Конспект урока биологии на тему «Жизнь в морях океанах»


Урок Жизнь в морях океанах.

Цель урока: Цель: способствовать развитию понимания взаимосвязей и приспособленности обитателей море океанов к жизни в разнообразных условиях. Задачи урока:

Образовательные:

  • способствовать формированию представления о разнообразии растений и животных морей и океанов; их распространении: в прибрежной мелководной части, в толще и на дне, в коралловых рифах;

  • создать условия для раскрытия взаимосвязи и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях

.Развивающие:

  • продолжить создавать условия для развития интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, обобщать),

  • развивать культуру речи учащихся, инициативу учащихся и умения работать самостоятельно и в коллективе;

  • продолжить способствовать формированию умений обосновывать свой ответ, сопереживать, эмоционально откликаться на происходящее.

Воспитательные:

  • способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности и материальности мира,

  • совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания, привлечь внимание детей к экологическим проблемам.

Планируемые образовательные результаты: Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме.

Метапредметные

Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные: умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для представления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Предметные: умение объяснять взаимосвязи и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Тип урока: урок – путешествие с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).

Ход урока.

Эвристическая беседа Добрый день!

2 слайд Учитель. Ребята, как называется наша планета? (Земля).

Учитель .А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: «голубая планета»? . Почему? (ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% или 2/3 поверхности занимает вода).

3-4 слайд Учитель Как называются эти водные просторы? (Моря и океаны.)

Учитель Сколько всего океанов вы знаете? ( 4 океана.)

Учитель Сможете их назвать? (Тихий- 5-6 слайд, Индийский- 7 слайд, Атлантический- 8 слайд, Северный Ледовитый-9 слайд.)

10,11,12 слайд Учитель. Посмотрите, какие они красивые в близи

Учитель Чтобы узнать о чем мы с вами будем говорить, т.е какая тема сегодняшнего нашего урока давайте отгадаем загадки

Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный … (ОКЕАН). Летом, все к нему стремятся,
Загорать и искупаться.
На песке и на просторе
Ну конечно это (Море). Самое дорогое у человека – это (жизнь. )

13 слайд Ребята предложите тему урока используя слова Океан жизнь море.

Тема урока « Жизнь в морях и океанах.» 14 слайд

Учитель Поднимите руки те кто любит путешествовать.

Учитель На чем нам лучше путешествовать по морям и океанам? ( на корабле)

Учитель Давайте представим, что мы с вами- путешественники- исследователи.

Ведь не каждому человеку в жизни удается стать участником научной экспедиции Нам с вами повезло. У нас с вами появилась такая возможность. Мы с вами отправимся сегодня в виртуальное научное путешествие по морям и океанам.

 Учитель А раз мы путешественники — исследователи Мы должны выяснить, кто живет в морях и океанах, везде ли там жизнь одинакова и имеют ли водные животные специальные приспособления, чтобы там выживать.

Учитель: Моря и океаны, как огромный дом, заселены от самых верхних слоев до самых нижних. И на каждом так называемом этаже живут разные жильцы и образуют разные природные сообщества.

Давайте вспомним, что такое сообщество?

15 слайд Сообщество – группа организмов, живущих вместе на определенной территории.

«Океан – многоэтажный дом».

Прочитайте текст на странице 122-133 учебника и на его основе дайте названия этажам «дома» океана.

Учитель На доске прикрепляю слово сообществ.

16 слайд Учитель Уч-ся называют сообщества, их названия прикрепляю к доске

Поверхности воды.

Толщи воды.

Донное.

Коралловые рифы.

Глубоководное.

Учитель – Ребята, возникает вопрос, а как люди узнали, кто живет в морях и океанах да еще образует различные природные сообщества? ( Совершали подводные путешествия и изучали моря и океаны).

17 слайд Учитель Ребята, посмотрите – перед вами портрет Ж.И. Кусто.

Кто из вас знает, чему посвятил свою жизнь этот великий и известный всему миру человек?

(слушают сообщение и готовят ответ)

Жак Ив Кусто – французский океанограф и путешественник. Он стал пионером подводного плавания. Совершил множество экспедиций в Атлантический, Индийский океаны, Красное, Черное, Аравийское море и в Персидский залив. В ходе экспедиций были получены ценные сведения об обитателях морских глубин.

Учитель Ребята, давайте мысленно совершим подводное путешествие, опустимся на самое дно океана и посмотрим, какая там жизнь. Ребята, у нас мало времени поэтому я предлагаю разделиться на группы Каждой  группе имеет свой корабль и свое сообщество для изучения По  плану нужно подготовить свое выступление.

Прошу прочитать их название корабля и сообщество для изучения .

18 слайд Могучий- 1. «Сообщество поверхности воды».

Вихрь— 2. «Сообщество толщи воды».

Молния- 3. «Донное сообщество».

Герой- 4 Сообщество кораллового рифа.

Стойкий- 5. Глубоководное сообщество».


Чтобы совершить такое путешествие, необходимо иметь хорошее здоровье, давайте его поправим.

Физминутка.

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять,

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.


Ребята, давайте продолжим мысленно совершать подводное путешествие, опускаясь на самое дно океана.

У вас на столах листы с названием вашего природного сообщества . Пользуясь во время путешествия на уроке , параграфом учебника, заселите свое сообщество теми животными, которые живут в нем, и выясните, какие они имеют приспособления, чтобы выживать в нем. Сделав запись краткой информации о представителях данного сообщества

Заслушивание выступлений ребят.

19 слайд Могучий- 1. «Сообщество поверхности воды».

20 слайд Вихрь— 2. «Сообщество толщи воды».

21 слайд 22слайд Молния- 3. «Донное сообщество».

23 слайд Герой- 4 Сообщество кораллового рифа.

24 слайд Стойкий- 5. Глубоководное сообщество».


25 слайд Вывод.

Модель чего мы получили? (океана).

4 Щелчок – А что мы можем наблюдать в океане? (жизнь и она очень разнообразна)

Щелчок – А везде в океане жизнь одинакова, на что она разделена? (сообщества )

Щелчок – Что имеют организмы, живущие в разных сообществах?( приспособления)





11. Итог урока. Рефлексия.

Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.

Учитель: — если вам что то не непонятно то поднимите 1 руку Если вам всё было понятно, поднимите две руки руку и по хлопайте себе

26 слайд Спасибо. Урок окончен.
















































19 слайд Проблема № 1. «Сообщество поверхности воды».

Прочитать текст. Изучить представителей сообщества и ответить на вопросы:

1. Как удерживается на поверхности воды и не тонет Португальский кораблик?

2. Как добывают пищу его родственники.?

(Имеет большой легкий воздушный пузырь, а сверху есть большой гребень, который служит парусом). Здесь у самой поверхности светло и тепло. (Посмотрите в учебник на стр. 121)

По поверхности океана плывет и родственник Португальского военного кораблика — Парусник. Тело его плоское, как плот, на нем возвышается треугольный парус. Это хищник, который добывает себе пищу с помощью щупалец. А на палубе этого корабля можно увидеть матросов маленьких Крабиков. Захотят они есть спустятся вниз к днищу живого корабля и выхватят из его щупалец пойманных рыбок, рачко


20 слайд Проблема № 2. «Сообщество толщи воды».

Прочитать текст. Изучить представителей сообщества и ответить на вопросы:

1.Какие группы животных живут в толще воды, как они удерживаются в и передвигаться в ней?

2. Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие животные?

Здесь в толще воды живет Планктон и свободно активно-плавающие организмы.

Планктон — множество живых существ (водоросли, рачки, лучевики) свободно парящие в толще воды, а для этого они должны иметь приспособления. Какие? (Выросты, щетинки, чтобы вода активно поддерживала их. )

Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие животные?

Стройные обтекаемые формы (сельди, тунцы, акулы, киты, дельфины).

Плавают с помощью плавников. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник, словно лодочный киль не дает опрокинуться на бок. Боковые плавники рули поворотов, поднятия и погружения.


21 слайд 26 слайд Проблема № 3. «Донное сообщество».

1.Прочитать текст. .Изучить представителей сообщества и ответить на вопросы:

1.Какими животными богато донное сообщество.

2. Как передвигаются по дну, как приспособились к обитанию на дне скаты, камбалы, удильщики ?

Вот на дне шевелится кучка песка, под ним флажок, покачивается. Подплыла к веточке рыбка, коснулась губами, песок в миг разлетелся в стороны, распахнулся огромный рот, как в песок и провалилась в него рыбка. Это Удильщик охотится.

Как приспособились к обитанию на дне скаты, камбалы, удильщики? (Уплощенная форма тела, окраска под цвет дна, умение маскироваться)

Как-то на дно аквариума опустили шахматную доску и пустили туда камбалу, через некоторое время она исчезла. Оказалось, что она раскрасилась в светлые и темные квадратики, под шахматную доску.


22 слайд Проблема № 4 Сообщество кораллового рифа. .

  1. Прочитать текст.

2 .Объяснить значение слов «коралловый риф».

Но еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Это сообщество по богатству форм не уступает тропическому лесу. Они напоминают роскошные сказочные сады, населенные причудливыми обитателями. Коралловые рифы расположены на мелководье здесь много тепла, света, пищи. Коралловый риф гостеприимное место для многих рыб.


23 слайд Проблема № 5. Глубоководное сообщество».

1.Прочитать текст. .Изучить представителей сообщества и ответить на вопросы :

1. Чем питаются данные животные?

2. Как данные животные приманивают добычу, спасаются от врагов ?

Питаются эти жители бездны мёртвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоёв воды, а также хищничают, поедая друг друга. Многие из здешних обитателей светятся: одни таким образом приманивают добычу, а другие защищаются от врагов — выпуская яркое облачко, сбивают с толку хищников






Свежие документы:  Урок музыки в 6 классе по теме: «Удивительный мир музыкальный образов»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: