Тема: Иммунитет. Виды иммунитета.
СПИД – болезнь души XXI века.
Цели и задачи:
Углубить знания о том, что такое иммунитет и его виды, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки;
Сформировать знания о способах предупреждения, профилактики ВИЧ и СПИДа;
Уметь распознавать ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями и ВИЧ;
Формировать умение работать с текстом учебника, дополнительной литературой; извлекать из нее нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Основные представления: иммунитет и его виды: естественный, искусственный; прививка, сыворотка, вакцинация, ВИЧ, СПИД.
Средства обучения: портреты И.И Мечникова, Л. Пастера, экранные средства, индивидуальные технологические карты, таблица «Кожа».
Методы и формы учебной деятельности: частично-поисковый, метод проблемного изложения материала.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока
Деятельность учащихся | |
* Здравствуйте, ребята. . Проверьте, пожалуйста, учебные принадлежности: учебник, дневник, ручку. Ваша задача – работать быстро и продуктивно.
| * Проверяют учебные принадлежности, настраиваются на работу
|
Работа с интерактивной доской. Фрагмент фильма «Клетки крови» (диск – Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье). 2) Установка на определение темы урока. Вы сказали, что лейкоциты выполняют защитную функцию. А от чего или от кого защищают организм человека лейкоциты? Правильно. Сегодня на уроке мы с вами и будем изучать защитные свойства организма человека.
| * Выслушивают вопросы, кратко отвечают на них:
|
Запишите тему урока: «Иммунитет. Виды иммунитета» Слайд №1 — Тема урока | *Записывают тему урока «Иммунитет. Виды иммунитета» |
Защитные барьеры организма. Все многоклеточные организмы (в том числе и человек) подвергаются постоянным атакам со стороны микробов, вирусов, паразитов. Первым барьером на пути нападающих оказывается кожа и слизистые оболочки. Они являются не только физической преградой. Выделения потовых и сальных желез кожи губительны для многих микробов. Слезы, слюна, соляная кислота и ряд других веществ, выделяемых слизистыми оболочками, также вредны для организмов. Наряду с этим действует и «экологическая защита»: на коже и слизистых оболочках находятся микроорганизмы, уничтожающие вредных для человека микробов. Вторым барьером на пути болезнетворных организмов становятся элементы внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Если микробы все же проникают в организм, то там они встречаются с его защитными силами —иммунитетом. Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, а также от чужеродных тел и веществ. Результатом этой реакции является возникновение невосприимчивости организма к повторному воздействию этого же возбудителя. Вирусы— самые мелкие (неклеточные) формы жизни. Они обладают сильными паразитическими свойствами и размножаются только внутри определенных клеток. Вирусы вызывают множество заболеваний, таких, как коклюш, корь, свинка, грипп и др.
|
* Слушают. Записывают в технологической карте определения: иммунитет |
Основная роль в формировании механизма иммунитета принадлежит лейкоцитам. Различают 2 типа лейкоцитов: фагоциты и лимфоциты. Фагоциты. Фагоцитоз.
Работа с интерактивной доской. Фрагмент фильма «Клетки крови» (диск – Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье). Две группы лимфоцитов, называемых Б — и Т- клетками, определяют физиологическую сущность иммунитета. Как же действуют эти удивительные клетки? Б — клетки образуют особые вещества – антитела, которые с током крови разносятся по организму. Антитела соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов. Т-клетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусами. Вступив в контакт с ними, Т-клетки выделят особые вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов. Если в организм попадают чужеродные клетки, силы иммунитета стремятся их уничтожить. Таким образом, благодаря иммунитету организм защищает себя от чужеродных живых тел и веществ. К ним относятся: бактерии, вирусы, белки, клетки, ткани. | * Слушают. Заполняют схему: виды лейкоцитов * Записывают определение : фагоцитоз
* Записывают определение: что такое антитела |
Работа с интерактивной схемой. (диск – Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье). а) сообщением «Вакцинация» выступает ….. б) с сообщением «Искусственный иммунитет» выступает … в) с сообщением «Естественный иммунитет» выступает ……
| * Работают по технологической карте. Составляют схему: «Виды иммунитета»
* Записывают определения: вакцина, лечебная сыворотка
|
|
|
А сейчас ребята давайте подведем итог первой части урока и сделаем выводы. | Делают выводы и записывают:1.Иммунитет- это способность организма защищать себя от болезнетворных микробов, вирусов, а также от инородных тел и веществ. 2. Иммунитет может быть естественным и искусственным. 3. Потеря способности вырабатывать иммунитет приводит к тому, что человек может погибнуть от любой инфекции. |
|
|
1. Музыка песни Земфира «СПИД». Сегодня СПИД является неизлечимым страшным заболеванием, разрушающим иммунную систему организма. | * Слушают |
2. Расшифруйте понятия ВИЧ и СПИД | * СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита человека. * ВИЧ – вирус иммунодефицита человека. |
3. Строение ВИЧ – рассказ учителя слайд 3. | * Слушают, вкратце записывают. |
4. Сообщение ученика: история СПИДа и ВИЧ в мире и в России (слайд 4,5). | * Слушают |
5. Сообщение ученика. Статистика распространения ВИЧ инфекции по России и в г. Набережные Челны. | * Слушают и записывают по г. Набережные Челны. |
6. А теперь достройте прогноз к 2013 году? Что нас ждет? | * Работают в технологической карте, делают вывод. Количество больных ВИЧ инфицированных увеличивается по геометрической прогрессии. |
7. Как передаётся ВИЧ инфекция? Слайд 12,13,14,15 | * Отвечают: через — кровь — жидкость в женских гениталиях — материнское молоко — мужскую сперму — при внутривенном введении наркотиков. |
8. ВИЧ не передается? | — при пользовании общественным транспортом — через пищу — воздушно капельным путем — через рукопожатие — проживание под одной крышей и через использование общей посуды, ванны, туалета. |
9. Как надо себя вести при общении с ВИЧ- инфицированными? Слайд 17. | * Соблюдать гигиену. |
10. ВИЧ инфекцией заражаются по разному, а умирают одинаково. Многие богатые люди имея огромные деньги, заразились и умерли. Баскетболист – Меджик Эрвин Джонсон. Бывший солист группы «Qwin»- Фредди Меркьюри. | * Слушают и делают вывод: Нет никаких лекарств и лечений от этой болезни. |
11. Давайте подведем итоги урока. | * Делают выводы: 1. Способность организма защищать себя от вредных бактерий, вирусов и других микроорганизмов называется иммунитетом. 2. Иммунитет может быть естественным и искусственным. 3. Потеря способности вырабатывать иммунитет приводит к тому, что человек может погибнуть от любой инфекции. Примером является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) – тяжелое заболевание, избирательно поражающее иммунную систему организма. 4. СПИД- болезнь души. Наша душа хрупка и нежна перед этой болезнью. 5. Профилактика СПИДа – это голова на плечах. 6. Выбор здорового образа жизни. |
12. Домашнее задание: — по биологии: §17, читать, стр. 55 ответить на вопросы (устно) — разработать памятку «Меры профилактики СПИДа» | * Записывают в дневниках домашнее задание. |