Конспект урока биологии для 6 класса по теме «Организм как единое целое. Что мы узнали о строении живых организмов»




Конспект урока биологии для 6 класса
по теме

«Организм как единое целое.

Что мы узнали о строении живых организмов»

Мокеева Светлана Николаевна, учитель биологии

филиала МБОУ Мурзицкой СОШ — Кочетовская ООШ,

с. Кочетовка (Сеченовский район, Нижегородская область)

УМК «Биология. 6 класс. Живой организм»

Под редакцией Н. И. Сонина

Тип урока: комбинированный

Цель: конкретизация знаний учащихся о взаимосвязи строения и функции клеток и тканей живых организмов, их многообразии; формирование представления об организме как о целостной системе.

Задачи:

1) Образовательные:

— сформировать представление учащихся об организме как о целостной системе;

— рассмотреть примеры негативного влияния работы органов на весь организм.


2) Воспитательные:

— формирование экологического мышления;

продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.


3) Развивающие:

— продолжить развитие умений работать с учебником и тестовыми материалами;

— продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.


Планируемые результаты учебного занятия:


Предметные:

— знать суть понятия «орган- целостная система»;

— видеть взаимосвязи строения организма с выполняемыми функциями ;

-знать что лежит в строении всех живых организмов.


Метапредметные:

регулятивные:

— самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

— организовывать свою учебную деятельность;

коммуникативные:

— обсуждать в рабочей группе информацию;

— слушать товарища и обосновывать свое мнение;

— выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

работать с учебником;

— находить отличия;

— объяснять значения новых слов;

— сравнивать и выделять признаки;

Личностные:

формировать ответственное отношение к обучению;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— оценивать собственный вклад в работу группы.


Формирование УУД:


Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

  3. Продолжить развитие навыков обучения.


Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.



Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  4. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи

Использованные источники

  1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2011г.

  2. Н. А. Касаткина. Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. –М.: Дрофа, 2007г.

  3. М. В. Высоцкая. Биология живой организм 6кл. Лучшие нестандартные уроки–М.: Дрофа, 2005

  4. Е.Т.Бровкина, Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс Методическое пособие. М- Дрофа, 2007

  5. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина биологии 6 класс. Живой организм.


Ссылки на сайт:

https://bio.1september.ru/

https://images.yandex.ru/

https://go.mail.ru/search_images

https://festival.1september.ru/


Ход урока:

Этапы урока

Приём урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

( слайд 1)

Приветствие.


1 мин


Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Напоминает о правилах проведения уроке.

Учащиеся занимают рабочие места, психологически настраиваются на работу.

2

Проверка домашнего задания.




Фронтальный опрос учащихся по вопросам рубрики «Проверь свои знания» стр.55

10 мин



Учитель задает вопросы с целью проверки знаний учащихся. Оценивает готовность выполнения домашнего задания учащимися

Отвечают с места с поднятием руки

3.

Изучение нового материала


Рефлексия настроения

1 мин

Учитель: «Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! А какое настроение у вас?» Учитель: «У нас прекрасное настроение, значит, мы можем начать разговор о серьёзных, значимых вещах»

У каждого на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Ребята показывают карточки, которые соответствуют их настроению.

Ролевая игра «Спор органов растения»

(слайд 2)

3 мин

Учитель распределяет между учащимися роли органов растения (лист, корень и т.д.) и просит их выяснить «Кто из органов растения главный?». Основание спора являются выполняемые функции данных органов.

Начинается дискуссия, в ходе которой учащиеся приходят к выводу, что все органы растения выполняют важные функции и существование организма будет полноценным только тогда, когда все органы будут нормально функционировать.

Определение целей и задач урока

(слайд 3)

2 мин

Объявляет тему урока и сообщает задачи урока.

Записывают  тему урока в тетрадь. Слушают и осмысливают учебные задачи урока.

Рассказ учителя с элементами беседы

(слайд 4)

3 мин

Учитель обобщает спор учащихся и подтверждает слаженную работу всех органов при функционировании организма. Просит рассмотреть (слайд 4), где изображено растение и приводятся варианты нарушения целостности органов растения (отрезают листья, выкапываю корень). Учитель просит учащихся рассмотреть данные ситуации и вытекающий из них вывод.

Высказывают свои предположения и останавливаются на варианте, что полноценное взаимодействие всего организма возможно только при функционировании всех его органов.





Проблемная ситуация №1 (слайд 5-6)

4 мин

Учитель: «Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как о целостной системе? Запишем определение понятия «система» в тетрадь».



Учитель: «Внимательно прочтите определение системы и ответьте на вопрос: « Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или о животном как о биологической системе; т.е. является ли отдельная клетка биологической системой? Почему?»

Учитель подтверждает и дополняет ответы учащихся

Рассуждают над проблемным вопросом, строят гипотезы, приходят к правильному решению

Записывают определение в тетрадь.





Ученики утвердительно отвечают на поставленный вопрос, приводят примеры одноклеточных организмов.

Физкультминутка

( слайд 7)

1 мин

Демонстрирует упражнение

Повторяют упражнения



Проблемная ситуация №2 (слайд 8)

3 мин

Учитель: «Во что клетки объединяются по выполняемым функциям?»
Учитель подтверждает правильность суждения и предлагает вспомнить основные ткани живых организмов.

Формулируют точку зрения группы по предложенному вопросу, высказывают свою точку зрения.

Определяют типы тканей на слайде



Проблемная ситуация №3 (слайд 9)

4мин

Учитель: «Во что объединяются ткани по выполняемым функциям?
Учитель подтверждает правильность суждения и предлагает вспомнить основные органы живых организмов.

Формулируют точку зрения группы по предложенному вопросу.
Высказывают свою точку зрения.

Определяют органы на слайде



Проблемная ситуация №4 (слайд 10-11)

4 мин

Учитель: «Во что объединяются органы по выполняемым функциям?»
Учитель подтверждает правильность суждения и предлагает записать в тетради схему переходов «От клетки — к организму». Вводит понятие организм и просит записать его в тетради

Формулируют точку зрения группы по предложенному вопросу, высказывают свою точку зрения.

Записывают определение «организм» в тетради

4

Закрепление нового материала


Задание №48 в рабочей тетради темы «Организм как единое целое»



Творческое задание

6 мин

Просит учащихся открыть тетради, выполнить задание и прокомментировать его.





Учитель: «Мы закончили изучение первого раздела биологии 6-о класса, давайте вспомним основные понятия, с которыми мы познакомились. Я предлагаю Вам составить кроссворд из основных понятий раздела «Строения и свойства живых организмов», представленных на стр.60 учебника.» Объясняет правили составления кроссворда

Выполняют задания в рабочих тетрадях и приводят примеры взаимосвязей частей организма

Составляют кроссворды (приветствуются как групповые так и индивидуальные работы, по желанию учащихся)


5

Итоги урока.

Домашнее задание

( слайд 12)

Подведение итогов, выставление оценок.

Рефлексия.


3 мин.






Организует беседу с классом по вопросам:

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  2. Как вы оцениваете свою работу на уроке?


Демонстрирует слайд с домашним заданием.

Отвечают на вопросы.




Записывают домашнее задание


Свежие документы:  Конспект урока физкультуры для 4 класса "Обучение кувырку назад в группировке"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: