Конспект урока биологии на тему «Органы чувств и их значение»


Тема урока: «Органы чувств и их значение».

Цели урока: Ознакомить учащихся с органами чувств, раскрыть их значение, показать роль органов чувств в жизни человека, коррекция тактильно-двигательного восприятия, развитие речи, логического мышления, внимания, наблюдательности, воспитание товарищества, взаимопомощи, доброты, чувства любви к собственному организму, воспитание любви к труду.

Оборудование: опорные слова, таблица, рисунки, предметы для эксперимента.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Эмоциональный настрой на урок.

  2. Активизация познавательной деятельности

Мы узнаем, видим окружающий мир.

Вопрос – Что же относится к окружающему миру?

Мы видим окружающие нас предмет, людей, природу. Например, мы увидели перед собой яму и сразу принимаем решение обойти ее. По дороге домой мы услышали сигнал машины, остановились, чтобы пропустить ее. Что же помогает нам принимать такое решение? Помогает нервная система.

Вопрос – А как человек воспринимает окружающий мир? На этот вопрос мы постараемся сегодня вместе с вами ответить.

  1. Изучение нового материала

а) Задание – эксперимент – Закройте глаза и загородите их от света рукой.

Вопрос – Что вы ощущаете? (Закрыли глаза и все будто бы исчезло. Одна черта).

Задание – Теперь посмотрите на предмет лежащий у вас на столе.

Вопрос – Что вы видите? С помощью какого органа вы определяете предмет.

Вывод: Орган зрения – глаз. Орган зрения помогает различать предметы, ориентироваться в окружающем мире, учиться и заниматься трудовой деятельностью.

Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза. Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту.

б) Эксперимент – Закройте глаза и попробуйте на ощупь определить предмет, который я вам раздам.

Вопрос – С помощью какого органа теперь вы их определили? Как называется этот орган?

Орган осязания – Кожа. Кожа не только защищает наш организм от повреждений и проникновения микробов, но и еще является органом осязания. В коже находятся нервные окончания, особенно их много на ладонях и кончиках пальцев.

Орган осязания позволяет человеку изучать предметы, различать температуру чувствовать боль, давление, прикосновение.

Демонстрация яблоко – С помощью органа осязания мы представляем его массу поверхности.

в) Включается музыка.

Вопрос – Что мы с вами делаем?

Что вы слышите? Какой орган помогает нам это все слышать?

Орган слуха – ухо. Окружающий нас мир наполнен звуками. Шелест травы, пение птиц, речь человека, музыка – все это звуки. Человек их слышит. Орган слуха позволяет человеку различать и определять звуки. С помощью слуха мы воспринимаем речь, общаемся между собой, получаем информацию, учимся.

г) Эксперимент — Выйти кому-то к доске и закрыть глаза поднесем к носу разрезанное яблоко.

Вопрос – Какой запах ты ощутил?

Умение человека различать запахи получила название обоняние, нос – орган обоняния. Обоняние помогает человеку определить не только приятные, но и вредные запахи. Например, запах газа и вовремя предупредить об опасности.

д) Каждая пища имеет свой вкус. По вкусу можно отличать сыр, молоко, хлеб.

Эксперимент – Каждому на стол по кусочку лимона, яблока.

Определите их вкус. Язык – орган вкуса. Вкус пищи человек воспринимает нервными окончаниями, которые находятся на поверхности языка.

Вывод: Таким образом мы узнали пять органов. Как мы их назовем? Органы чувств. Все органы чувств связаны друг с другом (Демонстрация рисунка)

4. Закрепление

Работа в тетради.

5. Профориентационая работа.

Органы чувств можно развивать и тренировать. У людей разных профессии сильнее развиваются те органы, которые у них больше всего учувствуют в выполнении трудовой операции. Врач по шумам в сердце, дыханию ставит диагноз. Сталевар с помощью зрения определяет готовность и качество стали. Мукомол на ощупь может определить до 40 сортов муки. Дегустатор на вкус различает до 100 – 150 сортов чая, кофе.

6. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»

Сделать круговые движения глазами налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз 3 раза.



Итоги урока

Д/з стр. 164-166.





Свежие документы:  Урок на тему: «Гигиена сердечно- сосудистой системы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: