Конспект и презентация по теме: «Скелет человека, его строение и значение» 8 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»











конспект урока



Скелет человека, его значение, строение скелета




8 КЛАСС















подготовила

учитель биологии

вторая категория

Сахбутдинова Раушания Робертовна








Нижнекамск– 2011




ТЕМА: « Скелет человека, его значение, строение скелета»


ЦЕЛИ УРОКА: расширить знания о строении и функциях скелета.

продолжить формирование умений:

а) выявлять особенности скелета человека,

связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

б) находить отличительные особенности

скелета человека от млекопитающих и животных.

формировать сознательное отношение к особенностям

своего скелета.


Образовательные: раскрыть особенности строения скелета человека, деление его на отделы. Продолжить развитие умений изучать, анализировать и делать выводы при изучении материала и натуральных объектов.


Развивающие: совершенствовать умения проводить наблюдения за натуральными объектами, давать общую характеристику изучаемого материала; продолжить тренировку памяти, развития умения анализировать, обобщать, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания, полученные на уроках. Развивать внимание, аккуратность, наблюдательность. Продолжить развивать навыки работы с ПК.


Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека, формирование осознания необходимости заботиться о своем здоровье на основе знаний строения скелета человека. Продолжить развитие умений учащихся работать в группах, слушать оппонентов.


ОБОРУДОВАНИЕ : модели скелета ,черепа; индивидуальные опорные схемы.


Методы и формы учебной деятельности: поисково-исследовательский, сравнительный, эвристическая беседа, метод проблемного изложения материала.



Тип урока: комбинированный, изучение нового материала. Исследование строения скелета человека.




ХОД УРОКА:




Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Проверьте, пожалуйста, учебные принадлежности: учебник, опорные схемы. Ваша задача- работать быстро и продуктивно.

Работать сегодня будем с опорными схемами.


Актуализация знаний.

Ребята, на прошлом уроке я давала опережающее задание по теме : «Скелет человека»

Рассказ

« Движение- это жизнь»- заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения- тянуться, хватать различные предметы. Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно- двигательный аппарат.

Что такое скелет?





.




3..Изучение нового материала.

Итак, мы начинаем работать по группам.

Запишите в своих тетрадях тему урока.

Слайд № 1

Первая группа получила задание:

« Функции опорно-двигательного скелета».

Что такое скелет, на какие 2 основные части он подразделяется?


Работа со слайдом. № 3

Слайд №4. №5


Первая группа


Значение ОДС:

опора и сохранение форм тела

движение

защита органов от травм



Функции активной и пассивной части. Функции активной части:

  1. Формирующая

  2. Защитная

  3. Двигательная

  4. Энергетическая

Функции пассивной части:

1.Двигательная

2.Защитная

3.Формообразующая

4.Опорная

5. Кроветворная

6. Обменная


Переходим к изучению скелета человека. Правильное ли утверждение: что скелет человека состоит из тех же отделов, что и скелет млекопитающих?

Работают 2 группа

Назвать и показать на модели отделы скелета человека.

Слайд №6


Какие же отделы существуют. Перечислите их?

Слайд №7

Вторая группа


Скелет человека

осевой

добавочный

череп

Скелет туловища

Кости поясов конечностей

Кости свободных конечностей

Скелет позвоночника

Грудная клетка


3 группа получила задание: «Особенности строения черепа человека»

Найти и показать на модели части скелета черепа.

Найти и показать на модели основные кости частей черепа.

Продемонстрировать одноклассникам на себе расположение основных костей черепа.

Слайд№8


— Третья группа


А. череп

Функции: определяет форму головы, защищает головной мозг, орган слуха, обоняния, зрения; место прикрепления мимических мышц.

лицевой отдел

мозговой отдел

верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые, решетчатая кости

непарные лобные и затылочная кости, парные височные, теменные; клиновидная кость, пирамидные отростки височных костей.



Изучаем строение позвоночника.

4 группа получила задание: « Строение позвоночника» Найти отделы позвоночника. Выяснить, какие особенности в строении позвоночника появились, в связи с прямохождением

Слайд № 9 Строение грудной клетки. Какими костями образована грудная клетка? Выявить особенности строения, формы грудной клетки в связи с прямохождением.


Слайд №10

В связи с прямохождением позвоночник имеет S-образный изгиб, тем самым смягчает толчки при движении. Состоит из отделов:

шейный (7)

грудной (12)

поясничный (5)

крестцовый (5) — крестец

копчиковый (3-4)







Грудная клетка расширена в стороны, что увеличивает размах руки и является приспособлением в связи с прямохождением.

Грудная клетка состоит из:


грудной отдел позвоночника

грудина

ребра (10 скреплены, а 2 нет)




5 группа получила задание разобрать « Пояс верхних конечностей»

Свободные конечности Слайд № 11

Пояс верхних конечностей состоит из :

ключица

лопатки.

Свободные конечности состоят из костей:

плечевой кости

локтевой кости

лучевой кости

костей запястья

костей пястью

фаланги пальцев.


6группа Получила задание разобрать «Пояс нижних конечностей» « Свободных конечносте»

Слайд №12


Пояс нижних конечностей состоит из:

тазовых костей

свободные конечности состоят из:

бедренной кости

большой берцовой

малой берцовой

кости стопы (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев, пяточная кость)

грудная клетка

7 группа должна была выявить «Отличительные особенности скелета от млекопитающих и животных»

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд №16

Слайд № 17

Слайд № 18


  1. мозговой отдел преобладает над лицевым

  2. 4изгиба ( у животных 2)

  3. грудная клетка расширена вниз и в стороны

  4. большой палец противопоставлен другим.

  5. широкий таз Опора

  6. массивные кости нижней конечности.

Выведите понятие скелет. Слайд №19

Делают выводы: « Скелет – совокупность твердых тканей»

Функции :

  1. служат опорой

  2. защищают от механических повреждений.


Закрепление. По группам даются кроссворды

Работают в группах, разгадывают кроссворд.


Давайте подведем итоги урока в виде Синквейна

Назовите имя существительное нашей темы?

3 прилагательных.

3 глагола.

Девиз « Движение- это жизнь»

Последнее слово в нашей теме –« Опора»

Синквейн:

1.Скелет

2.Кроветворная, формообразующая, формирующая.

3.Двигаться, защищать, служат опорой.


Записывают в дневниках: изучить материал учебника на с. 98-101, задание в рабочих тетрадях.

Выставление оценок.


















Список использованной литературы


    • Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.-8 кл. Биология. Человек. –М,: Дрофа,2007.

    • Сонин Н.И. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений/Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2008.





Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Уроки биологии Кирилла и Мефодия « Человек и его здоровье» — 8 класс.







Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: