Конспект урока биологии для 9 класса «Приспособленность организмов»


Краткосрочный план по биологии для 9 класса

Тема: Приспособленность организмов


Подход в преподавании /обучении

Использование работы в группе для стимулирования общения среди учеников с целью совместного мышления


тема

Приспособленность организмов, их относительный характер

Цель

Познакомиться с разными видами приспособленности живых организмов к среде обитания, понять относительный характер приспособленности.

Задачи

Обучающие: сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.

Развивающие: развивать интерес к изучению биологии, расширять кругозор о закономерностях в природе, развивать речь учащихся и их мышление, учебно-организационные умения и навыки (навыки самоконтроля, самостоятельной работы, развитие мышления, творческой активности и фантазии, развитие памяти, внимания и наблюдательности.

Воспитательные: уметь работать в коллективе и слушать друг друга




Этапы урока

Время


Деятельность учителя:

Что я буду делать?


Деятельность учеников:

Что будут делать ученики?


Оценивание

Ресурсы: книги, оборудование, ИКТ и т.д.


Организационный момент- 6 минут

1.

Приветствие

(2 мин)

Приветствие учащихся:

Здравствуйте ребята! Желаю всем нам успешно поработать над новой темой. Вспомните правила работы в группе



Ребята берутся за руки и приветствуют друг друга. (стратегия « Пожелание») Каждая группа называет по одному правилу работы в группе.

Словесное поощрение


2.

Проверка дом. задания (2мин)

  1. Задаю вопрос: Что был задано на дом?

(«Формы естественного отбора») . задания группам:

  1. Ответьте письменно на вопросы:

1гр. Что такое естественный отбор? Какие его формы вам известны?

2гр. Что такое движущий отбор? При каких условиях окружающей среды действует движущий отбор?

3гр. Что такое стабилизирующий отбор? При каких условиях среды действует стабилизирующий отбор?

4гр. Сравните между собой движущий и стабилизирующий отбор. Какие сходства и отличия вы заметили

Группы обмениваются ответами на вопросы ( по часовой стрелке) и оценивают друг друга ( по 5 балльной шкале). Объясняют, почему поставили определенный балл.

Взаимооценивание групп

Презентация слайд 1

3.

Определение темы урока.

(1 мин)

Демонстрирую рисунки по приспособленности. Задаю вопросы: Что вы увидели на этих рисунках? Что их объединяет? По какой теме мы сегодня будем работать?

Определяют по картинкам, на какую тему мы будем говорить

Поддерживающие комментарии

ИД

презентация.

слайд № 2

4.

Постановка цели и задач

(1 мин)

4. Задаю наводящие вопросы для определения цели и задач урока.


Определяют цель урока по наводящим вопросам.

Словесная оценка.


ИД

Презентация.

слайд№3

II Основная часть урока: 35 мин

1.

Активизация знаний учащихся.

(1мин)

Задаю проблемный вопрос: Как можно выжить в постоянно меняющемся мире?

Записывают вопрос в тетради. Заполнение таблицы « Знал-Хочу узнать- Узнал» (первые две колонки)


ИД

Презентация.

слайд№4

2.

Работа над заданием

« Заполни пробелы»

(10 мин)

Раздаю задания группам

1 гр. 1. Заполнить пробелы (индивидуальная работа)

А) Естественный отбор – это избирательное воспроизведение наиболее ____________ особей.

В) Отбору подвергаются не отдельные _______, а весь __________ в целом.

С) Борьба особей разных видов- ________________________

2гр.

А) для эволюции путем естественного отбора необходимо, чтобы особь не только выжила, но и __________________________

В) В борьбе за существование побеждают наиболее ___ особи.

С) Борьба между особями одного вида _______________________

3гр.

А) В природе идет непрерывная ____________________________

В) Образование новых видов в природе – это результат _____

С) Причины гибели особей — ___________________________

4гр.

А) Особи с полезными изменениями лучше _________ к условиям среды.

В) Вредные индивидуальные изменения ______ плодовитость и выживаемость особей.

С) Растения и животные ______ приспосабливаются к условиям среды.

Каждый учащийся индивидуально выполняет задание

Взаимопроверка в паре, наблюдатель следит за выполнением работы всеми участниками группы


3

«Мозговой штурм»( 5 мин)

Работа в группе

Задаю вопрос: Что входит в понятие «приспособленность»?

Учащиеся, работая в группе, пишут как можно больше слов к понятию

« приспособленность»

Словесно поощрение

Стратегия «светофор»


Физминутка (2мин)

4

Заполнение схемы (5мин)

Работа в группе

Прочитайте п.44, познакомьтесь с видами покровительственной окраски, заполните схему «Типы покровительственных окрасок», ответьте на вопрос « Почему приспособленность имеет относительный характер?»


Учащиеся читают текст учебника, заполняют схему, отвечают на вопрос, приводят примеры

Взаимопроверка групп

Стратегия «светофор»

ИД

Презентация

Слайд№4,5

5

Решение биологических задач (12 мин). Работа в группе

Раздаю каждой группе биологические задачи:

1 гр. ШЕФ НЕ СПИТ — ОН ОТДЫХАЕТ. Принято считать, что львы ленивы. И царем зверей льва называют не за его размеры или силу, а именно за его царственную лень, за желание поспать или просто полежать. Во время сна звери обычно сворачиваются клубком или лежат на животе, пряча наиболее уязвимое для нападения брюхо. А вот царь зверей, наоборот, любит полежать на боку, выставив брюхо. Как вы думаете, в какое время суток львы лежат на боку чаще? 

2гр. ПОЧЕМУ МОРЖИ КРАСНЕЮТ?Из дневника натуралиста: «Солнечным днем стадо моржей сгрудилось на узкой полоске пляжа на берегу Берингова моря. Внезапно обычная коричневатая окраска моржей стала меняться, их тела покрылись пятнами, и вскоре все моржи стали густо-розовыми». Что произошло? 
 3гр.
ЕЖ В ЯБЛОКАХ.С детства знакомая картинка: еж, несущий на своих иголках яблоко. Куда он несет яблоко? Ну, конечно же, в гнездо, ведь всем известно, что еж заготавливает запасы на зиму. Но зоологи утверждают, что яблоки ежу ни к чему, ведь он — насекомоядный. И на зиму никакое пропитание ему не требуется — в это время еж спит, как медведь или барсук. И, наконец, было замечено, что из множества яблок еж выбирает дички, наиболее кислые. Зачем они ежу? 

4гр.ЗЕБРАМ ЗАКОН НЕ ПИСАН

Обычно стада копытных на водопое не смешиваются. И только зебры позволяют себе вклиниваться в любое стадо, и другие животные не отгоняют их. Как это можно объяснить? 

Учащиеся выполняют работу в группе, читают, анализируют, делают выводы, дают ответы

Словесное поощрение

Презентация, слайд6,7

( правильные ответы)

III Итог урока: 4 мин

1

Рефлексия (2мин)

Продолжите заполнение таблицы «З-Х-У». Предлагаю задание на составление синквейна к слову « Приспособленость»

Учащиеся выполняют задание индивидуально. Возвращаются к таблице (З-Х-У) и заполняют последнюю колонку

Взаимооценивание, учащиеся отмечают самый интересный ответ ( стратегия « Большой палец»


2

Домашнее задание (1мин)

Выучить новые термины, определения. Творческое задание: Опишите приспособительные признаки растений и животных вашей местности

Учащиеся записывают д.з. в дневники и тетради.



3

Оценивание (1мин)

Формативное оценивание.

Учащиеся воспринимают анализ их работы и оценку.

Выставление отметок в дневники.






Результаты обучения учеников:

1) ученик А способен четко формулировать определения к понятиям, на основе примеров, обьяснить определения и понятия группам, составить предложения и проанализировать его, взаимодействуя друг с другом. Ученик понимает текст и может его пересказать, владеет хорошими разговорными навыками при объяснении решения биологических задач, используя знакомую лексику, а так же вести диалог по теме.

2) ученик В имеет представление о теме, умеет отвечать на вопросы по теме, участвует в процессе самообучения и взаимообучения в группах и парах, пользуясь учебником, заполняет схему, а так же вести диалог по теме.

3)ученик С умеет назвать понятия по теме пользуясь учебником, отвечает на вопросы низкого характера.






Свежие документы:  Воспитательный час «Моя будущая семья»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: