Конспект урока биологии на тему «Биологическая классификация»


Тема урока: « Биологическая классификация»

Задачи:

— сформировать знания о биологической классификации, ее значении в биологии;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения нового материала ;

— воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы.


Оборудование: таб.« Биологическая классификация»

Ход урока

I.Огрмомент.

II.Проверка знаний учащихся.( по вопросам).

1. Что такое популяция?

2 Почему биологические виды существуют в форме популяций?

3. Какие свойства могут характеризовать популяцию?

III.Изучение нового материала.

1.Систематика.( Актуализационная беседа)

СИСТЕМАТИКА, в биологии — наука о разнообразии всех существующих и вымерших организмов, о взаимоотношениях и родственных связях между их различными группами (таксонами) — популяциями, видами, родами, семействами и т.д.

Основные задачи систематики — определение путем сравнения специфических особенностей каждого вида и каждого таксона более высокого ранга, выяснение общих свойств у тех или иных таксонов.

Стремясь к созданию полной системы (классификации) органического мира, систематика опирается на эволюционный принцип и данные всех биологических дисциплин.

Определяя место организмов в системе органического мира, систематика имеет важное теоретическое и практическое значение, позволяя ориентироваться в огромном разнообразии живых существ. Основы систематики заложены трудами Дж. Рея (1693) и К. Линнея (1735).

Современная система исходит не только из внешнего сходства форм, но и из общности их происхождения (родства). Для того чтобы построить систему той или иной группы, ученые используют совокупность признаков:

1) Изучают историческое развитие группы по ископаемым останкам.

  1. Исследуют сложность анатомического строения совре­менных видов.

  2. Сравнивают их эмбриональное развитие, особенности химического состава и физиологии.

  3. Изучают современное и прошлое распространение на нашей планете.

С середины XVIII в., укоренилось двойное название видов, которым пользуются и сейчас.

Н., Дуб черешчатый

род Дуб красный вид (видовой эпитет)


Подорожник большой Подорожник средний Подорожник малый

2.Систематические категории.(беседа)

Схема на доске

Вид Род Семейство Отряд Классы Типы Царство

Вид Род Семейство Порядок Классы Отдел Царство

РОД — основная надвидовая таксономическая категория (ранг) в биологической систематике. Объединяет близкие по происхождению виды. Напр., разные виды кошек (дикая, камышовая, бенгальская и др.) составляют род кошек; виды сосен (обыкновенная, сибирская и др.) — род сосен. Близкие роды объединяют в семейство.

СЕМЕЙСТВО — таксономическая категория . В семейство (иногда сначала в подсемейство) объединяют близкие роды. Напр., семейство беличьих включает роды: белки, сурки, суслики и др.; семейство сосновых образуют роды: сосна, ель, пихта и др. В одних семействах до 1000 родов, в других — немного или только 1 род. Близкие семейства объединяют в отряд (в систематике животных) или в порядок (в систематике растений), иногда сначала в надсемейство.

ОТРЯД — таксономическая категория в систематике животных. В отряды (иногда сначала в подотряд) объединяют родственные семейства. Напр., семейства волчьи, енотовые, куньи, кошачьи и др. образуют отряд хищных. Близкие отряды составляют класс, иногда сначала надотряд. В систематике растений отряду соответствует порядок.

ПОРЯДОК — в систематике растений и бактерий. В порядок объединяют родственные семейства. Близкие порядки образуют класс. В систематике животных порядку соответствует отряд.

КЛАСС (от лат. classis — разряд, группа), одна из высших таксономических категорий (рангов) в систематике животных и растений. В классы (иногда — сначала в подклассы) объединяют родственные отряды (животных) или порядки (растений). Напр., отряды грызунов, насекомоядных, хищных и т. д. составляют класс млекопитающих. Классы, имеющие общий план строения и общих предков, образуют типы (животных) или отделы (растений).

ТИП — таксономическая категория в систематике животных. В типы (иногда сначала в подтип) объединяют близкие по происхождению классы. Напр., типы хордовых включают классы земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и др. Все представители одного типа имеют единый план строения. Типы отражают основные ветви филогенетического древа животных. Всех животных обычно относят к 16 типам (по мнению разных ученых, типов от 13 до 33). Все типы животных объединяются в царство животных. В систематике растений типу соответствует отдел.

ОТДЕЛ — таксономическая категория в систематике растений. В отделы (иногда сначала в подотдел) объединяют близкие по происхождению классы. Напр., классы двудольных и однодольных образуют отдел цветковых. Всего в систематике растений выделяют от 14 до 20 отделов.

ЦАРСТВО — высшая таксономическая категория . Со времен Аристотеля весь органический мир подразделяли на два царства: растения и животные. В современной системе органического мира чаще принимают 4-5 царств: бактерии (в т. ч. цианобактерии, или сине-зеленые водоросли), грибы, растения и животные; иногда выделяют еще царство архебактерий. В биогеографии царство — высшая категория флористического и фаунистического районирования.

3.Классификация и эволюция (самостоятельное изучение с.143 учебника с последуюшим обсуждением)

4.Значение работ Линнея (рассказ)

Линневские названия растений в «Species plantarum» («Виды растений»,1753) и животных в 10-ом издании «Systema Naturae» (1758) являются законными, а обе даты официально признаны началом современной ботанической и зоологической номенклатуры. Линнеевский принцип обеспечил универсальность и преемственность научных названий растений и животных и обеспечил расцвет систематики. Страсть Линнея к систематике и классификации не ограничивалась растениями — он классифицировал также минералы, почвы, болезни, человеческие расы. Он написал ряд медицинских трудов. В отличие от научных трудов, написанных по-латыни, свои путевые заметки Линней писал на родном языке. Они считаются образцом этого жанра в шведской прозе.

III.Закрепление нового материала

Ответить на вопросы 1-4, стр. 144 учебника, и решить биологическую задачу.

Биологическая задача.

Известный систематик Карл Линней разделил все растения на 24 класса по числу тычинок и характеру пестиков в цветках. Последний 24 класс он назвал «тайнобрачные растения». К нему были отнесены мхи и папоротники. Объясните, почему эта группа растений была названа тайнобрачной? Какие ошибки были допущены Линнеем в классификации?

IV.Домашнее задание § 4.3.

VI.Подведение итогов урока.

3


Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 10 класса на тему «Конфликты и способы их решения»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: