Конспект урока для 3 класса «Надежная защита организма»


Улусная научно – практическая конференция «Урок как педагогический феномен»,

посвященная 75 – летию методической службы улуса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чакырская средняя общеобразовательная школа»








Серия уроков по технологии развития критического мышления


Открытый урок по окружающему миру

на тему «Надежная защита организма»

в 3 классе









Составила: Шадрина Нюргуяна Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Чакырская СОШ»









Амга — 2015


Пояснительная записка

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тема Надежная защита организма

Цели урока:

Дидактическая цель: Познакомить с понятием кожа, как орган защиты от повреждений и внешних воздействий, со свойствами кожи, с правилами гигиены кожных покровов.

Образовательная: Научить оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, ранках и ушибах, т.е. использовать на практике полученные знания.

Развивающая: Развитие мышления, внимания, сообразительности, памяти у обучающихся на разных этапах обучения при помощи приемов технологии критического мышления.

Воспитаельная: Воспитать осознанную необходимость ухода за кожей

Задачи:

— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

— характеризовать средства гигиены и уход за кожей,

-формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи

— работать в паре, группе

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Тип урока: урок изучения нового материала

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • познакомится с понятием кожа, как орган защиты от повреждений и внешних воздействий,

  • познакомится со свойствами кожи,

  • познакомится с правилами гигиены кожных покровов,

  • научится оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, ранках и ушибах.

Метапредметные результаты:

  • коммуникативные УУД: умеет договариваться с партнером в паре, находить общий язык, слушать напарника, доверять напарнику.

  • регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

  • познавательные УУД: умеет характеризовать средства гигиены и ухода за кожей, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья; умеет сравнивать, анализировать, опираясь на свои полученные знания и жизненный опыт.

Личностные результаты:

  • слушает других и принимает иную точку зрения.

  • проявляет интерес в практической работе, получает удовольствие от работы в паре, группе (практическая работа);

оказывает одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения

Оборудование:

ТСО: ПК или ноутбук, проектор, интерактивная доска IQ board, электронный микроскоп, документ-камера

Наглядный материал: презентация к уроку «Надежная защита организма», картинки черепахи, попугая, щенка

Раздаточный материал: таблица игры «А знаете ли вы, что…?», СООС (средства оперативной обратной связи): цветовые сигнальные карточки (красные, зеленые), лист самооценки в форме таблицы „ЗХУ“.

Для практической работы : стекло, лупа.

Для эксперимента: яблоко, хлеб, лук, полотенце, мыло, книга

Для мини-инсценировок: варешки, платок, бинт, зеленка, йод, ватные палочки, пластырь, крем

Формы, приемы, методы: Работа в парах, индивидуальная и групповая практическая работа. Фронтальный опрос. Частично-поисковый метод (поиск информации в энциклопедии). Игра „А знаете ли вы, что…?“, таблица „Знаю-Хочу узнать-Узнал“, прием „Чтение с остановками. Вопросы Блума“, прием „Верные или неверные утверждения“ („Лови ошибку“), рефлексия в форме „Кластер“,


По учебному плану на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Тема «Надежная защита организма » изучается 1 час, входит в раздел «Мы и наше здоровье», на изучение данного раздела отводится 8 часов.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли ученики с помощью учителя при использовании приемов «Лови ошибку», игры «А знаете ли вы, что…?», таблицы «ЗХУ».

Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода. С целью реализации на уроке системно – деятельностного подхода на данном уроке я использовала технология критического мышления.

Урок по данной технологии строится по следующему принципу:

  1. Стадия ВЫЗОВА.

  2. Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ

  3. Стадия РЕФЛЕКСИИ

Технология критического мышления на этом уроке реализуется при использовании следующих приемов:

  • Игра „А знаете ли вы, что…?“

  • таблица „Знаю-Хочу узнать-Узнал“

  • прием „Чтение с остановками. Вопросы Блума“

  • прием „Верные или неверные утверждения“ („Лови ошибку“),

  • рефлексия в форме „Кластер“



Описание урока

Этапы урока:


Организационный момент

Организует проговаривание правил поведения на уроке, правил работы по группам.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

— Вспомним наши правила и соберемся с силами перед дальней дорогой в страну знаний.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

I. ВЫЗОВ – мотивация учебной деятельности

Мотивировать учащихся к учебной деятельности путем приема «Лови ошибку»

С помощью приема «Лови ошибку» (или „Верные или неверные утверждения“) учитель проводит фронтальный опрос. Это игра на внимание, она развивает мышление.

Учитель называет утверждения

Учащиеся из перечисленных утверждений выбирают верное или неверное

Если утверждение верное, то учащиеся поднимают зеленую карточку, а если утверждение неверное – красную карточку.

Актуализировать знания и опыт учащихся о коже человека

Учитель объясняет задание классу, организует эксперимент по 2-м группам. Завязывает глаза подопытным и разлаживает предметы на стол.

Дети делятся на 2 группы, выбирают подопытного из групп, остальные наблюдают за экспериментом.

1 группе – яблоко, хлеб, лук

2 группе – полотенце, мыло, книга

Сейчас вы будете работать в группе. Это будут мини-эксперименты, т.е. маленькие опыты, проверка домашнего задания.

— В каждой группе вы выбираете одного подопытного, который будет выполнять задания. Остальные участники это экспериментаторы-наблюдатели. Нам необходимо подопытному завязать глаза, чтобы он ничего не видел. Перед ним мы положим предметы, которые он должен узнать.

Каждой группе дается отдельное задание.

Подопытный в 1 группе должен с помощью обоняния, т.е. по запаху узнать какие это предметы.

А подопытный второй группы должен узнать предмет и описать его с помощью осязания, т.е. потрогав предмет руками.

организовать формулирование темы урока учащимися;

-организовать постановку цели урока учащимися

Через игру «А знаете ли вы…?» учитель приводит детей к самоопределению деятельности.

При помощи вопросов подводит детей к теме урока и старается помочь в постановке цели урока.

Дает всем лист с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Знаю

Хочу знать

Узнал





Ребята ставят знаки «+» или «-», если знают ответ или не знают ответ на вопрос соответственно.

Учащиеся отвечают на вопросы, предлагают свои суждения, но подтвердить их фактами или обосновать аргументами пока не могут. Дети приходят к выводу, что нужны «новые» знания.

С помощью учителя формулируют тему, ставят цель урока.

Дети заполняют таблицу 1-ю и 2-ю строку: «Знаю – Хочу узнать».

Дети обсуждают между собой, что они уже знают по этой теме, далее каждый формирует свой вопрос, что бы он хотел узнать на этом уроке.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Кожа – орган осязания

1.Свойства кожи.

2.Уход за кожей

3.Первая помощь при повреждениях кожи



Вопросы к игре:

1) …какое назначение имеет кожа?

2) … что выделяет кожа?

3) …что такое поры?

4) …какие средства есть по уходу за кожей?

5) … какую первую помощь надо сделать при повреждениях кожи?

6) … какое средство помогает при ранках?


— Что мы видим из таблицы?

— Плюсы это та информация, которую мы уже знаем.

— Минусы это то, что мы не знаем и хотим узнать сегодня на уроке.

— Сейчас мы заполним таблицу «З-Х-У». Сначала то, что мы знаем. А потом на втором столбике то, что мы хотим узнать на уроке. По ходу урока или в конце урока, но если не успеем, то дома вы напишите то, что нового вы узнали на уроке.

II. ОСМЫСЛЕНИЕ

— организовать познавательную деятельность в форме беседы

Учитель создает проблемную ситуацию. Тем самым вовлекает детей в беседу, к формулированию и обсуждению новой темы

Дети вступают в беседу, пытаются формулировать тему урока.


Дети дальше заполняют таблицу

Знаю

Хочу знать

Узнал

Кожа – орган осязания

1.Свойства кожи.

2.Уход за кожей

3.Первая помощь при повреждениях кожи

Кожа защищает органы от


— Наш недоверчивый Попугай, узнав о теме урока, очень удивился:“Разве кожа человека может быть надежной защитой организма? Посмотрите на мои плотные перья, на густую шерсть Рыжика, на твердый панцирь Черепахи. Вот надежная защита! А у человека ничего такого нет. Как кожа может его защитить?“

— Что вы об этом думаете? Выскажите свои предложения (устно), а в конце урока сделаете вывод о том, правильными ли они были.

Организовать практическую работу «Исследуем нашу кожу»

Учитель организует практическую работу по парам (или по группам). Раздает стекла и лупы для работы.

Стремится, чтобы каждый участник практической работы был занят.

После практической работы учитель может дать использовать дополнительную литературу (энциклопедии), изобразив найденный учащимися материал на документ камере

Практическая работа в рабочей тетради (стр.75, задание №2)

Дети начинают работу по группам. Наблюдают, экспериментируют, анализируют, делают выводы и заносят ответы в таблицу из рабочей тетарди.

В конце практической работы готовят сообщение о результатах работы, выслушивают других групп и оценивают.

Практическая работа в рабочей тетради (стр.75, задание №2)

Познакомить с правилами гигиены кожных покровов

Учитель беседует на тему гигиена кожных покровов.

Учитель использует текст из учебника, используя прием „Чтение с остановками. Вопросы Блума“

Учащиеся думают, размышляют, выдвигают свои версии, ответы.

Выслушав выступление учителя, ученики делают выводы.

Прежде чем ответят дети, учитель зовет их занятся физминуткой

Физминутка

Организовать отдых детей

Учитель организует отдых учащихся.

Дети под стихи делают физические упражнения, повторяя за учителем

II. Осмысление (продолжение)

Познакомить с правилами гигиены кожных покровов

Дети дают свои ответы.

Дети перчисляют средства ухода за кожей из прочитанного тихотворения

(мыло, полотенце), а потом добавляют свои ответы:

Вот мы только что перечислили средства гигиены кожи в стихотворении «Гимн воде!». Давайте еще раз вспомним, что мы говорили.

— А какие еще средства ухода за кожей вы знаете?

— Рассмотрите картинки на доске (или предметы на столе). А какими средствами ухода за кожей пользуешься ты?

— А для чего тогда нужен бинт?

Научить оказывать первую помощь при повреждении кожи

Создает проблемные ситауции каждой группе по отдельности.

Организует мини-инсценировки по оказанию первой помощи при повреждениях кожи.

Каждая группа получает задание у чителя. Используя советы в учебнике, готовит инсценировку по оказанию первой помощи при повреждениях кожи.

Каждая группа по готовности инсцинирует ситуацию и оказывает первую помощь.

На столе предметы оказания первой помощи при повреждениях кожи:

1 группа – ранка (бинт, зеленка, йод, ватные палочки)

2 группа – ушиб (мокрая тряпка, грелка с холодной водой)

3 группа – ожог (холодная вода)

4 группа – обмораживание (варежки, платок)

-Сейчас мы научимся оказывать первую помощь себе и товарищу при повреждениях кожи. Вы по группам должны инсцинировать ситуацию и постараться, используя учебник, помочь человеку при том или ином случае повреждения кожи.

— Каждой группе я дам разные задания. Даю на подготовку 2 минуты. Вы можете воспользоваться предметами, которые лежат на этом столе, чтобы оказать первую помощь при маленьких поврееждениях кожи.

— Кто-то из вас должен быть пострадавшим, а кто-то должен сыграть роль человека, который оказывает первую помощь.


В конце учитель дает общие указания и раздает памятки первой помощи при повреждениях кожи в форме закладки.

III. РЕФЛЕКСИЯ

организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности

Учитель пишет на середине доски слово: «Кожа». Из этого слова выходят стрелки с уже известными понятиями. Этот прием помогает детям подвести итоги и сделать выводы.

Учащиеся оценивают свою работу с помощью приема «Кластер».

Затем дети делают выводы о своей работе в 3 столбике в таблице «З-Х-У», опираясь на запись на доске.


Личностные:

объясняют, что делают с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет; высказывают, делают выводы, опираясь на прием «Кластер»

Регулятивные:

оценивают свою работу по таблице «З-Х-У»

Подведение итогов урока

зафиксировать новое содержание урока;

Учитель при помощи наводящих вопросов подводит к заключению урока. Или может использовать вопросы игры «А знаете ли вы, что…?», которые использовала в начале урока.

Дети высказывают свои точки зрения по новой теме «Надежная защита организма».

Примерные ответы детей:

— Кожа защищает внутренние части тела человека от повреждения, от жары и холода, от болезнетворных бактерий.

— За кожей необходимо ухаживать: содержать ее в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывать ее кремом.

При небольших повреждениях кожи нужно сразу оказать пострадавшему первую помощь.

— Какое значение имеет кожа?

— Какую роль играю жир и пот, которые выделяет кожа?

— Как нужно ухаживать за кожей?

— Какую первую помощь можно оказать при небольших ранениях кожи, ушибах, ожогах, обмораживании?

Вопросы игры «А знаете ли вы, что…?»:

1) …какое назначение имеет кожа?

2) … что выделяет кожа?

3) …что такое поры?

4) …какие средства есть по уходу за кожей?

5) … какую первую помощь надо сделать при повреждениях кожи?

6) … какое средство помогает при ранках?

Объяснение домашнего задания

Формулировать домашнее задание, объяснить

Учитель объясняет домашнее задание учащимся, дает право выбора того или иного домашнего задания.

Учащиеся выбирают задание, которое они хотели бы выполниить. Записывают домашнее задание в дневниках, спрашивают, если что-то непонятно.

Домашнее задание:

Рабочая тетрадь: стр. 75-76, задания № 3, 4 или творческое задание: из любой энциклопедии найдите новую информацию о коже и сделайте презентацию перед классом (т.е.мини-сообщение о коже) или кроссворд на тему: „Кожа“

Регулятивные:

Самостоятельно выбирают задание, записывают дом.задание в дневниках

Резервный материал

Потребуется из группы по одному ученику для выполнения задания на интерактивной доске

Дополнительно, если останется время можно использовать интерактивное задание из электронного приложения учебника по теме: „Надежная защита организма“ для закрепления материала.



















Технологическая карта открытого урока

Учитель

Шадрина Нюргуяна Васильевна

Класс

3

Дата


Предмет

Окружающий мир

Тема

Надежная защита организма

Тип урока

Прохождение новой темы

Цели

Дидактическая цель: Познакомить с понятием кожа, как орган защиты от повреждений и внешних воздействий, со свойствами кожи, с правилами гигиены кожных покровов.

Образовательная: Научить оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, ранках и ушибах, т.е. использовать на практике полученные знания.

Развивающая: Развитие мышления, внимания, сообразительности, памяти у обучающихся на разных этапах обучения при помощи приемов технологии критического мышления.

Воспитаельная: Воспитать осознанную необходимость ухода за кожей.

Задачи

— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

— характеризовать средства гигиены и уход за кожей,

-формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи

— работать в паре, группе

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Оборудование

ТСО: ПК или ноутбук, проектор, интерактивная доска IQ board, электронный микроскоп, документ-камера

Наглядный материал: презентация к уроку «Надежная защита организма», картинки черепахи, попугая, щенка

Раздаточный материал: таблица игры «А знаете ли вы, что…?», СООС (средства оперативной обратной связи): цветовые сигнальные карточки (красные, зеленые), лист самооценки в форме таблицы „ЗХУ“.

Для практической работы : стекло, лупа.

Для эксперимента: яблоко, хлеб, лук, полотенце, мыло, книга

Для мини-инсценировок: варешки, платок, бинт, зеленка, йод, ватные палочки, пластырь, крем

Формы, приемы, методы

Работа в парах, индивидуальная и групповая практическая работа.

Фронтальный опрос. Частично-поисковый метод

Игра „А знаете ли вы, что…?“, таблица „Знаю-Хочу узнать-Узнал“, прием „Чтение с остановками. Вопросы Блума“, прием „Верные или неверные утверждения“ („Лови ошибку“), рефлексия в форме „Кластер“,

Связь с другими предметами

Литературное чтение

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • познакомится с понятием кожа, как орган защиты от повреждений и внешних воздействий,

  • познакомится со свойствами кожи,

  • познакомится с правилами гигиены кожных покровов,

  • научится оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, ранках и ушибах.

Метапредметные результаты:

  • коммуникативные УУД: умеет договариваться с партнером в паре, находить общий язык, слушать напарника, доверять напарнику.

  • регулятивные УУД: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

  • познавательные УУД: умеет характеризовать средства гигиены и ухода за кожей, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья; умеет сравнивать, анализировать, опираясь на свои полученные знания и жизненный опыт.

Личностные результаты:

  • слушает других и принимает иную точку зрения.

  • проявляет интерес в практической работе, получает удовольствие от работы в паре, группе (практическая работа);

  • оказывает одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.

Ход урока:

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

1

Организационный момент

актуализировать требования к учащемуся со стороны учебной деятельности.

Организует проговаривание правил поведения на уроке, правил работы по группам.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

— Вспомним наши правила и соберемся с силами перед дальней дорогой в страну знаний.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в беседу на уроке.

Личностные:

эмоционально настраиваются на изучение нового материала.

2

I. ВЫЗОВ – мотивация учебной деятельности

Мотивировать учащихся к учебной деятельности путем приема «Лови ошибку»

С помощью приема «Лови ошибку» (или „Верные или неверные утверждения“) учитель проводит фронтальный опрос. Это игра на внимание, она развивает мышление.

Учитель называет утверждения

Учащиеся из перечисленных утверждений выбирают верное или неверное

Если утверждение верное, то учащиеся поднимают зеленую карточку, а если утверждение неверное – красную карточку.

— Сейчас будем играть в игру «Лови ошибку». Внимательно слушайте утверждения. Если вы подумали, что утверждение верное, то поднимаете зеленую карточку. А если вы услышали неверное утверждение, то вы поднимаете красную карточку и даете верный ответ.

Глаза – это орган зрения.

— Нос – это орган вкуса.

— Уши – это орган слуха.

— Кожа – это орган осязания.

— А теперь чуть усложним. Я вам приведу одну ситуацию, из которой вы должны извлечь верные действия.

— Если ваш младший брат или сестренка, в отсутствии взрослых дома, нечаянно обжег руку, играя спичкой. Вы…

— Не обращая внимания на брата или на сестренку даете возможность дальше играть со спичками.

— Убираете спички подальше, прячете его подальше от младшего брата или сестренки.

— Звоните родителям.

— Звоните своему однокласснику.

— Срочно вызываете врача скорой помощи по телефону 02.

— Срочно держите руку брата или сестренки под струей холодной воды.

— Мажете мазью, который ты сам нашел в домашней аптечке.

— Мажете мазью, который назначил врач.

— Мажете йодом или зеленкой, затем перевязываете место ожога бинтом или клеите кусочек бинта пластырем.

Познавательные: опираются на свой жизненный опыт, интуицию

Коммуникативные:

в рамках совместной учебной деятельности слушают других; вступают в беседу на уроке.

Личностные: проявляют интерес к заданию,

оказывают одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.

3

Актуализировать знания и опыт учащихся о коже человека

Учитель объясняет задание классу, организует эксперимент по 2-м группам. Завязывает глаза подопытным и разлаживает предметы на стол.

Дети делятся на 2 группы, выбирают подопытного из групп, остальные наблюдают за экспериментом.

1 группе – яблоко, хлеб, лук

2 группе – полотенце, мыло, книга

Сейчас вы будете работать в группе. Это будут мини-эксперименты, т.е. маленькие опыты, проверка домашнего задания.

— В каждой группе вы выбираете одного подопытного, который будет выполнять задания. Остальные участники это экспериментаторы-наблюдатели. Нам необходимо подопытному завязать глаза, чтобы он ничего не видел. Перед ним мы положим предметы, которые он должен узнать.

Каждой группе дается отдельное задание.

Подопытный в 1 группе должен с помощью обоняния, т.е. по запаху узнать какие это предметы.

А подопытный второй группы должен узнать предмет и описать его с помощью осязания, т.е. потрогав предмет руками.

4

организовать формулирование темы урока учащимися;

-организовать постановку цели урока учащимися

Через игру «А знаете ли вы…?» учитель приводит детей к самоопределению деятельности.











При помощи вопросов подводит детей к теме урока и старается помочь в постановке цели урока.















Дает всем лист с таблицей «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Знаю

Хочу знать

Узнал






Ребята ставят знаки «+» или «-», если знают ответ или не знают ответ на вопрос соответственно.













Учащиеся отвечают на вопросы, предлагают свои суждения, но подтвердить их фактами или обосновать аргументами пока не могут. Дети приходят к выводу, что нужны «новые» знания.

С помощью учителя формулируют тему, ставят цель урока.



Дети заполняют таблицу 1-ю и 2-ю строку: «Знаю – Хочу узнать».

Дети обсуждают между собой, что они уже знают по этой теме, далее каждый формирует свой вопрос, что бы он хотел узнать на этом уроке.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Кожа – орган осязания

1.Свойства кожи.

2.Уход за кожей

3.Первая помощь при повреждениях кожи




Вопросы к игре:

1) …какое назначение имеет кожа?

2) … что выделяет кожа?

3) …что такое поры?

4) …какие средства есть по уходу за кожей?

5) … какую первую помощь надо сделать при повреждениях кожи?

6) … какое средство помогает при ранках?



— Что мы видим из таблицы?

— Плюсы это та информация, которую мы уже знаем.

— Минусы это то, что мы не знаем и хотим узнать сегодня на уроке.













— Сейчас мы заполним таблицу «З-Х-У». Сначала то, что мы знаем. А потом на втором столбике то, что мы хотим узнать на уроке. По ходу урока или в конце урока, но если не успеем, то дома вы напишите то, что нового вы узнали на уроке.

Коммуникативные:

в рамках совместной учебной деятельности слушают других; высказывают свою точку зрения, вступают в беседу на уроке.



Личностные:

проявляют интерес к изучению темы.





Регулятивные:

определяют и формулируют тему, цель урока с помощью учителя.

5

II. ОСМЫСЛЕНИЕ



— организовать познавательную деятельность в форме беседы

Учитель создает проблемную ситуацию. Тем самым вовлекает детей в беседу, к формулированию и обсуждению новой темы

Дети вступают в беседу, пытаются формулировать тему урока.



Дети дальше заполняют таблицу

Знаю

Хочу знать

Узнал

Кожа – орган осязания

1.Свойства кожи.

2.Уход за кожей

3.Первая помощь при повреждениях кожи

Кожа защищает органы от



— Наш недоверчивый Попугай, узнав о теме урока, очень удивился:“Разве кожа человека может быть надежной защитой организма? Посмотрите на мои плотные перья, на густую шерсть Рыжика, на твердый панцирь Черепахи. Вот надежная защита! А у человека ничего такого нет. Как кожа может его защитить?“

— Что вы об этом думаете? Выскажите свои предложения (устно), а в конце урока сделаете вывод о том, правильными ли они были.

Коммуникативные:

в рамках учебной деятельности слушают других, делают вывод на данном этапе.

Регулятивные:

работают по предложенному плану, используя таблицу.

Познавательные:

знакомятся с понятием кожа, как орган защиты от повреждений и внешних воздействий,

Личностные:

проявляют интерес к способам решения новой частной задачи.

6

Организовать практическую работу «Исследуем нашу кожу»

Учитель организует практическую работу по парам (или по группам). Раздает стекла и лупы для работы.

Стремится, чтобы каждый участник практической работы был занят.





После практической работы учитель может дать использовать дополнительную литературу (энциклопедии), изобразив найденный учащимися материал на документ камере

Практическая работа в рабочей тетради (стр.75, задание №2)

Дети начинают работу по группам. Наблюдают, экспериментируют, анализируют, делают выводы и заносят ответы в таблицу из рабочей тетарди.

В конце практической работы готовят сообщение о результатах работы, выслушивают других групп и оценивают.

Практическая работа в рабочей тетради (стр.75, задание №2)

— Откройте рабочую тетрадь на стр.75. Сейчас будем делать практическую работу.

— Цель вработы — это узнать о свойствах кожи человека.

— Вам необходимо познакомиться с заданиями, выполнить практическую работу и записать ваши наблюдения в рабочую тетрадь.

— В конце практической работы вы должны попытаться сделать оценку выполненной работы (т.е. доказать достигнута ли цель), сделать сообщение классу о результатах своей работы, а также выслушать сообщения остальных групп и оценить их работу.

Познавательные: знакомятся со свойствами кожи, учатся использовать на практике полученные знания.

Коммуникативные: договариваются с партнером, находят общий язык, слушают друг друга, доверять напарнику.

Регулятивные: понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить; оценивают свою работу по заданным критериям.

Личностные: проявляют интерес в практической работе, получают удовольствие от работы в паре или группе (практическая работа)

7

Познакомить с правилами гигиены кожных покровов

Учитель беседует на тему гигиена кожных покровов.









Учитель использует текст из учебника, используя прием „Чтение с остановками. Вопросы Блума“

Учащиеся думают, размышляют, выдвигают свои версии, ответы.



Выслушав выступление учителя, ученики делают выводы.











Прежде чем ответят дети, учитель зовет их занятся физминуткой

— Мы узнали и доказали, что наша кожа выделяет жир и пот. А хорошо ли это? Ведь они загрязняют кожу?

— Теперь, выслушав ваши ответы, предлагаю вам сделать вывод о том, хорошо или плохо, что кожа выделяет пот и жир?

— А сейчас мы перечислим плюсы и минусы выделения кожей жира и пота.

Учитель (или желающий ученик) читает сообщение на стр. 130-131 о плюсах и минусах выделения жира и пота.

— А что надо делать, чтобы наша кожа всегда была чистой?

Познавательные: знакомятся с правилами гигиены кожных покровов



8

Физминутка

Организовать отдых детей

Учитель организует отдых учащихся.

Дети под стихи делают физические упражнения, повторяя за учителем

Давайте все дружно встанем,

Повторим мы за стихами

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам

А не чистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам.

Да здравствует мыло душистое!

И полотенце пушистое

И зубной порошок

Личностные:

Проявляют интерес к физическим упражнениям, получают удовольствие от упражнений

9

II. Осмысление (продолжение)

Познакомить с правилами гигиены кожных покровов



Дети дают свои ответы.







Дети перчисляют средства ухода за кожей из прочитанного тихотворения

(мыло, полотенце), а потом добавляют свои ответы:

Крем, губка для мытья и т.д.







— Бинт нужен для того, чтобы первязать рану при повреждении кожи.

— А сколько раз мы должны мыть все тело?

— А лицо, уши, шею?

— А руки?

Вот мы только что перечислили средства гигиены кожи в стихотворении «Гимн воде!». Давайте еще раз вспомним, что мы говорили.



— А какие еще средства ухода за кожей вы знаете?

— Рассмотрите картинки на доске (или предметы на столе). А какими средствами ухода за кожей пользуешься ты?

— А для чего тогда нужен бинт?

Познавательные: знакомятся с правилами гигиены кожных покровов, думают, формулируют мысли, берут пример из своего жизненного опыта

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, слушают других.


10

Научить оказывать первую помощь при повреждении кожи

Создает проблемные ситауции каждой группе по отдельности.

Организует мини-инсценировки по оказанию первой помощи при повреждениях кожи.

Каждая группа получает задание у чителя. Используя советы в учебнике, готовит инсценировку по оказанию первой помощи при повреждениях кожи.

Каждая группа по готовности инсцинирует ситуацию и оказывает первую помощь.

На столе предметы оказания первой помощи при повреждениях кожи:

1 группа – ранка (бинт, зеленка, йод, ватные палочки)

2 группа – ушиб (мокрая тряпка, грелка с холодной водой)

3 группа – ожог (холодная вода)

4 группа – обмораживание (варежки, платок)

-Сейчас мы научимся оказывать первую помощь себе и товарищу при повреждениях кожи. Вы по группам должны инсцинировать ситуацию и постараться, используя учебник, помочь человеку при том или ином случае повреждения кожи.

— Каждой группе я дам разные задания. Даю на подготовку 2 минуты. Вы можете воспользоваться предметами, которые лежат на этом столе, чтобы оказать первую помощь при маленьких поврееждениях кожи.

— Кто-то из вас должен быть пострадавшим, а кто-то должен сыграть роль человека, который оказывает первую помощь.



В конце учитель дает общие указания и раздает памятки первой помощи при повреждениях кожи в форме закладки.



Личностные:

проявляют интерес к инсценированию проблемной ситуации;

оказывают членам группы эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.

Познавательные:

учатся оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, ранках и ушибах. Коммуникативные:

слушают других, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

оценивают свою работу по заданным критериям.

11

III. РЕФЛЕКСИЯ

организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности

Учитель пишет на середине доски слово: «Кожа». Из этого слова выходят стрелки с уже известными понятиями. Этот прием помогает детям подвести итоги и сделать выводы.

Учащиеся оценивают свою работу с помощью приема «Кластер».

Затем дети делают выводы о своей работе в 3 столбике в таблице «З-Х-У», опираясь на запись на доске.



Личностные:

объясняют, что делают с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет; высказывают, делают выводы, опираясь на прием «Кластер»

Регулятивные:

оценивают свою работу по таблице «З-Х-У»

12

Подведение итогов урока

зафиксировать новое содержание урока;



Учитель при помощи наводящих вопросов подводит к заключению урока. Или может использовать вопросы игры «А знаете ли вы, что…?», которые использовала в начале урока.

Дети высказывают свои точки зрения по новой теме «Надежная защита организма».

Примерные ответы детей:

— Кожа защищает внутренние части тела человека от повреждения, от жары и холода, от болезнетворных бактерий.

— За кожей необходимо ухаживать: содержать ее в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывать ее кремом.

При небольших повреждениях кожи нужно сразу оказать пострадавшему первую помощь.

— Какое значение имеет кожа?

— Какую роль играю жир и пот, которые выделяет кожа?

— Как нужно ухаживать за кожей?

— Какую первую помощь можно оказать при небольших ранениях кожи, ушибах, ожогах, обмораживании?

Вопросы игры «А знаете ли вы, что…?»:

1) …какое назначение имеет кожа?

2) … что выделяет кожа?

3) …что такое поры?

4) …какие средства есть по уходу за кожей?

5) … какую первую помощь надо сделать при повреждениях кожи?

6) … какое средство помогает при ранках?

Личностные:

Приходят к пониманию того, что узнали нового на этом уроке, на фоне которого повышается самооценка ученика



Коммуникативные:

Умеют слушать других и самостоятельно высказываются о пройденном материале

13

Объяснение домашнего задания

Формулировать домашнее задание, объяснить

Учитель объясняет домашнее задание учащимся, дает право выбора того или иного домашнего задания.

Учащиеся выбирают задание, которое они хотели бы выполниить. Записывают домашнее задание в дневниках, спрашивают, если что-то непонятно.

Домашнее задание:

Рабочая тетрадь: стр. 75-76, задания № 3, 4 или творческое задание: из любой энциклопедии найдите новую информацию о коже и сделайте презентацию перед классом (т.е.мини-сообщение о коже) или кроссворд на тему: „Кожа“

Регулятивные:

Самостоятельно выбирают задание, записывают дом.задание в дневниках

14

Резервный материал





Потребуется из группы по одному ученику для выполнения задания на интерактивной доске

Дополнительно, если останется время можно использовать интерактивное задание из электронного приложения учебника по теме: „Надежная защита организма“ для закрепления материала.



Использованная литература:

УМК «Школа России»

  1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 336с. – (В помощь школьному учителю).

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175с.: ил. – (Школа России).

  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабоч.тетрадь. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – (Школа России).

Дополнительная литература:

  1. Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита./Д.Холланд и др. – М: Махаон, 2007.

  2. Юный исследователь. Археология. Эволюция. Человек. /Э.П.Микоян и др. – М: Росмэн, 1995.

Самоанализ:

Что получилось

Что не получилось

Предложения















Приложение 1.

Описание приемов по технологии развития критического мышления,

использованных на открытом уроке

Кластеры

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

— Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)

— Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.





КОЖА



Кластер


Осязание

Выделяет пот и жир





Первая помощь при повреджд.кожи

Имеет поры

.

Гигиена кожи



Защищает организм








Игра «Знаете ли вы, что…?»

Дети, работая в парах и обсуждая, отмечают свои ответы, ставя + и –


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

Вопросы к игре:

1) …какое назначение имеет кожа?

2) … что выделяет кожа?

3) …что такое поры?

4) …какие средства есть по уходу за кожей?

5) … какую первую помощь надо сделать при повреждениях кожи?

6) … какое средство помогает при ранках?



Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ





Прием «Верные и неверные утверждения» предполагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию.


Прием «Лови ошибку». Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: 1) явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; 2) скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.










Приложение 2.

IMG-20141204-WA0007

IMG-20141204-WA0009

IMG-20141204-WA0008

IMG-20141204-WA0006

IMG-20141204-WA0012

IMG-20141204-WA0009

Ранка. Первая помощь: Промой ранку чистой водой. Смажь кожу вокруг ранки йодом или зеленкой (эти жидкости убивают бактерии). Затем перевяжи ранку чистым бинтом или приклей кусочек бинта пластырем

Первая помощь при обморожении: Обмороженные места кожи резко бледнеют. Эти места растирают сухой варежкой или просто рукой до тех пор, пока коже не порозовеет. Растирать надо круговыми движениями. Нельзя растирать кожу снегом, чтобы не оцарапать

Первая помощь при ОЖОГЕ: Сразу же полей обожженное место большим количеством холодной воды.

Первая помощь при УШИБЕ: Приложи к ушибленному месту что-нибудь холодное, например тряпочку, смоченную холодной водой, или грелку с холодной водой.

Ранка. Первая помощь: Промой ранку чистой водой. Смажь кожу вокруг ранки йодом или зеленкой (эти жидкости убивают бактерии). Затем перевяжи ранку чистым бинтом или приклей кусочек бинта пластырем

Первая помощь при обморожении: Обмороженные места кожи резко бледнеют. Эти места растирают сухой варежкой или просто рукой до тех пор, пока коже не порозовеет. Растирать надо круговыми движениями. Нельзя растирать кожу снегом, чтобы не оцарапать

Приложение 3.

  1. Игра «А знаете ли вы …?»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10















  1. Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)»

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

































Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Изучение басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: