Конспект урока биологии на тему «Изучение внешнего строения рыбы»


Сценарий анимации З 32 – П- 12

«Изучение внешнего строения рыбы».

Экран 1.

Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».

(рис. 1)

Экран 2

(Верхняя строка экрана) Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».

Оборудование: стол, на столе:

Аквариум Меченосец



Гуппи







Экран 3.

(Верхняя строка экрана) Практическая работа «Изучение внешнего строения рыбы».

Демонстрация текста + озвучивание

Цель: выявление приспособлений у рыб для передвижения в водной среде, установить соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде.



Экран 4. (Верхняя строка) «Изучение внешнего строения рыбы».

Демонстрация текста + озвучивание: «Перед проведением практической работы необходимо ознакомиться с инструкцией».

Предложения появляются последовательно над рисунком.

  1. Понаблюдайте за рыбой, плавающей в аквариуме. Из каких отделов состоит ее тело?

  2. Рассмотрите голову рыбы. Какие органы видны на голове? Где расположены у рыбы глаза?

  3. Рассмотрите тело рыбы. Определите, чем оно покрыто. Как расположены чешуи? Почему чешуи имеют такое расположение?

  4. Рассмотрите на теле рыбы боковую линию – цепочку крошечных отверстий.

  5. Рассмотрите плавники. Сколько их? Где они расположены? Определите, какие плавники парные, а какие – непарные.

  6. Понаблюдайте за работой плавников, когда рыба неподвижна, поворачивается, всплывает, погружается, быстро движется вперед.

  7. Какую роль играют плавники в жизни рыб?

  8. В тетради запишите вывод о приспособленности внешнего строения рыбы к жизни в воде.

Экран 5. (Верхняя строка) «Изучение внешнего строения рыбы».

Демонстрация

Озвучивание

  1. Появляется аквариум с рыбами. Приблизить и показать отделы рыбы: голову, туловище, хвост.

(рис. 2)

  1. Приблизить и показать голову рыбы, расположенные органы



(рис. 3)

А — общий план строения: 1 — ноздря; 2 — глаз; 3 — рот; 4 — жаберная крышка; 5 — грудной плавник; 6 — брюшные плавники; 7 — спинной плавник; 8 — анальное отверстие; 9 — анальный плавник; 10 — боковая линия; 11 — хвостовой плавник;



  1. Приблизить и показать строение чешуи рыбы.

(рис. 4)

Текст под рисунком и озвучивание:



Чешуйки налегают одна на другую и укреплены в коже и вместе образуют – чешую.

Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.



  1. Приблизить и показать на теле боковую линию.

(рис. 5)

(рис. 6)

Текст под рисунком и озвучивание:



Боковая линия служит для предупреждения об опасности, при резких колебаниях воды, кроме этого с ее помощью рыба определяет скорость и направление течения, расположение движимых рядом объектов.



  1. Показать внешнее строение рыбы и расположение плавников.



(рис. 7)

  1. Показать работу плавников при повороте, погружении, всплытии и движении вперед.





(рис. 8)

Текст под рисунком:



В теле золотой рыбки выделяют голову, туловище и плавники. Голова заканчивается краем жаберных крышек (3), которые прикрывают жаберные полости и защищают жабры. От заднего края крышек до хвостового плавника (8) — туловище. Органами движения рыб служат хвостовой стебель (9) и плавники (см. рисунок). Плавники разделяются на парные и непарные: парные — грудные (4), лежащие непосредственно позади головы, и брюшные (5), которые вместе выравнивают положение тела в воде, принимают участие в поворотах; непарные — спинной (6) и анальный (7) — играют роль киля, а хвостовой (8) вместе с хвостовым стеблем (9) служит основным органом передвижения, толкая рыбу вперёд, направляя её вправо или влево. Рыбка движется в основном посредством волнообразных движений задней половины корпуса. Очень сложные движения рыбы — результат согласованной работы всех плавников и самого тела. Плавники важны также для первоначального толчка и остановки рыбы.



  1. Появляется тетрадь и ручка. Одна рука открывает тетрадь, другая рука берет ручку и записывает вывод.



Текст вывода под рисунком:

  1. Обтекаемая форма тела.

  2. Тело покрыто чешуей.

  3. У рыб имеются особые органы передвижения — плавники.

  4. Рыба способна ощущать направление течения с помощью органов боковой линии.

  5. Рыбы имеют специальный орган дыхания — жабры.


  1. Понаблюдайте за рыбой, плавающей в аквариуме. Из каких отделов состоит ее тело?







  1. Рассмотрите голову рыбы. Какие органы видны на голове? Где расположены у рыбы глаза?





















  1. Рассмотрите тело рыбы. Определите, чем оно покрыто. Как расположены чешуи? Почему чешуи имеют такое расположение?











































  1. Рассмотрите на теле рыбы боковую линию – цепочку крошечных отверстий.



















































  1. Рассмотрите плавники. Сколько их? Где они расположены? Определите, какие плавники парные, а какие – непарные.









  1. Понаблюдайте за работой плавников, когда рыба неподвижна, поворачивается, всплывает, погружается, быстро движется вперед.











Какую роль играют плавники в жизни рыб?





























  1. В тетради запишите вывод о приспособленности внешнего строения рыбы к жизни в воде.












Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса на тему "Орган зрения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: