Конспект урока биологии в 7 классе





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Котлованская средняя общеобразовательная школа

Удомельского района Тверской области





Конспект урока по биологии

в 7 классе

«Тип Членистоногие. Класс Паукообразные»



подготовила

учитель биологии

Зайцева Марина Юрьевна

























Котлован 2011г.




Тема урока: Класс Паукообразные.


Цель урока:

Познакомить обучающихся с характерными признаками паукообразных, их многообразием.


Задачи урока:

1.Показать особенности паукообразных, связанных с жизнью на суше, раскрыть значение паукообразных в природе и их роль в жизни человека;


2.Продолжить формирование умений работать с учебником и наглядным материалом;


3.Воспитывать бережное отношение к представителям данного класса и к окружающей нас природе.


Оборудование: Компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска карты с заданиями по теме, дополнительный материал для групп, учебник Биология. Животные. 7 класс, авт. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Москва изд. «Вентана-Граф» 2008г.


План урока:

1.Организация урока.

Проверка дом. задания

2.Активизация знаний – легенда об Арахне и Афине

Сообщение темы и цели урока.

3.Внешнее строение тела пауков

-Паутина, её роль в жизни пауков

-Распространённые отряды Паукообразных

Первая помощь и профилактика клещевого энцефалита

6.Общая характеристика класса Паукообразных

7.Графический диктант

8.Кроссворд.

9.Домашнее задание






Ход урока.


I. Организационный момент.


II.Проверка дом.задания.

Вопросы:

1)Из каких частей состоит тело речного рака?

Головогрудь и брюшко.

2)Сколько пар ходильных ног?

10 пар- поэтому их еще называют десятиногими.

3)Любое членистоногое животное линяет. Речной рак, например, на первом году жизни линяет 6-10 раз, на втором – 5 раз, на третьем – 3-4 раза. Взрослый рак самец линяет обычно 2 раза в год, а самка – 3-4 раза. С чем связано большое количество линек у молодых раков?

Твёрдый хитиновый покров не позволяет ракам расти, а во время линьки животные растут и увеличиваются в размерах.

4)При ловле раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня

значительно меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

Повреждённая конечность способна к регенерации. Конечность отламывается на втором членике. Раки способны к самокалечению – аутотомии.

5)Как устроены глаза рака?

Зрение фасеточное, т.к. глаза состоят из большого количества фасеток или глазков.

6)Какого типа нервная система у рака?

Узелкового – окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.


III.Активизация познавательной деятельности.


-Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.


В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада,…

Я предрекаю, и реченное скоро свершится,

Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,

И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,

Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,

Только одна в этом мире есть мастерица, и это- Арахна!


Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.


Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

Будут страшиться тебя, и рвать паутину.

А мастерство твоё, коим ты столько гордилась,

Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою,

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.


Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. А наука о пауках – арахнология.

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Оксид серы (VI). Серная кислота" 9 класс


И так, сегодня на уроке речь пойдет о пауках и о животных, сходных с ними по определенным признакам.


IV. Изучение нового материала.


1. Рассказ учителя с элементами беседы.


Паукообразные появились на Земле около 400 млн. лет назад, они были одними из первых животных освоивших сушу. Класс паукообразные объединяет более 36 тысяч видов довольно разнообразных по внешнему облику животных, обитающих на суше, реже – в воде. Немало среди них и паразитических форм. Внешность у пауков может быть разной, но есть признаки общие для всех.



2.-Рассмотрите внешнее строение паука-крестовика. Почему он получил такое название?


-Назовите отделы тела? (головогрудь и брюшко)


-Какие органы располагаются на головогруди? (4 пары ходильных ног, простые глаза)


— Но кроме этого имеются ещё ротовые конечности. Первая пара конечностей – верхние челюсти, или хелицеры (отсюда и название подтипа Хелицеровые). Они служат для нападения, прокусывания добычи. Вторая пара конечностей – ногощупальца, или педипальпы, играют вспомогательную роль при захватывании и удержании жертвы.


— Назовите органы, имеющиеся на брюшке (на нижней стороне брюшка находятся паутинные бородавки, через которые паук выделят паутину)


— Если у пауков усики? (нет) Это ещё один признак отличающий их от ракообразных.


— Пауки – животные таинственные, хранящие множество тайн. Установлено, что они слышат, но орган слуха у них до сих пор не найден.


3.Заполните пропуски в тексте (на доске)


Почти все виды паукообразных обитают на ___суше ____. У них ___4__ пары ходильных ног. По способу питания паукообразные ____хищники _____. Для ловли добычи они имеют __________ железы и ____паутинные______ бородавки. Пищеварение паукообразных осуществляется вне ___желудка _________, дыхание – с помощью __трахей_____ и _____легких ___ .


4.Выпишите сведения, имеющие отношение к паукообразным:


1.Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.


2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.


3.Брюшко членистое.


4. Брюшко нечленистое.


5. Животные имеют 4 пары ног.


6. На голове есть усики.


7. Усиков нет.


8. Усиков 2 пары – длинные и короткие.


9. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их.


10. У большинства животных по два сложных фасетчатых глаза.


11. Органы дыхания – жабры.


12. Дыхание трахейно – лёгочное.


13. Кровеносная система незамкнутая.


14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.


15. У животных есть мускульный « сосательный» желудок.


16. Органы выделения – мальпигиевы сосуды.


17. Раздельнополые животные.


Ответы: 1,2,4,5,7,12,13, 14, 15, 16,17.





V.Работа в группах.


— Таковы характерные признаки представителей класса Паукообразных. Но наряду с общими для всех признаками. Животные – арахниды отличаются друг от друга по ряду признаков, которые лежат в основе деления их на группы. Класс паукообразных объединяет более 10 отрядов, из которых мы рассмотрим 4 широко распространённых.


— Следующее задание будем выполнять по группам. Каждая группа получает вопросник, дополнительный текст и материал на рабочем столе компьютера, чистый лист бумаги. Вы так же можете использовать материал в учебнике на страницах 122 – 124.


— После выполнения задания вы должны назвать общие, отличительные для каждой группы, признаки.


1 группа «Отряд Пауки»


1.Где встречаются пауки?


2. Что представляет собой паутина? Все ли пауки строят ловчую сеть.

Свежие документы:  Урок в 5-м классе по теме: "Треугольник"


3. Кому не страшен яд каракурта?


После выступления группы учитель дополняет: но это ещё не всё. Живёт в наших водоёмах паук – серебрянка. Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: «Как дышит паук – серебрянка?»


2 группа «Отряд Скорпионы»


1.Где встречаются скорпионы?


2.Каковы особенности строения тела скорпионов?


3.На конце брюшка имеется вздутие с острым крючком. Для чего скорпионы используют его?


3 группа «Отряд Клещи»


1.Каковы особенности тела клещей?


2. Где встречаются клещи и почему к ним проявляют интерес и агрономы, врачи и ветеринары?


3. Вирус, какого заболевания передаётся при укусе таёжного клеща?


— Каковы меры защиты от таёжного клеща при походе в лес?


При укусе в организм клещ вводит слюну (в которой содержится возбудитель инфекции), но не сразу, а через несколько часов, поэтому и заражение происходит не сразу при укусе, а через 2-3 часа. Пьют кровь долго: личинка — 2-3 дня, нимфа — 3-4 дня, взрослая особь до 2 недель.

Первая помощь и профилактика клещевого энцефалита.

Перед выходом в лес наденьте головной убор, застегните рукава, заправьте рубашку в брюки, штанины брюк заправьте в носки.

Осмотры всей поверхности тела каждые 20 минут.

Клещи после присасывания к коже не сразу начинают питаться кровью, поэтому при быстром их обнаружении и удалении уменьшается риск быть зараженным возбудителями инфекций, которые находятся в клеще.

После укуса появляется местное воспаление, нередко с нагноением и зудом.

При укусе клеша необходимо в течение 14 дней (утром и вечером) измерять температуру и в случае ее повышения обратиться к врачу.




4 группа «Отряд Сенокосцы».


1.Где встречаются сенокосцы, какова их форма тела?


2. Почему сенокосцев называют «косиножками»?


3. Плетут ли паутину сенокосцы?


VI . Закрепление изученного материала.


1 задание: Решите кроссворд, правильно ответив на вопросы.


1)Паук, обитающий в воде ( серебрянка)


2) Отдел тела паукообразных.(брюшко)


3) Очень ядовитый южный паук, которого называют «чёрная смерть (каракурт)


4) Паукообразное с длинными и тонкими ногами (сенокосец)


5)Южное паукообразное с клешнями, длинным «хвостом» (вытянутое брюшко и ядовитой иглой на его конце) (скорпион)


6)Самый крупный из наших южных пауков (тарантул)


7)Тоньше этой пряжи не найдешь в продаже. (паутина)


8)Небольшие паукообразные- паразиты растений, животных и человека.

(клещи)


9)Один из самых известных пауков, плетущих ловчие сети (крестовик)


2 задание. Графический диктант – «Волна».

-Если учащиеся согласны с утверждением, они рисуют «волну» над горизонтальной линией, если не согласны – то под ней.

1.Тело покрыто хитиновым покровом.

2.Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

3.Брюшко членистое.

4.Имеют 4 пары ног.

5.На голове есть усики.

6.Дыхание трахейно-лёгочное.

7.Кровеносная система замкнутая.

8.Органы выделения – почки.

9.Органы выделения – мальпигиевы сосуды.

10.Переваривание пищи происходит внутри организма животного.

11.Пауки – хищники.

12.Гермафродиты


Чтобы проверить диктант, учащиеся меняются работами с соседом по парте, проверяют их и выставляют оценки. Потом работы сдаются учителю для окончательной проверки.

Ответы для учителя:


v. Задание на дом.


Обязательный уровень:


изучить § 25, выписать новые термины, дать им объяснения


Повышенный уровень:


составить 3 -5 вопросов по содержанию темы


Творческий уровень:


составить кроссворд из 10 слов по теме «Многообразие насекомых»


Класс Паукообразные включает свыше 36 тысяч видов животных, обитающих в районах с влажным климатом. В засушливых районах они живут в основном в почве или подстилке, где высокая влажность воздуха. Паукообразные – первые наземные членистоногие, покорившие сушу. Наиболее типичные представители паукообразных – скорпионы, пауки и клещи. Тело большинства паукообразных состоит из двух отделов: головогруди и брюшка. Усиков – органов обоняния у них нет. На голове имеются две пары ротовых конечностей: первая пара – хелицеры, или роточелюсти, имеют вид коротких клешней, состоят из трёх члеников, служат для размельчения и раздавливания пищи, вторая пара – педипальпы, или ногощупальцы, состоят из нескольких члеников, служат для захвата и удерживания добычи. На головогруди имеется четыре пары грудных ног, состоящие из 6-7 члеников, заканчивающихся коготками. Брюшко лишено типичных конечностей.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 5 класса "ДРЕВНИЙ МИР. ПРИРОДА И УСПЕХИ В ЕЁ ПОЗНАНИИ В СТРАНАХ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ"


В нервной системе характерно более высокое развитие надглоточного нервного узла, связанного с органами чувств. Нервные узлы в брюшной нервной цепочке более крупнее, чем у ракообразных.


Из органов чувств у паукообразных развиты зрение и осязание. На педипальпах находится множество чувствительных волосков, выполняющих осязательную функцию. На спинной поверхности головогруди расположены просто устроенные органы зрения – глаза (их бывает несколько – 12, 8, 6, реже 2).


Кровеносная система паукообразных также как и у ракообразных не замкнута: кровь движется как по сосудам, так и по участкам полости тела. Имеется мешковидное сердце.


Дыхание паукообразных атмосферным воздухом привело к появлению у одних видов легочных мешков, у других – трахей, у третьих – лёгких и трахей одновременно. Лёгкие и трахеи паукообразных произошли независимо друг от друга. Легочные мешки по своему строению и положению на теле, оказываются видоизменёнными жабрами, связанными с исчезнувшими у паукообразных брюшными конечностями. Трахеи возникли как органы воздушного дыхания значительно позже. У мелких паукообразных (некоторые виды клещей) дыхание осуществляется через тонкие покровы тела.


Пищеварительная система начинается с ротового отверстия, Далеt следует пищевод, глотка, куда открываются протоки слюнных желез. Секрет слюнных желез обладает способностью интенсивно расщеплять белки. Он вводится в тело убитой добычи и переваривает его содержимое. Следовательно, у пауков пищеварение внеполостное. Жидкая кашица попадает в желудок. Из желудка пища попадает в кишку. Непереваренные остатки пищи удаляются через анальное отверстие.


Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами, трубчатыми канальцами, являющимися слепыми выростами кишечника. По мальпигиевым сосудам излишки жидкости поступают в просвет кишки и выводятся наружу.


Паукообразные раздельнополы. Половые железы лежат в брюшке, у низших форм паукообразных они парны, у высших – происходит частичное слияние правой и левой половых желез. Необходимость размножения на суше привела к появлению внутреннего оплодотворения, крупных, богатых желтком и защищённых коконом яиц. Эмбриональное развитие происходит в коконе, а постэмбриональное – прямое – без образования личинки.


Класс Паукообразные включает в себя несколько отрядов, среди которых наиболее известны Скорпионы, Пауки и Клещи.








Список использованной литературы:



1.Пепеляева О.А., Сунцова И.В. «Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А.; Константинова В.М. И др.» — М.: ВАКО, 2004.

2. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / автор-составитель М.М. Боднарук, Н. В. Ковылина – Волгоград: Учитель, 2005.

3. Энциклопедия для детей: Т. 2. Биология. – М. Аванта+, 1997.

4. Занимательные материалы по биологии. 7 класс. / Составитель Зарудняя Т.В. — Волгоград: ИТД «Корифей».

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Насекомые, https://www.floranimal.ru/classes/2703.html, https://www.floranimal.ru/classes/2703.html, https://nasecomie.ru/, https://www.all-insect.ru/.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: