Конспект урока биологии «Путешествие в страну органов чувств»




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Огонёк»

г. Топки Кемеровская область













Конспект урока биологии

«Путешествие в страну органов чувств»
















Подготовила воспитатель:

Стёпина Маргарита Владимировна







г. Топки 2011

«Путешествие в страну органов чувств».

Программные задачи:

  • Обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов для чего нужны те или иные органы, тренировать способность, приобретать знания путем экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные.

  • Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха», «орган зрения, осязания», расширять кругозор.

  • Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.

  • Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.

Методы и приёмы:

беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игры: «Колокольчик», «Чудесный мешочек», логические рассуждения «хорошо — плохо»

Здоровье сберегающие технологии: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковые игры.

Средства обучения:

Демонстрационный материал ( цветные таблицы каждой станции, цветная таблица с изображением колобка, карточки с изображением органов чувств)

  • Музыкальные записи ,колокольчик

  • Бокалы и тарелочки с продуктами для дыхания и пробы на вкус.

  • Фишки красные, голубые , белые.

  • Мешочек в нём лежат камешки, карандаши, кисточка, мягкая, резиновая и пластмассовая игрушки.

  • Фотография колобка без носа ,газ, ушей и рта.

  • Геометрические фигуры: цилиндр, кубик.

Предварительная работа :

  • Разучивание стихотворения об уходе за органами слуха, зрения.

  • Заучивание правил ухода за глазами, носом, ушами и кожей.

  • Чтение и рассматривание книг «Азбука здоровья», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра». Чтение книг Г. Остер «Вредные советы»

  • Игры — занятия «Угадай, кто тебя позвал», «Определи на вкус», «Пальчики – узнавальчики », «Таинственные бокалы».





















































«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОРГАНОВ ЧУВСТВ»

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!

(Становятся в круг – релаксационное упражнение «Здравствуйте!».)

Здравствуйте, ладошки! — ХЛОП – ХЛОП- ХЛОП!

Здравствуйте, ножки! — ТОП – ТОП –ТОП!

Здравствуйте, щёчки! — ПЛЮХ – ПЛЮХ – ПЛЮХ!

Пухлые щёчки ! — ПЛЮХ – ПЛЮХ – ПЛЮХ!

Здравствуйте, губки! — ЧМОК – ЧМОК – ЧМОК!

Здравствуйте, зубки! — ЩЁЛК – ЩЁЛК –ЩЁЛК!

Здравствуй, мой носик! — БИП – БИП – БИП!

Здравствуйте, дети! Доброе утро!

Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в страну «ОРГАНОВ ЧУВСТВ». Путешествовать мы будем с маленьким сказочным другом.

Отгадайте загадку:

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел. (КОЛОБОК)

Колобок очень хочет ПУТЕШЕСТВОВАТЬ с нами. Давайте возьмём его с собой . Сейчас поздняя осень и на дворе снег .А вот наш друг, колобок не слышит и не видит этой красоты. Почему? (Изображение круга)

У нас путешествие волшебное и я знаю, как ему помочь. Есть волшебная страна чувств. Мы сможем приобрести там органы чувств, для нашего колобка, но вы должны быть внимательными, умными , дружными и тогда всё у вас получится. А для того что бы путешествовать легко и быстро мы превратимся в снежинки (1-2-3). Подул ветер, и снежинки полетели….

МОРЕ АРОМАТОВ

Вот перед нами раскинулось море ароматов.

— Что вы чувствуете? (Запах духов).

— Какой орган вам помог почувствовать запах духов ? (Нос).

-Правильно, помогает нам улавливать запахи наш нос. Нос – это орган обоняния. А вы знаете, как правильно надо дышать?(Носом и ртом).

-Можно дышать и ртом, но это неудобно и вредно для дыхания. Стенки внутри носа покрыты мелкими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем – пылинки вылетают наружу.

И еще пока холодный воздух проходит по носу – он нагревается и попадает в организм. Что бы мы часто не болели надо дышать носом.

Конечно, нос нужен, чтобы чувствовать запахи. Если пахнет булочками – мы можем определить, где мы находимся? А если лекарством?

Морские обитали, приготовили вам задания: определить запах в бокальчике (чеснок, апельсин, лук, огурец).

— Молодцы ребята! Морские обитатели дарят нос для нашего колобка.

-А вы расскажите, как надо ухаживать за органом обоняния — носом?

Гимнастика дыхания. (Делаем с детьми)

Носиком дышу свободно,

Тише – громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он и я, и ты.

(Приклеиваем нос колобку.)

(Полёт снежинок)

-Мы приплыли к острову.

ОСТРОВ ЗОРКИЙ, Закройте глаза. Что вы видите?

— Скажите хорошо или плохо когда человек не видит? Почему плохо?

— Конечно же, лучше видеть, давайте поэкспериментируем, что могут наши глаза?

-Посмотрите, что стоит ближе к нам кубик или цилиндр?

— Что ещё можно сказать про эти фигуры?( Дети говорят про цвет, форма, расстояние, размер).

Жители острова Зоркий вам приготовили вопросы:

Когда отдыхают наши глазки?

А ) когда открытые;

Б) во время сна;

В) во время гимнастики.

Когда надо носить затемнённые очки?

А) во время дождя;

Б) во время ветра;

В) в солнечную погоду.

Можно ли размахивать палкой?

А) можно;

Б) можно, но тупой;

В) нельзя.

— Расскажите Колобку, как нужно беречь глаза? (Дети рассказывают правила).

— Но не все люди хорошо видят. Есть и таки , которые носят очки. У этих людей плохое зрение и им доктор прописал очки. Как называется этот доктор? ( ОКУЛИСТ)

— А ещё, чтобы не болели глаза, мы можем делать гимнастику для глаз.



Гимнастика для глаз. (Делаем с детьми)

1. «Часики»- тик- так

2 .«Пол потолок» — вверх, вниз

3. Вдаль на палец посмотри — палец в дали

4. Близко к носу поднеси — палец вблизи

5. Один, два, три – глаза закрой

6. Один, два, три – глаза открой.

-Вы хорошо работали, и жители острова Зоркий приготовили в подарок для колобка орган зрения – глаза.(Приклеиваем глаза колобку).

(Полёт снежинок).

Мы причалили к Пристани Вкусов

— Дети вас угостили конфетой, чем вы почувствовали, что она сладкая. Для чего человеку язык? (Помогает жевать, перемешивать пищу).

-Язык — орган вкуса и речи. У языка много задач: это и перемешивание пищи во время жевания, и определение вкуса, и, конечно, речь.

-На языке расположены рецепторы, которые помогают определить разные предметы на вкус. Обитатели Пристани Вкусов просят вас определить, что за продукты — загадки они приготовили вам (яблоко, морковь, банан, лимон).

— Вы хорошо прошли испытание и колобку вручили орган вкуса – язык.

(Приклеиваем рот с язычком колобку.)

(Полёт снежинок)

На этом острове стоит красивый город.

ГОРОД СЛУХАЧЕЙ, (Звучит музыка).

-Как вы думаете, какой орган хорошо развит у этих жителей?

Орган слуха – уши.

Закройте глаза. Что вы слышите? «Стук, хлопок, шелест бумаги». Чем мы слышим? (ушами).

-Уши помогают нам слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг нас. Жители города Слухачей приготовили и вам задание.

(Дети сидя слушают 2-3 записи: шум леса, пение птиц, журчание ручейка). Что вы услышали?

Игра «Колокольчик» : Дети встают в круг. Глаза закрыты. Воспитатель за кругом звенит колокольчиком. Ребята определяют , где умолк колокольчик.

Колобку жители города дарят ушки, а вот как надо за ними ухаживать, расскажите.

(Приклеиваем уши колобку.)

(Полёт снежинок)

В городе есть удивительная площадь.

ПЛОЩАДЬ ЧУДЕС,

-Чем покрыто наше тело, наши руки и ноги.(Кожей).

— Кожа на теле человека очень чувствительна она наш защитник. И защищает тело от грязи, микробов и даже от холода. Кожа является тоже органом чувств . Всё тело человека покрыто кожей .Чтобы определить мягкая или жёсткая ткань мы её должны потрогать (или как говорят, пощупать руками и т.д.). Чтобы определить, теплый ли чай, мы трогаем чашку рукой.

Ребята, а как мы заботимся о нашей коже, руках? (Надо часто умываться , подстригать ногти, в холодную погоду тепло одеваться.)

-Жители площади Чудес приготовили вам своё задание-это «Чудесный мешочек».

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

Дети, не заглядывая в мешочек, опускают в него руку и пытаются определить, что в нём лежит. В мешочке лежат камешки, карандаши, кисточка, мягкая, резиновая и пластмассовая игрушки. Дети должны определить материал, из которого сделаны вещи.

Молодцы ребята, делаем вывод, что у нас руки или кожа остаются помощниками.

— Итак, ребята мы убедились, как важны и действительно являются помощниками наши органы чувств.

— Колобок очень доволен, он мне шепчет, что хочет в благодарность подарить вам свою фотографию в первоначальном виде, а какой он сейчас вы дорисуете сами.

— А нам ребята пора возвращаться в детский сад. Понравилось вам путешествие. О чём мы говорили и что нового узнали из этого путешествия? ( Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.)

Проводится рефлексия:

Кому было очень интересно возьмите – фишку красного цвета,

понравилось, но не все – голубого,

не понравилось – белого.















Список использованной литературы


  1. Формирование здорового образа жизни у дошкольников:/авт.- сост.Т.Г.Карепова.- Волгоград: Учитель,2010.- 170с.

  2. Формирование представлений о себе у старших дошкольников / авт.-сост.Сигилива М.Н.-Волгоград : Учитель,2009.

  3. Стрменьова И. Я-человек,ты-человек.-М.: Дет.лит.,1991.

  4. Слисенко Е.И., Гуменюк Н.А. Новые валеологические игровые технологии. //Дошкольная педагогика. — 2005. №4,5.

  5. Азбука Здоровья в картинках под ред. О.Корчагиной, М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.



Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "«Весь мир - театр». Создание сюжета в среде ЛогоМиры «Движение поезда»" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: