Конспект урока для 5 класса «Разнообразие грибов»


Лукина Татьяна Михайловна, Сосновская сош №2, пгт. Сосновка, Тамбовская обл.


Конспект урока

«Разнообразие грибов»

На тему «Грибы» обычно отводится 2 урока, но я провожу в 1 урок.


Цель:

1. Знакомство с представителями особого царства грибами.

2. Формирование понятия о строении, размножении.

3. Определение значения грибов в природе и жизни человека.


Оборудование:

— учебник «Природа. Неживая и живая», 5 класс,

авторы – В.М. Пакулова, Н.В.Иванова;

— мультимедийная презентация «Разнообразие грибов»;

— компьютер, проектор, экран.


Ход урока.

I. Актуализация знаний.


— Что вы знаете о грибах?

— Как вы думаете, можно ли их отнести к растениям? Почему?

— Можно ли их отнести к животным? Почему?


II. Изучение нового материала.

а) на доске план изучения темы:

  • Что такое грибы?

  • Многообразие, условия произрастания, способ размножения.

  • Значение грибов.

  • Виды грибов

а) одноклеточные и многоклеточные;

б) съедобные и несъедобные.

  • Правила сбора грибов.


б) Рассказ учителя о грибах (с элементами беседы).


Слайд 2

Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа. Грибы сходны с растениями разветвленным, способным к неограниченному росту телом, способом питания – брать питательные вещества из почвы. С животными их роднит отсутствие хлорофилла и крахмала в тканях тела, наличие хитина в покровах тела. Ученые считают, что грибы были в древности, когда еще не было деления на растения и животных.




Слайд 3

Царство грибов велико. Их более 100 000 видов. Они имеют разную форму, различный цвет, строение.


Слайд 3

Они очень важны для природы и человека. Некоторые виды грибов культивируются и широко используются населением. Многие виды грибов продуцируют биологически активные вещества, антибиотики, алкалоиды, витамины, ферменты, ростовые вещества, кормовые и пищевые белки.

Подумайте, где используется пеницилл?

Посмотрите, почему один из сеянцев дуба более развит?


Слайд 5

На какие группы делятся грибы?

Какие грибы мы будем называть одноклеточными? Многоклеточными?


Слайд 6

С одноклеточными грибами чаще всего встречаемся, когда видим больные растения. Болезни как раз и вызваны грибками.


Слайд 7

Более подробно мы остановимся на многоклеточных грибах.

Какие грибы вы знаете?


Слайд 8

Все эти грибы относят к шляпочным.

Почему их так называют?

Каково строение гриба?

Грибы размножаются спорами — мелкими семенами. Попав в почву, споры прорастают, образуя грибницу. Грибница напоминает паутину. Позже появляются грибы. Растут очень быстро, живут около 10 дней.

Подумайте, какие условия нужны грибам для нормального роста и развития?

Таким образом, грибы требовательны к почве, влажности и теплу. Есть весенние, летние, осенние грибы. Некоторые грибы требовательны к своим соседям-деревьям: в березняке – подберезовики, в сосняке – маслята, в осиннике – подосиновики.


Слайд 9

Все ли шляпочные грибы можно употреблять в пищу?

На какие группы еще делят грибы?


Слайд 10-11

Беседа о съедобных грибах, их правильной обработке.



Слайд 12-13

Беседа о несъедобных грибах. Опасность отравления.


Слайд 14-15

Грибы-двойники. Черты сходства и отличия.


Слайд 16

Мы живем с вами близ леса и вы, конечно, собирали с родителями грибы.

Как правильно собирать грибы?

Таким образом, грибник должен заботиться о грибном месте, то есть правильно собирать грибы: срезать ножом или срывать, выкручивая ножку гриба; не ворошить листья, чтобы не повредить грибницу. Собирать лучше в корзинку и класть грибы вниз шляпкой, предварительно очистив листья и землю. Нельзя собирать грибы в металлические ведра, где грибы портятся, «сгорают». Нельзя брать грибы червивые, старые. Нельзя долго хранить грибы без первичной обработки, грибы используют в день сбора. Не следует брать незнакомые грибы, собирать грибы близ дорог и промышленных предприятий.


III. Закрепление.


Слайд 17

Ответьте на вопросы:

  1. Какую группу организмов мы называем грибами?

  2. Каково значение грибов в природе?

  3. Почему грибы поселяются на растениях, животных или их остатках?

  4. Каково строение шляпочного гриба?

  5. На какие группы делятся грибы?

  6. Откуда произошло название грибов «подосиновик», «подберезовик», «моховик»?

  7. Назовите съедобные грибы, которые вы собирали?

  8. Какие ядовитые грибы вы знаете?

  9. Почему надо знать грибы-двойники?

  10. Как правильно собирать грибы?

  11. Почему грибы в лесу нельзя ломать и растаптывать?

  12. Почему нельзя разрушать почву при сборе грибов?

  13. Какие грибы выращивает человек?


IV. Итог урока. Выставление оценок.

— С какими новыми понятиями вы познакомились на сегодняшнем уроке?

— Если позволит время, то можно использовать игру «Узнай гриб». Учитель показывает гриб-муляж, а школьники его называют и говорят, съедобен он или нет.

V. Домашнее задание: §42-43



Свежие документы:  Растительный мир Земли

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: