Конспект урока биологии в 7 классе по теме ««Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс рыбы.»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Золотухинская средняя общеобразовательная школа

МО «Ахтубинский район»»









Конспект урока

по биологии в 7 классе

«Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс рыбы.»










подготовила

учитель биологии

Однобокова Елена Вячеславовна














Золотуха 2011-2012 уч.год.

Цель урока: Формирование новых знаний об особенностях строения представителей подтипа черепные.


Задачи:

Образовательные: Познакомить учащихся с характерными чертами подтипа черепные, с особенностями строения надкласса Рыбы и с приспособлениями к жизни в водной среде.

Развивающие: формирование интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности, продолжить формирование умений наблюдать за животными, развитие творческого мышления.

Воспитательные: формирование навыков самостоятельной деятельности, воспитание коллектива.


Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: частично-поисковые, проблемное изложение, решение биологических проблем.

Педагогические приёмы: эвристическая беседа, анализ текста, сравнение информации.

Оборудование: Таблицы «Тип Хордовые», «Надкласс Рыбы», живые аквариумные рыбки, иллюстрации с изображением рыб, фрагменты видеофильмов «Рыбы», ЭОР Внешнее строение рыб.


Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

  1. Проверка знаний учащихся об общих признаках животных типа Хордовые. Особенности строения ланцетника как низшего хордового животного, черты его приспособленности к обитанию на песчаном дне моря. (Рассказ учащихся, беседа)

Вопросы:

  • Дать характеристику типа Хордовые.

  • На какие подтипы разделяют тип Хордовые. Назовите представителей этих подтипов.

  • Особенности внутреннего строения ланцетника.

  • В чем заключается усложнение строения хордовых животных в сравнении с беспозвоночными.

  1. Выполнение учащимися задания № 5 стр.5 в рабочей тетради.


  1. Изучение нового материала.

  1. Многообразие и среда обитания рыб.

 Учитель
Сегодня мы продолжаем знакомиться с организмами типа Хордовые и более подробно будем изучать признаки подтипа Черепные. К этому подтипу принадлежит большинство хордовых животных: классы Хрящевые и Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы и Млекопитающие.      

Задача сегодняшнего урока  познакомиться с характерными чертами подтипа черепные, с особенностями строения надкласса Рыбы и с приспособлениями к жизни в водной среде.

Рыбы – самая многочисленная группа позвоночных животных. В неё включены около 30 тысяч современных видов. Рыб подразделяют на два класса:

Рыбы


Хрящевые Костные

(акулы, скаты) (осетры, лососи, сельди, окуни и т.д.)

Основной критерий такого деления – вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб: хрящ или кость.

Рыбы населяют различные водоемы нашей планеты (пресные и морские): океаны, моря, реки, озера, пруды.

Вопрос.

Как вы считаете, какие особенности внешнего строения рыб свидетельствуют об их жизни в воде?

Чтобы разобраться в этих вопросах вам нужно вспомнить:

  1. Какими особенностями обладает водная среда обитания?

(Возможный ответ: большая плотность, чем воздух; отсутствие резких колебаний температур; подвижность; малая прозрачность; небольшое содержание кислорода по сравнению с воздухом).

  1. А теперь подумайте, какой должна быть форма тела в связи с плотностью среды?

  2. Что вы можете сказать об окраске рыб?

  3. Обратите внимание на окраску тела рыб сверху и снизу, одинакова ли она?

Поможет ответить нам на этот вопрос лабораторная работа «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

Учащиеся получают живых рыб (например, верховок или ротанов) в баночках с водой и по инструкции на стр154 выполняют в рабочих тетрадях работу.

Цель работы: изучить внешнее строение рыб и выявить черты приспособленности рыб к среде обитания.

Оборудование: банка с рыбой в воде, лупа.

Ход работы:

  1. Убедитесь в том, что для выполнения работы на рабочем месте есть всё необходимое.

  2. Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в баночке, определите форму её тела, найдите голову, туловище, хвост. Объясните какое значение имеет форма тела.

  3. Рассмотрите окраску тела рыбы. Одинакова ли она на спинной и брюшной сторонах? Отмеченные особенности окраски укажите на рисунке

  4. Зарисуйте внешний вид рыбы в тетради.

  5. Найдите и рассмотрите на теле рыбы плавники: парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, подхвостовой и хвостовой).

  6. Заполните таблицу «Внешнее строение рыбы»

    Признак

    Особенности строения

    Форма тела



    Покров тела



    Отделы тела



    Органы расположенные

    На голове



    На туловище



  7. Понаблюдайте за движением рыбы в баночке. Какие плавники работают во время стояния рыбы на месте и во время плавания.

  8. Постучите слегка по баночке карандашом. Как рыба реагирует на это?

  9. Сделайте вывод. В чем выражается приспособленность внешнего строения рыбы к жизни в воде.

Учитель

У рыб тело снаружи покрыто кожей, в которой находятся мелкие и крупные чешуи, они черепицеобразно налегают друг на друга и плотно прикрывают туловище и хвост. Предположите, зачем такое расположение? ( защита кожи от механических повреждений, свободное движение тела во время плавания).

Чешуя постоянно растет, и на ней образуются годовые кольца, по которым можно определить возраст рыбы. Рассмотрим рис.116 б,в.

Но есть рыбы и голокожие без чешуи. Вспомните и приведите примеры.(Сом и т.д.)

А какая рыба на ощупь? (она скользкая, покрыта слизью). Правильно, в коже расположены слизистые железы.

Как вы думаете, для чего? (уменьшить сопротивление во время движения и защитить от бактерий).

С внешним строением рыбы нам все понятно, но остается вопрос, как они ориентируются в пространстве?

Заполнить таблицу «Органы чувств рыбы»

Орган

Особенности строения

Функции

Зрения




Слуха




Обоняния




Боковой линии




Для этого у них есть органы чувств: зрение, слух, органы обоняния, вкуса, орган боковой линии. Рыбы более близоруки, чем наземные животные. Они видят на 2-3метра. Это связано с плотностью воды и различают цвета. Глаза у них довольно большие, передняя сторона наружной оболочки (роговица) плоская, под ней находится выпуклая линза (хрусталик), дающая уменьшенное изображение предметов на сетчатке.

Органов слуха на поверхности головы не видно: они расположены по бокам головы внутри черепа. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела. Эти колебания вызывают раздражение нервных окончаний внутреннего уха, а возникшие возбуждения передаются по слуховым нервам к головному мозгу. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.

Орган обоняния находится внутри ноздрей, с его помощью рыба ощущает запахи веществ растворённых в воде.

По бокам тела находятся органы боковой линии — каналы, лежащие в коже под чешуёй, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Эти  органы позволяют рыбам чувствовать потоки воды, обтекающие тело, различать в воде предметы благодаря волнам, которые от них исходят.

Например, рыба безошибочно может в темноте определить расстояние до дафнии, которая проплывает мимо и совершить безошибочный бросок. Важна боковая линия и для защиты, вовремя сигнализируя о приближении хищника, а также для миграционных процессов.

А теперь, имея определённые знания об органах чувств у рыб, попробуем вместе проанализировать биологическую проблему и высказать гипотезы, позволяющие решить эту проблему. Класс делится на две группы

Задание для первой группы. Знаменитый океанолог Жак-Ив Кусто назвал одну из своих книг “В мире безмолвия”. Так ли уж он прав? Обоснуйте свой ответ.

Задание для второй группы. Впервые слепые рыбы были обнаружены в пещерах Мексики Сальвадором Коронадо в 1936 году. Тогда же они были посланы в США ученому С.-В.Жордану и получили научное название Anoptichthys jordani, что означает «безглазая рыба Жордана».

Итак нам известно, что в пещерных водоёмах обитают слепые рыбы. Как ориентируются слепые рыбы в таких условиях?

Обсуждение работ. Ответы на вопросы.

  1. Закрепление и обобщение знаний по теме урока.

Возможные варианты 1. ЭОР Внешнее строение рыб ч.1,ч.2.

  1. Тест.

  1. Позвоночные животные произошли:

А от древних кольчатых червей.

Б от древних членистоногих

В от современных ланцетников

Г от древних бесчерепных животных.

  1. Рыбы относятся к типу:

А хордовые

Б членистоногие

В позвоночные

Г бесчерепные

  1. Непарные плавники (выбрать нужное)

А спинной

Б грудной

В брюшной

Г хвостовой

Д подхвостовой

  1. Выберите правильные утверждения

А) У некоторых рыб хорда сохраняется в течении всей жизни

Б) в каналах боковой линии рыб имеются чувствительные клетки

В) органами дыхания рыб являются жабры

Г) Рыбы делятся на два класса.

Д) Снаружи тело всех рыб покрыто чешуёй.

Е) рыбы обитающие в коралловых рифах имеют яркую окраску.

Ж) органы слуха у рыб отсутствуют.

З) все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

И) кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь.

К) глаза у рыб не имеют век.

Л) грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

Обобщить особенности строения рыб в связи с водной средой обитания. Итог урока

Сегодня на уроке мы познакомились с особыми признаками подтипа Черепные, изучили особенности внешнего строения рыб в связи с их обитанием в водной среде.


  1. Домашнее задание – параграф №31, Заполнить таблицу №2, выполнить задание №5 стр.7- стр.8 в рабочей тетради ч.2, Сконструируйте проблемное задание для групповой работы.






Список использованной литературы


  1. Учебник Биология 7 класс В.М. Константинова, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко Издательство «Вентана-Граф». 2009 г.

  2. Тетрадь № 2 Биология Животные С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Под ред. В.М.Константинова Издательство «Вентана-Граф».2010 г.

  3. Методическое пособие Биология Животные 7 класс С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Издательство «Вентана-Граф».2008 г.

  4. Урок в современно школе Биология О.А. Пустохина, Н.А. Селезнева, Е.В. Трахина. Издательство «Учитель» 2009 г.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Видеофрагмент «Боковая линия рыб».

  2. ЭОР на сайте fcior.edu.ru


Свежие документы:  Конспект занятия по теме: «Наш край в XXI веке: проблемы роста и развития»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: