Конспект урока биологии на тему «Тип Хордовые. Надкласс Рыбы»




Урок – зачет

по теме « Тип Хордовые. Надкласс Рыбы»

Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; проверить уровень усвоения материала; продолжить формировать умения объективно оценивать уровень подготовленности по теме; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания. Развивать навыки работы с тестами.


Ход работы

I. Организационный момент.

II. Контроль знаний.

Вариант 1.

I. Выбери один правильный ответ из четырех предложенных:

1. Из перечисленных рыб к пресноводным относится:

А) треска; Б) пикша;

В) форель; Г) скат.

2. Чешуя карася – это образование:

А) эктодермы; Б) энтодермы;

В) мезодермы; Г) мезоглеи.

3. Направление течения и давление воды рыбы определяют:

А) органами зрения и слуха; Б) осязательными клетками;

В) органами боковой линии; Г) всей поверхностью кожи.

4. Количество отделов головного мозга рыб равно:

А) четырем; Б) трем;

В) пяти; Г) шести.

5. Какие отделы мозга образуют центральную нервную систему рыб:

А) головной и спинной; Б) средний и продолговатый;

В) передний и мозжечок; Г) мозжечок и спинной.

6. К условным рефлексам рыб относится:

А) строительство гнезда; Б) реакция на вкус пищи;

В) брачные игры; Г) бегство от приближающегося

известного хищника.

7. Важным систематическим отличием щуки от черноморской акулы-катрана является:

А) хищничество; Б) количество отделов головного мозга;

В) костный скелет; Г) количество зубов.

8. У рыб кровь становится артериальной в:

А) сердце; Б) брюшной аорте;

В) жаберных артериях; Г) спинной аорте.

9. Окончательное окисление органических веществ происходит у рыб в:

А) кишечнике; Б) печени;

В) жабрах; Г) клетках тела.

10. Множество рыб, поселенных в аквариум:

А) не влияют на температуру воды; Б) могут незначительно охлаждать воду;

В) незначительно нагревают воду; Г) значительно изменяют температуру

воды.


II. Выберите правильные утверждения.

А) Рыбы видят близко расположенные предметы.

Б) У акул хорошо развиты органы обоняния.

В) Переход головного мозга в туловищный хорошо заметен.

Г) В органах боковой линии есть нервные окончания.

Д) У некоторых рыб хорда сохраняется всю жизнь.

Е) Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

Ж) Спинной мозг рыб расположен в позвоночном канале.

З) Рыбы не способны к образованию условных рефлексов.


III. Соотнесите признаки костных и хрящевых рыб с их обладателями

Признаки рыб

Представители

1. Скелет хрящевой

2. Жабры прикрыты жаберными крышками

3. Оплодотворение наружное

4. Живородящая рыба

5. Скелет костный

6. Очень плодовита

7. Рождает одного детеныша

8. Жаберных крышек нет


А) Треска

Б) Китовая акула

Свежие документы:  Конспект внеклассного мероприятия по географии «Люблю тебя, родная Тверь!» 6-8 класс


Ответы: I. 1-В; 2-А; 3-В; 4-В; 5-А; 6-Г; 7-В; 8-В; 9-Г; 10-В.

II. А, Б, Г, Д, Ж.

III. А – 1, 3, 5, 6.

Б — 2, 4, 7, 8.


Вариант 2.

I. Выбери один правильный ответ из четырех предложенных:

1. Какой из признаков, имеющийся у рыб, НЕ свидетельствует о более высоком уровне их организации по сравнению с ланцетником:

А) двухкамерное сердце; Б) головной мозг;

В) замкнутая кровеносная система; Г) почки.

2. Продукты обмена веществ у рыб удаляются наружу через:

А) кровь; Б) межклеточную жидкость;

В) почки; Г) мочевой пузырь.

3. К одному классу относятся:

А) окунь и скат; Б) треска и акула;

В) рыба пила и манта; Г) стерлядь и хвостокол

4. Какие отделы мозга образуют центральную нервную систему рыб:

А) головной и спинной; Б) средний и продолговатый;

В) передний и мозжечок; Г) мозжечок и спинной.


5. Латимерия считается близким родственником предков:

А) хрящевых рыб; Б) двоякодышащих рыб;

В) древних амфибий; Г) всех рыб и амфибий.

6. Желчь вырабатывается:

А) поджелудочной железой; Б) желудком;

В) печенью; Г) тонким кишечником.

7. Всасывание питательных веществ происходит в:

А) желудке; Б) тонком кишечнике;

В) задней кишке; Г) глотке.

8. В сердце рыб течет кровь, насыщенная в основном:

А) углекислым газом; Б) кислородом;

В) двумя указанными газами; Г) азотом.

9. Окончательными продуктами распада питательных веществ в обмене веществ костных рыб являются:

А) белки, жиры, углеводы; Б) вода и соли;

В) вода, углекислый газ и вещества, содержащие азот;

Г) углекислый газ и кислород.

10. Дальневосточный лосось во время нереста в реках ничего не ест и погибает от истощения. Это происходит потому, что:

А) нет пищи; Б) есть запасы жира;

В) кишечник сжат созревшей икрой; Г) много конкурентов за пищу.


II. Выберите правильные утверждения.

А) Рыбы раздельнополые животные

Б) Половые железы рыб – непарные семенники и яичники

В) Среди рыб встречаются живородящие виды

Г) Плодовитость рыб связана с высокой смертностью икринок и мальков

Д) Трехиглая колюшка заботится о своем потомстве

Е) Оплодотворение у рыб всегда внутреннее

Ж) Самцы и самки рыб не отличаются друг от друга

З) Акула и скаты – яйцеживородящие рыбы.


III. Выстройте последовательность расположения отделов головного мозга рыб, начиная с продолговатого.

А) Продолговатый мозг

Свежие документы:  Конспект урока на тему "ТАГАНАЙ – мой край родной"

Б) Передний мозг

В) Мозжечок

Г) Промежуточный мозг

Д) Средний мозг.


Ответы: I 1-В; 2-Г; 3-В; 4-Г; 5-А; 6-В; 7-Б; 8-А; 9-В; 10-В.

II. А, В, Г, Д, З.

III. А, В, Д, Г, Б.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: