Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новотулки
муниципального района Хворостянский Самарской области
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Гетеротрофное питание»
Подготовила учитель биологии и химии
Вдовина Светлана Юрьевна
ГБОУ СОШ с. Новотулка
2014
Цели урока: сформировать знания о разнообразии видов гетеротрофного питания и выявить приспособления, характерные для каждого вида питания.
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности: классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о питании в учебнике.
Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.
Деятельность учащихся: работа с учебником, в группах, в рабочих листах, обсуждение особенностей питания.
Деятельность учащихся | ||||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
Этап «постановка цели и задач урока» | ||||||
Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте слова, которые здесь написаны: … дышит, двигается, растёт, развивается, размножается, умирает (слайд 2) — Что вы можете о них сказать? — Про кого можно так сказать? (Про животного, про человека.) . А к растению можно отнести все эти признаки? (Нет, оно не двигается.) -Всё ли здесь перечислено? Какие ещё признаки живых организмов вы знаете? (Организмы пита-ются.) — Питание расте-ний и животных отличается? Чем? — Как думаете, над какой темой мы будем работать на уроке? (Гетеротрофное питание Слайд 3) Запись числа и темы урока в тетрадь. — Сформулируйте определение понятия питания? Питание — процесс получения организмами питательных веществ и энергии(возможно затруднение). По типу питания живые организмы делятся на автотрофов, гетеротрофов и миксотрофов (слайд4) Постановка цели изучения нового материала (слайд5) – Мы должны узнать, как питаются разные животные. – Выяснить, какие приспособления имеют животные для добывания пищи. – Выяснить, что общего в процессе питания у всех животных. |
Слушают, рассуждают и отвечают на вопросы учителя.
| Использовать имеющиеся знания, для решение поставленной задачи; осуществлять акту ализацию личного опыта
| Взаимодействуют с учителем во время беседы во фронтальном режи ме | Слушать и строить понятные для собеседника высказывания. | Контролируют правильность отве тов товарищей | Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу полу-ченного задания. Уметь слушать в соответствии с целе-вой установкой.
|
Этап «работа по изучению нового материала» | ||||||
Нам нужно заполнить Схема «Группы животных по способу питания» (слайд 7) заполняется по ходу частично-посковой деятельности учащихся. А) Иллюстрации бурундука, оленя и бабочки. (слайд 8) -Как вы думаете, что объединяет этих абсолютно разных животных? (Если дети затрудняются ответить, то следует помочь им наводящими вопросами: чем питаются эти животные? Как их пищу можно назвать одним словом?).
Б) Иллюстрации ястреба – тетеревятника, тигра, аллигатора ( слайд 10) -А что общего у этих животных?
В США при входе в зоопарк города Бронкса есть такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих когда – либо зверей, только этот способен истребить (и уже истребил) целые виды…» Кто этот хищник? (Дети предлагают свои варианты ответа). Если дети затрудняются ответить, то сказать им о том, что эти слова написаны над огромным зерка-лом, следователь-но, самый опасный зверь на земле — … (человек). (слайд 17 ) -Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек? В) Иллюстрация медведя (слайд12) -В какую группу вы бы поместили данное животное?
Каких еще всеяд-ных животных вы знаете? Г) Иллюстрации ротовых аппаратов хищников (зверя и птицы), грызуна, бабочки — Можно ли по строению ротового аппарата опреде-лить вид питания животного? Пред-положите, чем питаются живот-ные с данными ротовыми аппара-тами? (слайд 14)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Е) Иллюстрации блохи, клопа (слайд 18 ) -Как вы думаете, что объединяет этих животных?
Краткий рассказ о вреде паразитов и о приспособлени-ях к паразитизму. Не так страшны сами паразиты, как те заболевания, которые они переносят: тиф, чума. В XVIII веке во время русско-турецкой войны Россия потеряла погибшими от болезней больше людей, чем убиты-ми. У кровосо-сущих насекомых колюще-сосущий ротовой аппарат. Краткий рассказ как животные избавляются от блох: Птицы купа-ются в муравей-никах, а лиса, взяв в зубы клочок травы, медленно заходит в воду, блохи спасаясь от воды перебира-ются на траву, и тогда лиса отпус-кает её. | Анализируют зада-ние и высказывают предположения на основе своих знаний
Читают и анализируют текст приложения №1, формулируют ответ на вопрос | Осуществлять анализ с выделением сущес-твенных признаков.
Вывод: Бурундук, олень и бабочка питаются растениями — это растительноядные животные (запись в схему — слайд 9)
Вывод: Ястреб, тигр, аллигатор питаются другими животными — это хищники (запись в схему- слайд 11)
Вывод: хищники истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько особей, сколько им требуется для питания. Вывод: Медведь питается как растениями, так и животными, т.е. он – всеядный (запись в схему – слайд 13)
Анализировать текст согласно поставленной задаче
Вывод: Блохи, клопы питаются кровью животных и человека, т. е. являются паразитами (запись в схему – слайд 19)
| Кооперируют уси лия для выполне ния поставленной задачи | Договариваться и приходить к обще му мнению
Формулировать высказывания понятные окружающим | Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания
Контролировать правильность ответов товари-щей и исправлять их по необходи-мости | Сохранять учебную задачу
Уметь слушать в соответствии с целе-вой установкой. |
Этап «осмысление полученной информации» | ||||||
Учитель раздает задания группам: 1.К нам на урок были приглашены представители всех групп, но они, к сожалению, приехать не смогли, а прислали нам телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм. (Детям раздаются телеграммы, они их зачитывают и определяют авторов.) ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 2. Распределить животных по типам питания. Индивидуальная работа в парах. Учащиеся на выданных дидактических карточках распределяют животных по группам питания) (слайд 20) ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Организует обсуж дение результатов работы в парах. Оценивает резуль таты работы пар. | Участвуют в бесе де по обсуждению имеющейся информации. | Осознанно и произ вольно строить ре чевое высказыва ния; обосновывать свое мнение.
| От каждой группы заслушивается ответ. Ведут запись в рабочих листах. | Строить понятные для одноклассни ков высказывания; понимать на слух ответы обучающих ся. | Прослушивают ответы | Обнаруживать отклонения от эталона |
Организует работу по выполнению задания ЭП, и с тренажером ЭП
| Выполняют задания тренажера | Уметь использовать полученные знания
|
| Понимать письмен ную речь, рисунки, схемы | Осуществляют самоконтроль | корректировать правильность выполнения заданий, выявлять пробелы в знаниях |
Подведение итогов. Рефлексия. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Учитель задает ученикам вопросы: 1. Что вы сегодня узнали на уроке? 2. Что у нас получилось хорошо? 3. Что мы для этого делали? 4. Довольны ли вы результатом? 5. Сегодня я понял . . . 6. Сегодня я научился.. . . 7. Понравилось ли вам работать на уроке? |
|
|
|
| Осуществляют самоконтроль | Формировать умение объективной оценки своей деятельности |
Этап «домашнее задание» Объясняет сущность домашнего задания: прочитать текст стр. __________ , ответить на вопросы в конце текста, выполнить контрольные задания ЭП
|
Рабочий лист «Гетеротрофное питание»
Вспомните что такое питание и составьте схему «Способы питания» и проиллюстрируйте ее примерами.
Составьте схему « Группы животных по питу питания»
Задание: подумайте от чего зависит тот или иной тип питания животных?(используйте приложение 1)__________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
По описанию определите о каком животном идет речь в каждой телеграмме.
ТЕЛЕГРАММА № 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться!_____________ ТЕЛЕГРАММА № 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только … ______________________________
ТЕЛЕГРАММА № 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку! _________________________________________
ТЕЛЕГРАММА № 4. Мы – не привередливы к еде, мы питаемся разнообразной пищей. _____________________________________________
ТЕЛЕГРАММА № 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем! _________________________________________________________________________________________
4. Распределите животных по типам питания
личинка мухи | фазан | пиявка | свинья | пантера | клест | акула | медведь | гадюка | хомяк | блоха | человек | вороны | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лев | гиена | коршун | клещ | голубь | аскарида | орел | гриф | белка | вирус | сова | махаон | жираф | щука |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Используя презентацию «Рекорды питания животных», выясните интересные факты по этому вопросу и заполните таблицу
Я знал, что… | Я узнал, что…… | |
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Насекомые.
Растениями питаются многие жуки. У них сильные челюсти, способные отрывать части растений.
Бабочки питаются цветочным нектаром, который добывают с помощью длинного, закрученного в спираль хоботка. При сосании нектара бабочка расправляет свой хоботок и запускает его в цветок.
Божьи коровки поедают тлю – мелких насекомых, которые поселяются на листьях растений.
Птицы.
У воробья короткий, высокий и очень крепкий клюв, с помощью которого он легко раскусывает твёрдые семена и зёрна.
У скворца клюв тонкий и острый. С помощью такого клюва он легко склёвывает мелких насекомых с земли или растений.
У ласточки короткий, широко раскрывающийся клюв, что позволяет ловить насекомых прямо в воздухе.
У орла длинные острые когти и острый загнутый вниз клюв. Благодаря этому они могут захватывать, убивать и разрывать крупную добычу.
Млекопитающие.
У бобра и белки хорошо развиты резцы и коренные зубы. Резцами они отгрызают пищу, а коренными зубами тщательно её перетирают. Резцы у них острые и крупные. Они не тупятся даже от очень твёрдой пищи – стволов деревьев, скорлупы орехов.
У крота и летучей мыши все зубы почти одинаковые. Они позволяют только схватить и перемять добычу.
У льва большие острые клыки и когти. С их помощью он может хватать и разрывать крупных животных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕЛЕГРАММА № 1. Мы ближе всех к автотрофам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться!
ТЕЛЕГРАММА № 2. Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только …
ТЕЛЕГРАММА № 3. Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку!
ТЕЛЕГРАММА № 4. Мы – не привередливы к еде, мы питаемся разнообразной пищей.
ТЕЛЕГРАММА № 5. А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только мы хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!
1 | волк | личинка мухи | фазан | пиявка | свинья |
|
|
|
|
|
|
2 | лев | гиена | коршун | клещ | голубь |
|
|
|
|
|
|
3 | пантера | клест | акула | медведь | аскарида |
|
|
|
|
|
|
4 | орел | гриф | белка | гадюка | вирус |
|
|
|
|
|
|
5 | сова | хомяк | вороны | махаон | блоха |
|
|
|
|
|
|
6 | человек | жираф | вши | щука | осьминог |
1. Растительноядные. 2. Хищные. 3. Всеядные. 4. Трупоеды. 5. Паразиты. |