Календарно-тематическое планирование по биологии, 8 класс




Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Овгортская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Шурышкарского района ЯНАО Тюменской области











Рабочая программа по биологии 8 класс

«Человек» автор Н.И.Сонин

подготовила

учитель химии и биологии

Пынкова Ирина Владиславовна





Овгорт 2010





Пынкова Ирина Владиславовна,

учитель химии и биологии

1 категории

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Овгортская общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

Шурышкарского района ЯНАО Тюменской области



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2006. 138с//.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний включены лабораторные и практические работы. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков.

Для теущего тематического контроля и оценки знаний учащихся в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты.

Система уроков сориентирована на только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самопознанию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.





















Тема урока

Домашнее задание

Тип урока

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Измерители

Элементы дополнительного содержания

ТЕМЫ 1 -2. В МЕСТО ЧЕЛОВЕКА СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (1 час)

1.

Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них.

1 неделя сентября

Место человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих и отряду приматы.

Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать вывод на основе строения.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Вопросы № 1,2,3,4,5,6 на стр.8 учебника.

Расы человека, их происхождение и единство.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.


Д/з: стр.3,4-7, стр 10-13 учебника «Подумайте»

ТЕМА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТОРЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИХМА ЧЕЛОВЕКА (1 ЧАС)

2.

Науки о человеке. Методы изучения организма человека.

1 неделя сентября

Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. Их значение и использование в собственной жизни.

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах наблюдений за состоянием собственного организма. изучения организма в собственной жизни для проведения

Вопрос №7 на стр. 27 учебника

Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Гален, Везалий.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д/з : стр.20-23 учебника, стр.24-27 учебника (по желанию)

ТЕМА 4. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 ЧАСА)

3.

Клеточное строение организма

2 неделя сентября

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма( обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.

Называть органоиды клетки.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.

Сравнивать клетки растений, животных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Вопросы №1 – 9 на стр. 30 учебника.


Урок изучения и первичного закрепления знаний


Д/з: стр. 28-29 учебника, «Подумайте»

4.

Ткани

2 неделя сентября

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные( костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные ( гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Давать определения понятию: ткань.

Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека.

Называть основные группы тканей человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Вопросы №1-9 на стр.36 учебника.

Выполнение лабораторной работы №1 «Изучение микроскопического строения тканей» и выводы к ней

Синапс. Нейроглия.

Комбинированный урок


Д/з стр.32-35 учебника, «Подумайте»

5.

Органы. Системы органов.

3 неделя сентября

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов.

Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Вопросы № 1-9 стр.40 учебника.

Выполнение лабораторной работы №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».


Комбинированный урок.


Д/з: стр.38-39, 42-43 учебника, «Подумайте».

Подготовиться к зачету.

6.

Зачет по теме «Общий обзор организма человека»

3 неделя сентября

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.


Д/з: повторить по учебнику 7 класса материал о строении и функциях нервной системы млекопитающих.

ТЕМА 5. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ (12 часов)

7.

Гуморальная регуляция.

4 неделя сентября

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.

Называть:

  • Особенности строения и работы желез эндокринной системы;

  • Железы внутренней секреции;

  • Железы внешней секреции

Различать

  • Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы

Вопросы № 1,2,3,4 на стр. 48 учебника

Описание рисунков на стр. 48,49


Комбинированный урок.


Д/з стр.44-45 учебника, задания «Выберите правильный ответ» на стр.49

8.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

4 неделя сентября

Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Давать определение понятию: гормоны.

Называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

Вопросы № 5, 6, 7, 8, 9, 10 на стр. 48 учебника


Комбинированный урок


Д/з: стр.45-47 учебника

9.

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический.

1 неделя октября

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы.

Давать определение понятию: рефлекс.

Называть:

— особенности строения нервной системы (отделы, органы);

— принцип деятельности нервной системы;

— функции нервной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.

Вопросы № 1, 2, 7 на стр.54


Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.


Д/з: стр.50-51 учебника, «Подумайте»

10.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

1 неделя октября

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция.

Давать определения понятиям: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Называть: принцип деятельности нервной системы.

Характеризовать:

— сущность регуляции жизнедеятельности организма;

— роль нервной системы в организме.

Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

Вопросы № 4, 5, 6 на стр. 54 учебника.

Описание рисунка на стр.55.


Урок изучения нового и первичного закрепления знаний


Д/з: стр.52-53 учебника, «Подумайте

11.

Спинной мозг, строение и функции.

2 неделя октября

Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть:

— особенности строения спинного мозга;

— функции спинного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга.

Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

Вопросы № 1-6 на стр. 58 учебника.

Описание рисунка на стр. 59


Комбинированный урок.


Д/з: стр.56-57 учебника, «Подумайте

12.

Головной мозг, строение и функции.

2 неделя октября

Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.


Называть:

— особенности строения головного мозга;

— отделы головного мозга;

— функции отделов головного мозга.

Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма.

Вопросы №1-10 на стр. 64 учебника.

Описание ри сунка на стр. 64

Вопросы № 2, 6, 7, 8 на стр. 70 учебника.

Выполнение лабораторной работы № 3: «Изучение строения головного мозга (по муляжам)»


Комбинированный урок


Д/з: стр.60-63, стр. 66-69 учебника, «Подумайте

13.

Соматическая и вегетативная нервная система.

3 неделя октября

Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы.

Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть:

— отделы нервной системы, их функции.

— подотделы вегетативной нервной системы, их функции.

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.

Характеризовать:

— сущность регуляции жизнедеятельности организма;

— роль нервной системы и гормонов в организме.

Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Вопросы № 8,9 на стр. 54 учебника

Описание рисунка на стр. 52


Комбинированный урок


Д/з: стр.51, 52 учебника, «Подумайте

14.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

3 неделя октября

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие, чувствительные зоны коры больших полушарий.

Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Давать определения понятиям: орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть:

— органы чувств человека;

— анализаторы;

— особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Характеризовать: роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

Вопросы № 1,2 на стр. 78 учебника.

Вопросы № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 на стр. 90 учебника.


Комбинированный урок


Д/з: стр. 72, 86 — 89 учебника, «Подумайте» на стр. 79

15.

Орган зрения и зрительный анализатор.

4 неделя октября

Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный анализатор.

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

Объяснять результаты наблюдений.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

Вопросы № 3, 4, 5, 6, 7 на стр. 78 учебника. Описание рисунка на стр. 78.

Выполнение лабораторной работы № 4 «Изучение изменения размера зрачка человека»


Комбинированный урок


Д/з: стр.73,74 учебника

16.

Нарушения зрения, их профилактика.

4 неделя октября

Нарушения зрения, их профилактика. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать:

— воздействие факторов риска для здоровья;

— влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

— соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения;

— профилактики вредных привычек.

Вопросы № 9, 10 стр. 78 учебника


Комбинированный урок.


Д/з: стр.75,77 учебника

17.

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1 неделя ноября

Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушение слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия.

Называть особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части слуха и слухового анализатора.

Анализировать и оценивать:

— воздействие факторов риска для здоровья;

— влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

— соблюдения мер профилактики заболеваний органов слуха;

— профилактика вредных привычек.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения зданий тестовой контрольной работы.

Вопросы № 1-11 на стр. 84 учебника


Комбинированный урок.


Д/з: стр.80-83 учебника, подготовиться к зачету

18.

Зачет по теме «Координация и регуляция»

1 неделя ноября

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки учащихся.

Урок контроля и оценки знаний.


Д/з: повторить по учебнику 7 класса материал о скелете и мышцах млекопитающих.

ТЕМА № 6 ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 часов)

19

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

2 неделя ноября

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.

Называть:

— особенности строения скелета человека;

— функции опорно-двигательной системы.

Распознавать на таблицах основные части скелета человека.

Устанавливать взаимосвязь:

— между строением и функциями костей;

— между строением и функциями скелета.


Вопросы № 1- 11 стр. 96 учебника

Описание рисунка на стр.97.


Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Д/з: стр. 92-95 учебника

20.

Скелет головы и скелет туловища

2 неделя ноября

Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка ( ребра, грудина).

Приспособления скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи

Называть особенности строения скелета головы и туловища человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

Вопросы № 1, 2, 3, 4 на стр. 104 учебника.

Описание рисунка на стр. 98,99


Комбинированный урок


Д/з: стр. 98,99 учебника

21.

Скелет конечностей.

3 неделя ноября

Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя (плечо – плечевая кость; предплечье – локтевая и лучевая; кисть – запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижняя ( бедро – бедренная кость; голень – малоберцовая и большеберцовая; стопа – предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

Называть особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

Вопросы № 5, 6, 7, 8, 9, 10 учебника.

Описание рисунка на стр. 104.

Выполнение лабораторной работы № 4 «Изучение внешнего вида отдельных костей»


Комбинированный урок


Д/з: стр.100,101 учебника, «Подумайте» на стр. 105

22.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

3 неделя ноября

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.

Использовать приобретенные навыки и умения для:

— соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки;

— оказания первой помощи при травмах.



Комбинированный урок.


Д/з: стр.100,101 учебника

23.

Мышцы.

Работа мышц.

4 неделя ноября

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц человека.

Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

Вопросы № 1 – 7 стр. 114 учебника.

Описание рисунка на стр. 115.

Вопросы № 1, 3, 6, 7, 8, 9 стр. 110 учебника.

Выполнение лабораторной работы № 5 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» и выводы к ней.


Комбинированный урок.


Д/з: стр.106-109, 112,113 учебника, «Подумайте» на стр. 111, «Подумайте» на стр. 115

24.

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

4 неделя ноября

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Использовать приобретенные знания и умения для:

— проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

— соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

Вопросы со свободным ответом.

Выполнение домашнего задания.


Комбинированный урок.


Д/з проверить правильность осанки, наличие плоскостопия, гибкость позвоночника.

25.

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

1 неделя декабря

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска – гиподинамия.

Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую


Вопросы со свободным ответом.


Комбинированный урок.


Д/з стр. 113 учебника, подготовиться к зачету.

26.

Зачет по теме «Опора и движение»

1 неделя декабря

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся

Урок контроля и оценки знаний


Д/з: повторение

ТЕМА 7. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (3 часа)

27.

Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.

2 неделя декабря

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Называть признаки биологических объектов:

— составляющие внутренней среды организма;

— составляющие крови (форменные элементы);

— составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

Рассматривать готовые микропрепараты крови лягушки и человека.

Сравнивать кровь лягушки и человека и делать выводы на основе их сравнения.

Вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 стр. 110 учебника.

Описание рисунка на стр. 120.

Выполнение лабораторной работы № 6 «Изучение микроскопического строения крови».

Гомеостаз. Значение постоянства внутренней среды организма.

Комбинированный урок.


Д/з: стр.116-119 учебника. «Подумайте» на стр. 121

28.

Иммунитет.

2 неделя декабря

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета.

Давать определения понятию иммунитет.

Называть виды иммунитета.

Объяснять проявления иммунитета у человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

Вопросы № 1-8 стр.24 учебника.

Описание рисунка на стр. 124.

Факторы влияющие на иммунитет. Работы Л.Пастера. И.И.Мечникова.

Комбинированный урок.


Д/з: стр. 119, 122 учебника

29.

Тканевая совместимость и переливание крови.

3 неделя декабря

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор.

Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

Вопросы № 10,11 стр. 124.

Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся.

Белки эритроцитов А, В, антитела.

Комбинированный урок.


Д/з: стр. 122, 123 учебника «Подумайте» на стр.125

ТЕМА 8. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (5 часов)

30.

Транспорт веществ. Кровеносная система.

3 неделя декабря

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение и функции сердца.

Называть:

— особенности строения организма человека, органов дыхательной системы;

-признаки биологического объекта – сердца.

Распознавать и описывать на таблицах:

— систему органов кровообращения;

— органы кровеносной системы.

Описывать сущность биологического процесса: работу сердца.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями сердца.

Вопросы № 1- 6 стр.128 учебника.

Вопросы № 1-6 стр.132 учебника.

Описание рисунков на стр. 130-131 стр. 133.


Комбинированный урок


Д/з: стр. 126, 127 учебника «Подумайте» на стр.129

31.

Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.

4 неделя декабря

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды. Малый и большой круги кровообращения. Лимфатическая система строение и функции. Связь кровеносной и лимфатической системы.

Давать определения понятия: аорта, артерии, капилляры, вены.

Называть признаки биологических объектов – кровеносных сосудов.

Называть особенности строения лимфатической системы.

Распознавать и описывать на таблицах:

— систему органов кровообращения;

— органы кровеносной системы;

— систему лимфообращения;

— органы лимфатической системы.

Характеризовать:

— сущность биологического процесса – транспорта веществ;

— сущность малого и большого кругов кровообращения;

— сущность лимфообращения.

Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.


Вопросы № 7, 8 стр. 128 учебника.

Описание рисунков на стр. 128, стр. 135.


Комбинированный урок.


Д/з: стр. 127, 135 учебника

32.

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

4 неделя декабря

Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление. Пульс. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов.

Характеризовать сущность биологических процессов:

— движения крови по сосудам;

— регуляция жизнедеятельности организма;

— автоматизма сердечной мышцы.

Объяснять роль гормонов в организме.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

7,8 стр. 132. Вопросы № 1-10 стр.136 учебника.

Выполнение практической работы № 1 «Измерение кровяного давления»

Выполнение практической работы № 2 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

Симпатический и блуждающий нервы. Вещества регулирующие работу сердца: адреналин, ацетилхолин.

Комбинированный урок.


Д/з: стр. 131, 134, 135 учебника «Подумайте» на стр.137, 133

33.

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

2 неделя января

Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска гиподинамия. Кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы.

Использовать приобретенные знания для:

— проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма;

— профилактика вредных привычек.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Выполнение практической работы № 3 «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений»

Вопросы со свободным ответом.


Комбинированный урок.


Д/з: стр. 137 учебника подготовиться к зачету.

34.

Зачет по темам «Внутренняя среда. Транспорт веществ»

2 неделя января

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся

Урок контроля и оценки знаний.


Д/з: повторить по учебнику 7 класса материал о дыхательной системе млекопитающих

ТЕМА 9. ДЫХАНИЕ (5 часов)

35.

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

3 неделя января

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Связь с кровеносной системой.

Называть особенности строения органов дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Вопросы № 1-9 стр. 140 учебника.

Описание рисунков на стр. 141.


Урок изучения и первичного закрепления знаний.


Д/з: стр. 138, 139, учебника «Подумайте» на стр.141.

36.

Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.

3 неделя января

Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания.

Характеризовать:

— сущность биологического процесса;

— транспорт веществ.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения.

Вопросы №1-3 стр. 146 учебника.

Описание рисунка на стр. 147.

Выполнение лабораторной работы №6 «Определение частоты дыхания»

Диффузия, гемоглобин, артериальная кровь, венозная кровь, альвеолярный воздух. Грудная полость. Межреберные мышцы. Диафрагма. Грудная полость

Комбинированный урок.


Д/з: стр. 142- 143, учебника «Подумайте» на стр.147.

37.

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

4 неделя января

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек.

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Вопросы со свободным ответом.

Культура бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Комбинированный урок.


Д/з: стр. 142 учебника (повторить), подготовить сообщения о вреде курения и опасных респираторных инфекционных заболеваниях.

38.

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

4 неделя января

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным галлом, спасении утопающего.

Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при тралении угарным газом и при спасении утопающего.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся.

Клиническая смерть. Биологическая смерть. Реанимация.

Комбинированный урок.


Д/з стр. 138-143 (повторить), подготовиться к зачету.

39.

Зачет по теме «Дыхание»

1 неделя февраля

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся

Урок контроля и оценки знаний


Д/з: повторить по учебнику 7 класса материал о пищеварительной системе млекопитающих.

ТЕМА 10. ПИЩЕВАРЕНИЕ (6 часов)

40.

Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества.

1 неделя февраля

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества. Пища как биологическая основа жизни.

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

Вопросы № 1,2 стр. 150 учебника.

Описание рисунка на стр. 151.


Комбинированный урок.


Д/з: стр. 148- 149, учебника «Подумайте» на стр.151.

41.

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

2 неделя февраля

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения.

Называть особенности строения организма человека – органы пищеварения.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.

Вопросы № 4-7 стр. 150 учебника.

Вопрос № 1 стр. 154 учебника.

Описание рисунка на стр. 152


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д/з: стр. 149, 152-153 учебника «Подумайте» на стр.155.

42.

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.

2 неделя февраля

Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварительные ферменты.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

Вопрос № 8 стр. 150 учебника.

Вопросы № 7,8,9,10 стр. 154.

Описание рисунка стр. 152

Выполнение лабораторной работы № 7 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Форма и функции зубов. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Комбинированный урок.


Д/з: стр. 152-158 учебника «Подумайте» на стр.155.

43.

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.

3 неделя февраля

Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок – строение и функции.

Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Вопрос № 1-4 стр.160 учебника.

Выполнение лабораторной работы № 7 «Изучение действия желудочного сока на белки»

Безусловный рефлекс, условный рефлекс, пищевой корковый центр, зрительный корковый центр, временная связь, условное и безусловное торможение.

Комбинированный урок.


Д/з: стр. 156 учебника «Подумайте» на стр.161.

44.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

3 неделя февраля

Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Давать определение понятиям: фермент

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении

Вопросы № 5-14 стр.154 учебника.

Описание рисунка на стр. 160.


Комбинированный урок.


Д/з: стр. 157, 158 учебника

45.

Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

4 неделя февраля

Укрепление здоровья. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита.

Использовать приобретенные знания:

— соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения;

— профилактика вредных привычек;

— оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;




Выполнение практической работы № 4 «Измерение массы и роста своего организма»


Комбинированный урок.


Д/з: стр. 159 учебника

ТЕМА 11. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (4 часа)

46.

Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен.

4 неделя февраля

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организмов. Пластический и энергетический обмен.

Давать определения понятиям: пластический обмен, энергетический обмен.

Характеризовать:

— сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;

— обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека.

Вопросы № 1-9 стр. 164 учебника.

Описание рисунка на стр. 165


Комбинированный урок.


Д/з: стр. 162-163 учебника, «Подумайте» на стр. 165

47.

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен.

1 неделя марта

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки.

Давать определения понятиям: пластический обмен, энергетический обмен.

Характеризовать:

— сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;

— обмен веществ как основа жизнедеятельности организма человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

Вопросы № 1-9 стр. 164 учебника.

Описание рисунка на стр.165.

Выполнение практической работы №5 «Определение норм рационального питания»


Комбинированный урок.


Д/з: стр. 162-163 учебника

48.

Витамины, их роль в организме.

1 неделя марта

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы. Появление авитаминозов и их предупреждение.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.

Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также заболеваний, связанных с недостатком витаминов.

Вопросы № 1-10 стр. 168 учебника.

Описание рисунка на стр. 169.


Комбинированный урок.


Д/з: стр. 166-167 учебника, «Подумайте» на стр. 169, подготовиться к зачету.

49.

Зачет по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ»

2 неделя марта

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся

Урок контроля и оценки знаний.


Д/з: повторить по учебнику 7 класса материал о выделительной системе млекопитающих

ТЕМА 12. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 часа)

50.

Органы выделения. Строение и функции почек.

2 неделя марта

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Удаление мочи из организма.

Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Вопросы № 1-8 стр. 172 учебника.

Описание рисунка на стр. 173.

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ образующихся в организме. Образование первичной и вторичной мочи.


Комбинированный урок.



Д/з: стр. 170, 171 учебника, «Подумайте» на стр. 173.


51.

Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.

3 неделя марта

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения, для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек.

Использовать приобретенные знания для:

— соблюдение мер профилактики заболеваний выделительной системы;

— профилактики вредных привычек.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Вопросы № 1-8 стр. 172 учебника.

Вопросы со свободным ответом.


Комбинированный урок.


Д/з: стр. 170, 171 учебника. Повторить по учебнику 7 класса материал о кожном покрове млекопитающих

ТЕМА 13. ПОКРОВЫ ТЕЛА (4 часа)

52.

Покровы тела. Строение и функции кожи.

3 неделя марта

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, железы.

Называть особенности строения организма человека – кожи.

Называть функции кожи.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

Вопросы № 1-8 стр. 176 учебника.

Описание рисунков на стр. 174-175, 177


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д/з: стр. 174, 175 учебника, «Подумайте» на стр. 177.

53.

Роль кожи в теплорегуляции.

1 неделя апреля

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для кожи.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

Вопросы № 1-9 стр. 180 учебника.

Описание рисунка на стр. 181.


Комбинированный урок.


Д/з: стр. 178-179 учебника, «Подумайте» на стр. 181, подготовить сообщения об уходе за кожей, волосами, ногтями, об оказании первой помощи при травмах, ожогах, обмороках.

54.

Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактики.

1 неделя апреля

Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающих при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Использовать приобретенные знания для:

— соблюдения мер профилактики вредных привычек;

— оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи.

Вопросы свободным ответом. Сообщения учащихся.


Комбинированный урок.


Д/з: стр. 170, 171, 174-179 учебника (повторить), подготовиться к зачету.

55.

Зачет по темам «Выделение. Кожа.»

2 неделя апреля

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся

Урок контроля и оценки знаний.


Д/з: Повторить по учебнику 7 класса материал о строении органов размножения млекопитающих

ТЕМА 14. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3 часа)

56.

Система органов размножения.

2 неделя апреля

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Называть особенности строения женской и мужской половой систем.

Распознавать и описывать на таблицах:

— женскую и мужскую половую системы;

— органы женской и мужской половой систем.

Объяснять причины наследственности.

Вопросы № 1-6 стр.186 учебника.

Описание рисунков на стр. 182-183.

Роль половых хромосом в определении пола.

Комбинированный урок.


Д/з: стр. 182-183 учебника, подготовить сообщения о наследственных заболеваниях человека.

57.

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

3 неделя апреля

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода.. роль генетических знаний в планировании семьи.

Давать определения понятиям: размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний половой системы.

Вопросы № 7-12 стр.186 учебника, № 2-7 стр. 190.

Описание рисунков на стр. 184-185.

Календарный , биологический и социальный возрасты человека.

Комбинированный урок.


Д/з: стр. 184-185, 188-189 учебника, «Подумайте» на стр. 187, 191.

58.

Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

3 неделя апреля

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. ИППП их профилактика.

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний половой системы

Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся.


Комбинированный урок.


Д/з: стр. 182-189 учебника (повторить)

ТЕМА 15. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (9 часов + 1 час на обобщение)

59.

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности.

4 неделя апреля

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать:

— особенности работы головного мозга;

— биологическое значение рефлексов;

Сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Вопросы № 2,3,5,7,9 на стр. 198.

Описание рисунка на стр. 198.

Исследования И.М.Сеченова И.П.Павлова

Комбинированный урок.


Д/з: стр. 192-194 учебника, «Подумайте» на стр. 199.

60.

Врожденные и приобретенные формы поведения.

4 неделя апреля

Врожденные и приобретенные формы поведения. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека.

Давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принципы работы нервной системы.

Характеризовать:

— особенности работы головного мозга;

— биологическое значение рефлексов;

— сущность регуляции жизнедеятельности организма

Вопросы № 4,6,8 стр. 198 учебника.


Комбинированный урок.


Д/з: стр. 193-195 учебника

61.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1 неделя мая

Биологические ритмы. Сон и бодрствование, значение сна.

Характеризовать значение сна для организма.

Использование приобретенных знаний для:

— рациональной организации труда и отдыха.

Вопросы № 1-9 стр.204 учебника.

Описание рисунка на стр. 200-2001 или на стр. 205.

Сновидения.

Комбинированный урок.


Д/з: стр. 200-202 учебника, «Подумайте» на стр. 205.

62.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление.

1 неделя мая

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности ВНД и поведения человека.

Вопросы № 1,2,3,4,8,9 стр. 208 учебника. Вопрос №2 стр.209.

Функции внешней и внутренней речи

Комбинированный урок.


Д/з: стр. 206-207 учебника

63.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Память, эмоции.

2 неделя мая

Особенности психики человека. Память. Виды памяти, приемы запоминания.

Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание.

Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.

Характеризовать особенности ВНД и поведения человека.

Вопросы № 5,6,7 стр. 208 учебника. Задание № 3 стр. 209. Задание «Подумайте»на стр. 209


Комбинированный урок.


Д/з: стр. 206-207 учебника, «Подумайте» на стр. 209.

64.

Индивидуальные особенности личности.

2 неделя мая

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.

Называть психологические особенности личности.

Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.


Вопросы № 1,3 стр. 212 учебника.

Вопросы со свободным ответом.


Комбинированный урок.


Д/з: стр. 210-211 учебника, «Подумайте» на стр. 213. Проанализировать цели и мотивы своей учебной деятельности, оценить результаты и возможные причины неудач.

65.

Гигиена умственного труда.

3 неделя мая

Работоспособность. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня.

Давать определение понятию утомление.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска.

Вопросы со свободным ответом


Комбинированный урок.


Д/з: проанализировать собственный режим дня.

66.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ.

3 неделя мая

Социальная и природная среда человека, адаптация к ней человека. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека.

Объяснить зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать влияние факторов риска.

Вопросы со свободным ответом. Выполнение практической работы №6 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»


Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа.


Д/з: стр. 192-207 (повторить) учебника, подготовиться к зачету.

67.

Зачет по теме «Высшая нервная деятельность»

4 неделя мая

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся

Урок контроля и оценки знаний.


Д/з: повторение.

68.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

4 неделя мая

Организм человека – единое целое.

Находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека.

Вопросы со свободным ответом.


Урок обобщения и систематизации знаний.






,


Свежие документы:  СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: