Конспект открытого урока по теме «Голосеменные растения»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа















Конспект открытого урока по теме

«Голосеменные растения»


































Пояснительная записка

Тема урока: Голосеменные

Подцарство высших растений включает две крупные группы- споровые и семенные растения, поэтому очень важно на этом уроке выявить эти отличия.

Основными отличительными чертами споровых являются слабая специализация тканей, бесполое размножение с помощью спор, зависимость полового размножения от воды. Семенные же растения характеризуются размножением половым путем при помощи семян(вне зависимости от воды).

Семена это более совершенные, чем споры, единицы размножения и расселения, так как в них есть не только вполне сформировавшийся зародыш, но и запасные питательные вещества, необходимые на первых этапах его развития. на этом уроке учащиеся познакомятся с современными представителями голосеменных и разнообразием их форм. Они представлены исключительно древесными формами: деревьями, кустарниками, лианами. необходимо организовать работу учащихся с таблицами, рисунками, схемами и в ходе урока подчеркивать основные отличительны черты споровых растений и семенных ратений.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

Образовательные

  1. познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; показать роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.

Развивающие

  1. продолжить формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием.

  2. продолжить развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезы, решать творческие задачи.

Воспитательные

  1. воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.



Оборудование: гербарии хвои и шишки сосны и ели, лупы, линейки, гербарий можжевельника, кипариса, сосна обыкновенная коллекция шишек голосеменных, ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения:

словесные, наглядные, работа в группах, сообщения учащихся, лабораторная работа.



Структура урока


Методы и средства обучения

I.Организационный момент.

Приветствие. Объяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность.



II.Проверка знаний учащихся.

1 вариант

1. К папоротникообразным не относится:

А) хвощ

Б) плаун

В) сфагнум


2.Какие признаки характерны для папоротников?:

А) наличие слоевища, ризоидов

Б) наличие стебля, листьев

В) наличие стебля, листьев, корня.


3.У взрослого растения папоротника образуются:

А) споры

Б) яйцеклетки

В) сперматозоиды


4.Вода необходима папоротникам для:

А) передвижения

Б) размножения

В) дыхания


5.Правильная последовательность стадий развития папоротника:

А) взрослое растение – заросток – споры — проросток

Б) взрослое растение – споры – заросток – проросток

В) заросток – споры – взрослое растение – проросток


2 вариант

1. К папоротникообразным относится:

А) кукушкин лён

Б) плаун

В) риччия


2.Вайями называют:

А) корневища папоротников

Б) побеги папоротников

В) рассечённые листья папоротников


3.Что развивается у папоротников в спорангиях:

А) семена

Б) пыльца

В) споры


4.В каких условиях растут папоротникообразные?

А) где холодно и влажно

Б) где сухо и солнечно

В) во влажных и тенистых местах


5.Древние папоротники образуют залежи:

А) гранита

Б) каменного угля

В) торфа


Тест с взаимопроверкой.


IV.Изучение нового материала

1.Многообразие голосеменных растений.


Хвойные растения называют иначе голосеменными .

(показать шишки и объяснить почему хвойные называют голосеменными). Хвойные широко распространены на Земле. Среди них нет травянистых растений. а только кустарники и деревья. Возникновение семенного размножения- важный этап эволюции растений: в семени зародыш может в течении более длительного времени сохраняться от воздействия неблагоприятных факторов. Опыление и оплодотворение у семенных растений не зависит от наличия воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши.

Отдел Голосеменных состоит из следующих классов:

Саговниковые

Гинкговые

Гнетовые

Хвойные


Класс Саговниковые включает 20 видов. Эти растения появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья от 1 – 7 м в высоту. На верхушках стеблей развиваются огромные, иногда метровые шишки. У нас в России один вид выращивают в садах и парках на Черноморском побережье.


Класс Гинкговые представлен одним видом. Гинкго — это высокое дерево с красивыми вееровидными листьями. Дерево достигает 30 м в высоту и относится к числу листопадных голосеменных. Растение образует семена с жёлтой мякотью, похожие на сливы, они съедобны и, несмотря на неприятный запах, высоко ценятся в восточной кухне.

Класс Гнетовые включает 70 видов.

Примечательна вельвичия удивительная, растущая в пустынях Африки. Растение напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят лентовидные листья до 6 м в длину, и до 1,5 м в ширину. Листья вельвичии никогда не опадают. Они растут годами, веками, тысячелетиями. Это растение взято под охрану как уникальное и неповторимое.

К классу Гнетовые относится Эфедра. Она растёт в степях и пустынях Азии, Европы и Америки.


Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят — 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя.


Секвойи – хвойные деревья Северной Америки. Секвойи сохранились на Земле только в штате Калифорния. Это дерево славится удивительным долголетием. Средний возраст секвойи 3 – 4 тысячи лет. Секвойи это деревья гиганты, высотой более 100 м и толщиной до 10 м .

Известны случаи ,когда на пнях погибших секвой сооружали танцевальные площадки. А в одном из таких деревьев, был пробит тоннель, через который свободно проезжали автомобили.


Ели это высокие деревья с прямыми стволами. Крона в виде пирамиды, а ветви расположены ярусами. Ель любит простор и растёт на увлажненных и плодородных почвах. Теневынослива. Ель играет важную роль в формировании растительного покрова планеты.

Хвоя ели зеленая, но различных оттенков, от темного до светлого.

Главная ценность ели – её древесина. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Из ели получают скипидар и канифоль.


Лиственница – очень красивое дерево. Она радует глаз зеленой пушистой хвоей и нарядными красноватыми шишечками. Хвоя мягкая, плоская, располагается на побегах пучками. Светолюбива. Средний возраст лиственницы 300 лет.


Пихта — имеет целебную хвою с замечательным ароматом.

Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это листья. Только издалека они похожи на хвоинки. На самом деле это узкие, плоские листочки. Характерный признак пихты — вертикально стоящие шишки– «свечки». Пихта морозоустойчива. Из ветвей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары.


Кипарис – могучее дерево 30 метровой высоты, но растет кипарис очень медленно. Листья кипариса чешуйчатые, а шишки имеют вид шариков. Выращивают кипарисы в садах и парках в качестве декоративных деревьев, часто используют в качестве живой изгороди.

Кипарис теплолюбивое растение, не терпящий морозов.





Рассказ учителя.

1 слайд презентации












2 слайд презентации





3 слайд презентации








4 слайд презентации







5 слайд презентации









6 слайд презентации






7 слайд презентации









8 слайд презентации











9 слайд презентации






10 слайд презентации







11 слайд презентации

2. Общие признаки голосеменных растений.

Познакомившись с представителями голосеменных, назовите их общие признаки, о которых вы узнали из презентации.

  1. Органы — лист, стебель, корень.

  2. Лист – хвоинка.

  3. Шишка – видоизмененный побег.

  4. Размножение с помощью – семян.


Запишите признаки в тетрадь.




Запись признаков голосеменных на доске.




3.Изучение строения голосеменных растений на примере сосны и ели.



А теперь, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны и ели. Объяснение целей работы, последовательность её выполнения.

На партах у учащихся инструктивные карточки.


Лабораторная работа № 7 на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений».


Цель: познакомить учащихся с особенностями строения хвои и шишек хвойных растений на примере ели и сосны.

Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, шишки ели и сосны, лупы, линейка.


1.Рассмотрите хвою сосны. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами ). Свои наблюдения внесите в таблицу ( см. Приложение 1)

2.Рассмотрите внешний вид сосновых шишек. Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу.

3.Теже самые наблюдения проведите с хвоей и шишками ели. Данные занесите в таблицу.

4.Пользуясь текстом учебника (стр.75 -78), заполните сравнительную таблицу (см. Приложение 1)



Ребята, обратите внимание, хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Благодаря этой особенности строения листьев, хвоя не опадает осенью как у листопадных деревьев. И хвойные растения могут произрастать, как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях.











Лабораторная работа.















Подведение итогов работы, выводы.



Комментарии учителя.

Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».


Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. ( подняли все руки вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. ( встали на мысочки, потянулись ещё выше)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад). )


Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим . (Дети садятся за парты).


Физкультминутка.


5.Значение голосеменных растений.

1 сообщение.

Живица — смолистая жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных деревьев. Живица заживляет раны дерева. Исцеляет их. Отсюда и пошло ее народное название.

Если живица застывает без доступа воздуха, то она превращается в янтарь. Из янтаря делают украшения, декоративную скульптуру, им отделывают помещения.

Живица используется и как лекарственное средство для лечения ревматизма, лёгких, почек, органов пищеварения. 

   

2 сообщение.

Хвойные растения выделяют особые вещества – фитонциды. Это летучие вещества, обладающие антимикробным действием. Они губят бактерии, вирусы, грибки, поэтому воздух в хвойных лесах невероятно чист, почти стерилен. Недаром многие санатории и больницы построены в сосновых борах. Прогулки в хвойном лесу повышают иммунитет, снижают вероятность простудных заболеваний.


Слайд – презентация.





Сообщения учащихся.

7.Закрепление знаний.

Вопросы классу.

1) В чем основное отличие семенных растений от споровых?

2) Почему хвойные называют иначе голосеменными?

3) Какие условия необходимы для жизни сосны и ели?

4) Какие растения относятся к голосеменным?

5) Как человек использует хвойные растения? Что получает из них?

Загадки:

1) Высока, стройна, душиста,

В небо тянется она,

Вся одежда золотиста,

Только шапка зелена.(Сосна)

2) Есть у этой чудо-елки

Неколючие иголки.

Но в отличие от елки,

Опадают те иголки.(лиственница)

3) Ты растение, кустарник,

Синь в осенней желтизне.

Дай мне ягодку растенье,

Подари колючку мне.(Можжевельник)





Фронтальная беседа

8.Домашнее задание.

П. 16,читать, отв. на вопросы

Объясните русскую поговорку: «Не расти яблочку на елке. Не бывать шишке на рябине».

































Приложение 1






Название растения

Хвоя

Шишка

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Размер

Окраска

Плотность расположения чешуек

Сосна










Ель













Сосна


Сравниваемые признаки

Ель


1.Отношение к свету.





2. Требовательность к почве и влаге.




3. Как развит главный корень?




5.Продолжительность

жизни хвои.




  1. Продолжительность

жизни дерева.




  1. Высота дерева.





Свежие документы:  Исследовательский проект «Здоровый образ жизни»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: