Использование технологии развития
критического мышления при подготовке
обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии.
Павлова Т. Н., учитель биологии I категории
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Исилькуля.
Дидактическое обеспечение.
Стадия использования | Примеры использования на уроках | |||||||||||||||||||||
«Мозговой штурм» | Вызов | «Предложите пути решения продовольственной проблемы» | ||||||||||||||||||||
«Инсерт» | Осмысление | Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. V «галочка» (то, что уже известно) — (то, что противоречит представлению) + (то, что является интересным и неожиданным) ? (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
| ||||||||||||||||||||
«Ролевая игра» | Вызов | «Сообщи информацию»: 2 племени хотят с помощью мимики и жестов сообщить друг другу следующее: Здесь был я Надвигается гроза Недалеко пасутся олени Ты красивая Я хочу на тебе жениться Рядом опасный хищник Другое племя должно угадать, что ему сообщили. Очко получают те, кто правильно отгадает сообщение. Сложно ли Вам было общаться только с помощью мимики и жестов? | ||||||||||||||||||||
«Взаимоопрос» | Осмысление | Рассказ с ошибками (найдите и исправьте биологические ошибки в тексте). Корень – генеративный орган растения. Все растения на земле имеют корни. Основная функция корней – это укрепление растения в почве, обеспечение его водой и минеральными веществами, а также кислородом. Корни под землёй дышат кислородом, содержащимся в воздухе, находящимся между частичками почвы. Вся совокупность корней одного растения называется корневой системой. В корневой системе всех растений можно выделить главный корень. В процессе прорастания семени главный корень появляется первым. На главном корне развиваются придаточные корни, а от стебля растут боковые. Корневая система, в которой чётко виден главный корень, называется стержневой. Стержневая корневая система характерна для однодольных растений. Горох, фасоль, бобы имеют стержневую корневую систему. Корневая система, в которой главный корень не отличается от прочих, называется мочковатой. Мочковатая корневая система развивается у растений, образующих корнеплоды. | ||||||||||||||||||||
«Перепутанные логические цепи» | Осмысление и рефлексия | Расположите группы животных в порядке возникновения их в процессе эволюции
| ||||||||||||||||||||
«Кубик».
| Осмысление | Графическая организация материала. На гранях кубика даётся задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани. Тема: Класс Млекопитающие.
| ||||||||||||||||||||
«Продвинутая лекция» | Осмысление | Лекция с использованием презентации «Популяционная динамика» (см. Приложение) | ||||||||||||||||||||
«ЗХУ» | Осмысление | Заполнение таблицы ЗНАЮ/ ХОЧУ УЗНАТЬ/ УЗНАЛ после просмотра фрагментов фильмов серии ВВС «Живая природа». | ||||||||||||||||||||
«Толстый и тонкий вопросы» | Осмысление и рефлексия |
| ||||||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||||
«Синквейн» | Рефлексия | Составьте синквейн понятий: жизнь, клетка, организм. Правила составления синквейн: 5 строк 1 – понятие (1 слово) 2 – прилагательные (2 слова) 3 – глаголы (3 слова) 4 – предложение (из 4 слов) 5 – существительное (1 слово) Прилагательные и глагол должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
Биосистема | ||||||||||||||||||||
«Кластер»-гроздь винограда
| Осмысление и рефлексия
| По систематическим группам ботаника вирусология микология По уровням организации живого молекулярная биология цитология гистология По структуре организмов анатомия морфология физиология По изучению сообществ этология экология Биологические науки По развитию живой материи эволюция палеонтология По методам исследования биохимия биофизика биометрия По изучению отдельных сторон жизни эмбриология систематика зоогеография По практическому применению биотехнология селекция ветеринария Факторы, влияющие на распространение людей 1) … 2) … 3) … Причины роста численности населения … … … Страны Северного региона: _______ Страны Южного региона:_______ Фазы изменения численности населения: А) … Б) … В) … ДЕМОГРАФИЯ Периоды снижения численности населения в России и их причины Зачем нужно регулировать численность населения? 2 типа воспроизводства населения: 1 тип — _________ 2 тип — __________ Демографические перспективы На Юге _______ На Севере _____ |
Список литературы
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.
Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления//Школьные технологии. 2004. №2. C.3-10.
Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Критическое мышление на уроках естествознания//Естествознание в школе. М., 2004. №3. C.34-39.
Матвеева Т.М. Формирование критического мышления у современного школьника//Ученик в обновляющейся школе. М., 2002. C.83-89.