Конспект урока биологии в 8 классе по теме «Выделение»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

рабочего поселка (поселка городского типа) Уруша









Конспект урока по биологии в 8 классе

«Выделение»







подготовила

учитель биологии

Павлик Елена Сергеевна









п.г.т. Уруша

2014 год

Цель: изучить строение и работу мочевыделительной системы.

Задачи: 1. раскрыть значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, пути их выведения из организма человека;

2. сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы. Раскрыть механизм образования первичной и вторичной мочи.

3. Развивать общеучебные умения и навыки, умение работать в группах.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Объявление темы и целей урока

Уже на протяжении нескольких уроках мы с вами говорим о процессе обмена веществ как одного из главных признаков живого. Он состоит из трех этапов:

1 этап-поступление веществ в организм

2 этап – внутриклеточный обмен

В результате этого этапа из белков, жиров, углеводов образуются вредные вещества.

3 этап является самым важным в процессе обмена веществ. Для того чтобы узнать как называется этот этап, а заодно и тему нашего урока вы сейчас разгадаете кроссворд. Ключевое слово и будет является 3 этапом обмена веществ и темой нашего урока.

— Какое слово у вас получилось? (выделение)

Запишите тему в тетрадь.

Сегодня на уроке мы изучим:

  • строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке.

  • Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.

Проблемный вопрос: какое отношение имеют к теме нашего урока: лохань, почки, пирамида.

— Можете ли вы дать определение процессу выделения?

Процесс выделения-это своего рода непрерывная уборка и чистка клеток, тканей и органов, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. Благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека.

В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы.

Проанализируйте таблицу.

Название органа

Вода

Углекислый газ

Твердые вещества

Кожа

700 – 900 г

4 – 6 л

7 – 9 г

Почки

1500 г

30 – 50 см3

60 – 65 г

Легкие

500 г

450 – 500 л

Нет

— Можно ли говорить, что кожа, легкие и почки выполняют в организме выделительную функцию? (Да, они выводят продукты обмена веществ из организма)

— Какие вещества выделяются через легкие? (Углекислый газ и вода)

— Какова роль кожи в выделении веществ? (Избыток солей выводится с потом через кожу)

— Как вы считаете, какой орган наиболее активно выводит из организма воду и твердые вещества? (Почки, поэтому их называют биологическим фильтром. Основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы).

Далее организуется работа в группах.

1 группа Органы мочевыделительной системы

Используя текс и рисунки учебника, определите, что обозначено на рисунках цифрами.

Какие функции выполняют почки, мочеточники, мочевой пузырь.

2 группа Макроскопическое строение почек

Используя текст и рисунки учебника, определите, что обозначено на рисунках цифрами.

Рассказать где расположены почки, сколько их, какую форму имеют. Охарактеризуйте внутреннее строение почки и особенности кровоснабжения почек.

3 группа Микроскопическое строение почек

Используя текс и рисунки учебника, определите, что обозначено на рисунках цифрами.

Подготовьте рассказ о строении и работе нефрона.

4 группа Образование мочи

Какие этапы выделяют в процессе мочеобразования. Где они происходят? Каково их значение? Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа?

1500 л 150 л 1,5 л

Давайте вернёмся к задачам урока. Все ли мы изучили? Какое отношение к теме нашего урока имеют изображенные предметы?

4. Закрепление

Задание 1. Вставьте в текст необходимые по смыслу слова.

ТЕКСТ:

У человека ___почки. Расположены они на уровне_________, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

_____________- трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к____________________________.

______________— непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький — зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

5. Итог

6. Д/з п. 42, выполнить задание 5 в рабочих листах.

















Список используемой литературы

1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология «Человек» 8 класс. Дрофа 2012 год.

2. О.А. Пепеляева. Поурочные разработки по биологии. Москва «Вако» 2007


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. https://900igr.net/kartinki/biologija



6


Свежие документы:  Рабочая программа по биологии 6 класса (ФГОС, Сонин)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: