Конспект урока биологии на тему «Органы чувств человека»


Тема: «Органы чувств человека»

Цель: познакомить уч-ся с органами чувств человека.

Задачи:

1.Сформировать знания об органах чувств человека.

2.Развивать наблюдательность, умение обобщать и делать выводы;

3. Создание в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи, умения работать в группе;

4. воспитывать интерес к изучаемому предмету

Тип занятия: урок получения новых знаний с применением исследовательской технологии

Оборудование: плакат с изображением человека, кроссворд, тест, вода в стаканах , предметы, презентация, запись звуков

Использование модулей:

  • Обучение критическому мышлению

  • новые подходы в преподавании(диалоговое, саморегуляция) ,

  • ИКТ,

  • оценивание,

  • обучение талантливых и одарённых,

  • обучение с учётом возрастных особенностей.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день и добрый час

Очень рады видеть вас!

Повернулись, улыбнулись,

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели. (под музыку)

2. Постановка учебной задачи.

На доске плакат с изображением человека, но без лица.

— Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного?

  (-У него нет лица, него нет ушей, нет глаз, носа, рта.)

-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?(Так некрасиво)

Учитель выставляет на доску рисунок глаз.( -Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть. Человек мог бы попасть под машину .Мы бы не пришли в школу)

— Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

Дети

Органы чувств.

Учитель

— А точнее «Мы познаем мир с помощью органов чувств»

— В конце урока вы мне ответите на вопрос:

Почему органы чувств называют нашими помощниками?

— Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

Слайд 2

Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны)


Учитель

— Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?

Дети

— Нарисовать ему органы чувств.


3. «Открытие» детьми нового знания.

 — А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.

-Кстати, кто такие исследователи? (Это люди, которые что-то изучают, исследуют)

 -Значит , и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? ( Мы будем исследовать человека)

— Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. (вы , наверное, уже слышали это слово) .Глаза, рот, нос, уши- Это всё части организма- его органы. Давайте приступим к исследованию.

Учитель

— Я предлагаю сегодня работать в группах.

— По ходу работы поможем нашему герою приобрести  органы чувств.

— Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

— Давайте мы эти правила вспомним.

Правила работы в группе

1. Работаем тихо, дружно.

2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3. Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника.

Учебные действия «Открытие новых знаний»

Учитель

-У каждой группы будет свое задание.

— Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить   исследовательской работой.

— А я буду вашим помощником.

— Капитаны подойдите ко мне за заданиями.

(капитаны получают задания)

Задание для 1 группы:

Найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.

Задание для 2 группы:

С закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.

Задание для 3 группы

Определить, какая вода в стаканах.

Задание для 4 группы:

С закрытыми глазами определить, что находится в баночках.

Задание для 5 группы:

В мешке находятся предметы, определить их на ощупь.

Учитель

— Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:

Слайд 3

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли…

Нам нужны…….

Научное название…

(Дети проводят исследование)

Физминутка.

Выступает 1 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.

Научное название – орган зрения.

Учитель

— Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш? (глаза)

— Что еще мы можем делать  при помощи глаз? (Читать, смотреть телевизор)

— При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.

(Рассматривают иллюстрацию с изображением глаза в учебнике с.

Учитель

— Вы хорошо справились с заданием.

— Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния.

(Рисуются глаза человечку)

Выступает 2 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.

Научное название – орган слуха.

Учитель

— Что вам помогло услышать звуки? (уши)

— Вы постарались, выполнили задание верно.

— Что мы еще можем услышать?

Дети

— Разные звуки природы, речь, музыку.

(Рассматривают иллюстрацию с изображением ушей с. учебника)

Учитель

— Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?  (Нарисовать уши)

(Рисуют человечку уши)

Выступает 3 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.

Научное название-орган вкуса.

Учитель

— Что помог определить вкус воды? (язык)

— Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)

— Молодцы. С задание справились верно.

(Рассматривают иллюстрацию с изображением языка в учебнике )

— Поможем нашему герою почувствовать вкус спелой земляники.

(Дети рисуют язык человечку)

Выступает 4 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.

Научное название- ….

Учитель

— Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)

— Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)

— А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.

— А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.

(Рассматривают иллюстрацию с изображением носа на странице учебника)

— Помогите нашему герою.

(Дети рисуют нос)

Выступает 5 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь  предметы по форме…

Научное название — …. орган осязания.

Учитель

— Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)

— Верно, справились с заданием.

(Рассматривают иллюстрацию с изображением рук на странице учебника)

— Поможем нашему герою ощутить мягкость  лесных мхов.

(Дети рисуют человечку руки)


4.Первичное закрепление

1.Тест. Соедини стрелочкой правильные ответы

(каждый ученик получает карточки с тестом)

       глаза                        орган слуха

       уши                          орган зрения
        нос                           орган вкуса

      рот                           орган осязания

    кожа                         орган обоняния

2.КРОССВОРД


1. У зверюшки — на макушке,
А у нас — ниже глаз. (Ухо)

2. Живут два братца рядком,
А друг дружку не видят. (Глаз)

3.Удвух матерей по пять сыновей,
Но зовут всех одинаково. (Пальцы, рука)

4.Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос )

5. Всегда он в работе, как мы говорим,
А отдыхает, когда мы молчим. (Язык)

— Посмотрите, ребята, а какое слово получилось ? (Органы)

— А как называются эти органы? (Органы чувств)

https://festival.1september.ru/articles/604283/presentation/04.jpg





Обобщающая беседа.

Учитель

— Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными  исследователями.

— Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

— Сколько  у человека органов чувств?

— На какой вопрос вы должны мне ответить?

— Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.

— Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?

(Дети рассматривают получившегося человечка, отвечают на вопрос)

Рефлексия.

— А напоследок хочется сказать:

Есть пять помощников на службе у тебя.

Не замечая их, используешь всегда:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

Руки, чтоб ласкать, трудиться,

А носик —  запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Итог урока.

— Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.

Рефлексия урока  «Солнце-тучка»

Если урок понравился ,то поднять  картинку «солнышко». Если на уроке было скучно  и неинтересно, то поднять картинку «тучка»

















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: