установлен компьютер и мультимедийный проектор, с применением которых провожу более половины уроков. Использую Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы и собственные электронные методические разработки. Разработанные мной уроки-презентации, уроки-сайты вызывают большой интерес у учащихся. Благодаря использованию информационных технологий, удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время и т.д.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.

Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

  • представлять в удобном для изучения масштабе различные
    биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время используется ЭОР «Анатомия — 8», энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Уроки биологии 10-11», электронные энциклопедии «Зоология» и «Ботаника», «Открытая биология» Физикон и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету,

  • систематизировать усвоенные знания,

  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ

  • сформировать навыки самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

  • обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.


Методические приемы использования мультимедиа на уроках

биологии.

  1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.

  2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно: заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.

  1. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.

  2. Выступление школьников с мультимедийной презентацией: развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Этапы информатизации преподавания предмета:

1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.

2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.

3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.

4. Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.

5. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.


Метод информационно-коммуникативных проектов

Использование информационных технологий на уроках биологии получило новый импульс после знакомства с программой «Intel» в 2005 г. С этого момента разрозненные попытки использовать компьютерные технологии в образовательном процессе получили идеологическую и технологическую поддержку, если рассматривать педагогическую технологию как выверенное описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания — наблюдение, опыт, аналогия, анализ и синтез.

Исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и служат эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей ребенка, подготавливают его к реалиям взрослой жизни. Именно эти направления считаю ведущими в своей педагогической деятельности. В профильных классах гимназии учебное проектирование и исследование — надежный метод формирования устойчиво мотивации учебной деятельности.

В настоящее время изготовлено и имеется в продаже много ЦОРов по биологии, но они не всегда отвечают требованиям современного урока. Поэтому информацию для изготовления слайдов к уроку я беру не только из ЦОРов, но и путём сканирования из учебника и дидактических пособий. И ещё одно моё личное наблюдение, текстовая информация с экрана воспринимается очень плохо, приходится несколько раз к ней возвращаться снова и снова.

Говоря о новых информационных технологиях, невозможно не вспомнить про Интернет — чем он может помочь учебному процессу на уроках биологии? Он содержит не только огромное количество разнообразной информации, но и позволяет быстро передать письменное сообщение в любой уголок мира и просто напрямую обмениваться мнениями с другими пользователями.

Это поистине безграничное количество рефератов практически по любым темам. Такой материал не должен пройти мимо учащихся, вне учебного процесса на уроке биологии.

Можно дать задания детям и другого характера.

Например:

  • найти в Интернете 3 сайта по теме “Клонирование” и написать рецензию;

  • найти 3 анимации по теме «Хрящевые рыбы» и составить к ним задания;

  • открыть сайт с указанным адресом, изучить теорию по теме и выполнить задание . . . и т. д.

Они все рассчитаны на формирование интереса и творческого отношения к предмету.

Сейчас Интернет можно использовать для:

1. Поиска информации по учебным вопросам;

2. Проведения учебных телекоммуникационных проектов;

3. Доставки учебных видеопрограмм;

4. Повышения квалификации учителей.

5. Для размещения собственной информации на сайтах.

6. Участие в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня.

На уроках с применением ЦОРов дети занимаются с большим удовольствием, мало того они сами готовят презентации по различным темам. В планах на 2010-2011 учебный год, как зачетный урок, в конце года провести в 7 классах защиту презентаций по различным темам.

Учитель, зачастую ограниченный в возможностях получать новейшую научную и научно-популярную информацию по своему предмету из периодических изданий и книг, ставших для него недоступными из-за высоких цен, может получить эту информацию из Интернета. Кроме того, Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который учитель может использовать на уроках, демонстрируя изображение на экране, а если есть возможность их распечатать – и при оформлении кабинета.


Для удобства работы с Интернетом я создала каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться. Этот созданный мною каталог доступен учащимся и, благодаря красочному оформлению страниц, невольно привлекает их внимание, стимулирует познавательную активность и вызывает желание самим посетить тот или иной сайт. Некоторые ребята, поработав с каталогом, сами начинают искать сайты с научно-познавательной информацией – не только по биологии, но и по другим предметам, и потом делятся своими находками. Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записывает на доске адреса соответствующих сайтов.


Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.


По каждой теме курса биологии у нас подобран материал из сети, который по мере изучения темы помещается на стенде кабинета – учащиеся имеют возможность познакомиться с ним на переменах и после занятий. На уроках я обращаю внимание своих учеников на этот стенд, сообщая, что там они могут получить дополнительную информацию по тем или иным вопросам. Но обычно ребята уже и сами ждут очередного обновления материала. На стенд в этом году планируем помещать распечатки не только текста, но и иллюстраций; ведь красочные картинки невольно привлекают внимание школьников, — даже тех, кто не особенно интересуется биологией.


Информация, полученная из Интернета, будет использована при новом оформлении кабинета биологии.


Все упомянутые ниже сайты регулярно мною посещаются, а их существование тем самым проверяется.


Наиболее интересные, на мой взгляд, сайты по биологии (в первую очередь – русскоязычные), я разделила их на несколько групп.


По страницам периодической печати


Газеты и журналы, как правило, приводят на своих сайтах только перечень опубликованных статей. Однако некоторые издания выкладывают в сети и полные тексты публикаций вместе с иллюстрациями – если не из последних номеров, то за прошлые месяцы или годы. Они-то и могут представлять интерес для учителя. Ниже приведен перечень показавшихся мне интересными статей по биологии, размещенных на сайте журнала «Вокруг света» — www.vokrugsveta.ru.


Статья «В семье не без примата» — https://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/viewarticle?id=18.


(Для упрощения в дальнейшем списке на газетной полосе общая для всех статей часть ссылок https://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/viewarticle?id=18

— опущена и приведены только номера самих статей (предыдущий – «18»). Но для их вызова, конечно, адрес должен быть набран полностью).

«Оглохший от любви» — 52; «Шутка природы» — 58; «Обжигающая красота» — 66; «Большое перемирие» — 107; «Владыки морей юрского периода» — 108; «Время белой совы» — 169; «Отважная охотница» — 232; «Врожденный феминизм» — 277; «Балтиморская птица» — 287; «Летучая ящерица или дракон?» — 288; «Ход слоном» — 302; «Отшельник из джунглей» — 311; «Израиль. Заповедник Хайбар» — 627; «Эквадор. Чарльз Дарвин» — 719; «Птицы утренней зари» — 723; «Мадагаскар. Хамелеоны и Лемуры» — 749; «Усатые русалки» — 846; «Россия. Зоопарк» — 854; «Россия. Лоси» — 866; «Финляндия. Оленья ферма» — 885; «Таиланд. Змеи» — 962; «Танзания. Долина Серенгети» — 994; «Танзания. Кратер Нгоронгоро» — 998; «Испания. Андалузцы» — 1003; «Таиланд. Слоны» — 1030; «Рожденные не летать» — 1060; «Ровесница динозавров» — 1108; «Солдаты невидимого фронта» — 1135; «Восполнимые потери» — 1139; «Ядовитые интеллектуалы» — 1164; «Австралия. Животные» — 1186; «Эвкалиптовые привереды» — 1243; «Царицы ночи» — 1310; «Ясноглазая жертва» — 1344; «Безжалостные туши» — 1351; «Закон стаи» — 1416; «Проклятие Афины» — 1450; «Тортилла и ее родня» — 1522.


Помимо журнала «Вокруг света», я могу порекомендовать учителям биологии и сайты ряда других периодических изданий:


Журнал «Друг» — https://www.droug.ru/.


Журнал «Гео» — https://www.geoclub.ru/.


Газета «Мое зверье» www.zooclub.ru/animals/.


Журнал «Знание-сила» — https://www.znanie-sila.ru/.


Газета «Биология» — https://bio.1september.ru/.


Журнал «Наука и жизнь» — https://nauka.relis.ru/.


Журнал «Компьютерра» — https://computerra.ru/.


Очень приятно удивил сайт журнала «Компьютера». Если судить только по названию, трудно представить, что на страницах этого издания приводится очень новая и интересная информация по биологии. Вот названия только нескольких статей: «Ушедший 2002-й – год медицины и биологии», «Малые РНК», «История клонирования».


Некоторые сайты предлагают бесплатно подписаться на рассылки новостей. В присылаемой ими информации обычно можно найти что-то интересное. Например, в рассылке www.subscribe.ru последнее время были такие интересные статьи, как «Наши гениальные органы», «Жизнь начинается с черепа», «Визит к единорогу», «Мир попугаев», материалы о динозаврах и медведях. Отмечу интересную и увлекательную форму, в которой они написаны.


Общие сайты по биологии


В эту группу я включила русскоязычные сайты, которые предоставляют разнообразную информацию по биологии. Вот некоторые из них.


«Научная сеть» — https://www.nature.ru/ – прекрасный помощник для учителя и учащихся. На этом сайте приводится интереснейшая и достоверная научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии: аннотация книжных новинок, биографии ученых, курсы лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое.


«Кирилл и Мефодий. Животный мир» — https://www.nature.ru/ – прекрасный сайт, содержащий обилие интереснейших сведений о самых разнообразных животных. Информация изложена кратко, в доступной форме, приведены фотографии. Сайт постоянно обновляется. Материалы этого сайта я использовала для оформления планшетов в кабинете биологии и на уроках зоологии.


Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова — https://www.nature.ru/.


«Херба» — www.herba.msu.ru – ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова; предлагает научную информацию о растениях, рисунки гербарных листов, цветные фотографии, изображения из атласов.


«Редкие и исчезающие животные России» — www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm — на сайте представлена информация о животных Росси, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты.


«БиоДан. Новости биологии» — https://www.biodan.narod.ru/ – авторский сайт, на котором собрана интересная и полезная для учителя научная информация, но, к сожалению, только по некоторым разделам биологии: ботанике, зоологии, генетике, антропологии. К тому же сайт лишен иллюстративного материала, что, впрочем, не снижает его информационного значения.


«Животные» — https://www.zoomax.ru/


«Зооклуб. Все о животных» — https://www.zooclub.ru/animals/ – здесь находится обширная информация о содержании в домашних условиях самых разнообразных животных, рекомендации по уходу за ними и их лечению. Кроме того, на этом сайте помещен материал о различных диких животных.


«Зоолоция» — https://www.zoospace.narod.ru/ – предоставляет материал в основном о собаках и кошках: рекомендации по их содержанию и лечению, нормативные документы, информацию о клубах и питомниках, объявления о продаже и выставках.


«Поводок» — https://www.povodok.ru/ – один из самых полных сайтов, посвященных домашним животным.


«Мир животных Брема» — www.povodok.ru/encyclopedia/brem/.


«Все о кошках, диких и домашних» — www.nata.obninsk.ru/cats/ — любитель кошек найдет здесь рекомендации и советы по содержанию, питанию и лечению, каталог пород, фотографии, рисунки, мировые новости о кошках и даже сказки и стихи, посвященные кошкам.


«О непобедимой любви к животным» — https://www.apus.ru/ – интересная и разнообразная информация о самых различных животных. Особенности подбора материала и его изложения делают этот сайт хорошим помощником учителю.


«Домашние животные» — https://www.petslife.narod.ru/.


«Лужок» — www.luzhok.ru/ — замечательный сайт, посвященный декоративным растениям. Содержит описание комнатных и садовых растений, рекомендации по разведению и уходу, фотографии и рисунки, информацию о лекарственных растениях и их применении, легенды о растениях. Сайт очень информативен и интересен, красочно оформлен.


«Барракуда. Сайт любителей дайвинга» — https://www.barracuda.ru/ – сайт содержит информацию для любителей погружений с аквалангом. Но он будет очень интересен и всем любителям природы – здесь имеется много отличных фотографий морских пейзажей и подводных обитателей, а также их описания.


«Экзотическая зоология» — www.aib.ru/~loki/zoolog/zoo.htm и «Криптозоология» — https://www.cryptoz.narod.ru/. Эти сайты посвящены мифическим и мистическим существам. Говорить о научности размещенных здесь материалов не приходится, но они интересны тем, что помогут лучше разобраться, что же представляют собой существа, в изобилии населяющие мифы разных народов, а в последние годы – и страницы некоторых периодических изданий. Не важно, верите вы в них или нет, но все загадочное, согласитесь, привлекает…


Сайты о конкретных животных


Русскоязычных сайтов, посвященных отдельно какой-нибудь группе животных, мне удалось обнаружить немного.


«Все о бобрах» — https://www.bober.ru/ – здесь представлена разнообразная информация об этих симпатичных животных.


«Популярная черепахология» — https://www.turtle.newmail.ru/ – хороший сайт о черепахах.


«Большие кошки» — https://www.bigcats.ru/.


«Змеи и рептилии» — www.insect.narod.ru/ — здесь можно найти много хороших фотографий, хотя текста немного. Этот же сайт содержит разделы, посвященные другим группам животных.


«Жуки» — www.zin.ru/animalia/coleopreta/rus — изумительный сайт. На его многочисленных страницах дается полная и исчерпывающая информация о жуках. Любой специалист, учитель биологии и просто любитель природы найдет здесь интересный и нужный для себя материал.


«Акулы Интернета» — www.turubar.com/sharks — на мой взгляд, лучший из русскоязычных сайтов, посвященных акулам. Здесь приводятся и подробные описания видов акул, и информация о случаях нападения акул на человека, и сведения о значении акул в природе, об их использовании и необходимости охраны, и обширная библиография, и множество отличных фотографий.

https://inf-tec.narod.ru/index.htm Природа Сибири

https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=560 «Особо охраняемые природные территории Новосибирской области. Часть 1 «Памятники природы регионального значения»». Электронная библиотека содержит:
 сведения о 50 памятниках природы Новосибирской области (более 1000 страниц
текста: документы, физико-географические характеристики, кар-ты-схемы территорий, границы, экспликация земель памятников приро-ды, положения о режиме особой охраны);  фотогалерею «Животный и растительный мир Новосибирской области» (около 2000 высококачественных фотографий);  список использованнойлитературы;  список Интернет — ресурсов.


Свежие документы:  Рабочая программа по биологии для 5-6 классов (ФГОС) 2014-2015 уч. год

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: