Использование технологии развития критического мышления при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по биологии










Использование технологии развития

критического мышления при подготовке

обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии.


Павлова Т. Н., учитель биологии I категории

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Исилькуля.






























Дидактическое обеспечение.

Название метода

Стадия использования

Примеры использования на уроках

«Мозговой штурм»

Вызов

«Предложите пути решения продовольственной проблемы»

«Инсерт»

Осмысление

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

V «галочка» (то, что уже известно)

— (то, что противоречит представлению)

+ (то, что является интересным и неожиданным)

? (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)


«Ролевая игра»

Вызов

«Сообщи информацию»: 2 племени хотят с помощью мимики и жестов сообщить друг другу следующее:

Здесь был я

Надвигается гроза

Недалеко пасутся олени

Ты красивая

Я хочу на тебе жениться

Рядом опасный хищник

Другое племя должно угадать, что ему сообщили. Очко получают те, кто правильно отгадает сообщение.


Сложно ли Вам было общаться только с помощью мимики и жестов?

«Взаимоопрос»

Осмысление

Рассказ с ошибками (найдите и исправьте биологические ошибки в тексте).

Корень – генеративный орган растения. Все растения на земле имеют корни. Основная функция корней – это укрепление растения в почве, обеспечение его водой и минеральными веществами, а также кислородом. Корни под землёй дышат кислородом, содержащимся в воздухе, находящимся между частичками почвы. Вся совокупность корней одного растения называется корневой системой. В корневой системе всех растений можно выделить главный корень. В процессе прорастания семени главный корень появляется первым. На главном корне развиваются придаточные корни, а от стебля растут боковые. Корневая система, в которой чётко виден главный корень, называется стержневой. Стержневая корневая система характерна для однодольных растений. Горох, фасоль, бобы имеют стержневую корневую систему. Корневая система, в которой главный корень не отличается от прочих, называется мочковатой. Мочковатая корневая система развивается у растений, образующих корнеплоды.


«Перепутанные логические цепи»

Осмысление и рефлексия

Расположите группы животных в порядке возникновения их в процессе эволюции

  1. круглые черви, простейшие, моллюски, кишечнополостные, кольчатые черви, плоские черви

  2. рыбы, млекопитающие, земноводные, птицы, пресмыкающиеся

«Кубик».


Осмысление

Графическая организация материала. На гранях кубика даётся задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.


Тема: Класс Млекопитающие.

Обобщите понятия.

А) рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник

Б) кашалот, синий кит, дельфин-белобочка

В) белка, мышь, крыса, хомяк, ондатра

Г) сердце, кровеносные сосуды

Д) рысь, тигр, куница, соболь, горностай

Выделите существенные признаки, характерные для млекопитающих

А) имеют шерсть

Б) вскармливают детёнышей молоком

В) живут в лесу

Г) хищники

Д) большинство живородящие

Е) имеют зубы

З) теплокровные

Распределите понятия по порядку: от частного к более общему

Кошачьи, кошка, дикая кошка, хищные, млекопитающие, хордовые

Подберите к более общим понятиям частные

Органы чувств (глаза)

Органы дыхания (?)

Органы выделения (?)

Органы кровообращения (?)

Отряд ластоногие (?)

Отряд зайцеобразные (?)

Отряд рукокрылые (?)

Сравните птицу и млекопитающее. Найдите сходства и различия.

Составьте кроссворд. Ключевое слово МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ


«Продвинутая лекция»

Осмысление

Лекция с использованием презентации «Популяционная динамика» (см. Приложение)

«ЗХУ»

Осмысление

Заполнение таблицы ЗНАЮ/ ХОЧУ УЗНАТЬ/ УЗНАЛ после просмотра фрагментов фильмов серии ВВС «Живая природа».

«Толстый и тонкий вопросы»

Осмысление и рефлексия

Царство Бактерии

Как называется ядерное вещество бактерий?

Вещества, убивающие или подавляющие развитие болезнетворных бактерий.

Бактерии, способные к фотосинтезу.

Какие температуры выносят бактерии?

Царство Грибы. Лишайники

Наука, изучающая грибы.

Что такое ложная ткань гриба?

Что такое микориза?

Почему не все съедобные грибы можно выращивать на плантациях?

Царство Растения

Что называют «морской капустой»?

Как образуется торф?

Что такое стела?

К какому отделу относится комнатное растение нефролепис ?

Развитие растительного мира на Земле

Организмы, не имеющие ядра.

Первые наземные растения.

Что такое реликтовые растения?

Почему покрытосеменные занимают господствующее положение на Земле?





«Синквейн»

Рефлексия

Составьте синквейн понятий: жизнь, клетка, организм.

Правила составления синквейн:

5 строк

1 – понятие (1 слово)

2 – прилагательные (2 слова)

3 – глаголы (3 слова)

4 – предложение (из 4 слов)

5 – существительное (1 слово)

Прилагательные и глагол должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

    1. Клетка

    2. Маленькая, самостоятельная

    3. Живёт, делится, растёт

    4. Структурная, функциональная единица жизни

Биосистема

«Кластер»-гроздь винограда








Осмысление и рефлексия







По систематическим группам

  1. ботаника

  2. вирусология

  3. микология

По уровням организации живого

  1. молекулярная биология

  2. цитология

  3. гистология

По структуре организмов

  1. анатомия

  2. морфология

  3. физиология

По изучению сообществ

  1. этология

  2. экология

Биологические науки


По развитию живой материи

  1. эволюция

  2. палеонтология

По методам исследования

  1. биохимия

  2. биофизика

  3. биометрия

По изучению отдельных сторон жизни

  1. эмбриология

  2. систематика

  3. зоогеография

По практическому применению

  1. биотехнология

  2. селекция

  3. ветеринария


Факторы, влияющие на распространение людей

1) …

2) …

3) …

Причины роста численности населения

Страны Северного

региона: _______

Страны Южного

региона:_______

Фазы изменения численности населения:

А) …

Б) …

В) …



ДЕМОГРАФИЯ

Периоды снижения

численности населения

в России и их причины

Зачем нужно регулировать

численность населения?

2 типа воспроизводства населения:

1 тип — _________

2 тип — __________


Демографические

перспективы

На Юге _______

На Севере _____







































Список литературы

    1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

    2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.

    3. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления//Школьные технологии. 2004. №2. C.3-10.


    4. Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Критическое мышление на уроках естествознания//Естествознание в школе. М., 2004. №3. C.34-39.


    1. Матвеева Т.М. Формирование критического мышления у современного школьника//Ученик в обновляющейся школе. М., 2002. C.83-89.




Свежие документы:  Контрольная работа по биологии для 11 класса по теме "Экосистемы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: