Конспект урока для 7 класса «Хрящевые рыбы»






Тема урока: Хрящевые рыбы

Предмет: биология

Класс: 7


Цели: изучить класс Хрящевые рыбы, их многообразие, среду обитания, поведение, образ жизни.

Задачи урока

Задачи:

  • усвоить основные признаки хрящевых рыб;

  • уяснить классификацию;

  • выявить черты приспособленности к среде обитания;

  • узнать значение в природе и в жизни человека;

  • уметь узнавать представителей отрядов Акулы, Скаты и Химерообразные;

  • развивать умение наблюдать за животными при просмотре видеофрагмента;




Оборудование: таблица «Хрящевые рыбы», презентация.



Планируемые результаты:

учащиеся должны знать:

  • особенности внешнего и внутреннего строения хрящевых ыб;

  • приспособленность хрящевых рыб к условиям среды;

  • роль хрящевых рыб в природе и их значение в жизни человека;

учащиеся должны уметь:

  • узнавать представителей отрядов Акулы, Скаты, Химерооб- азные.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.

2.Проверка знаний

Письменный опрос

Биологический диктант. Вставьте пропущенное слово.

Рыбы –животные , относящиеся к Типу …….. и освоившие …. среду обитания. Тело  рыбы имеет …….. форму тела и делится на отделы: …, ……., ……. Снаружи кожа рыб покрыта ….. Движение обеспечивают…….Парные плавники …. и … ,  непарные …………,…………, ………… Горизонтальное положение рыб, повороты, движение вверх и вниз осуществляют……………….. Органы дыхания рыб……..Кровеносная система рыб …… Сердце рыб состоит из …. камер: …и…. Через сердце рыбы течет …………… Дыхательная система рыб представлена…………Органы выделения рыб….,располагаются под позвоночником.


Сравните ответ с эталоном и выставьте себе отметки:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3».



3. Изучение нового материала.



 Формулировка темы урока и постановка учебной проблемы.


Учитель: я вам сейчас загадаю загадку, попробуйте отгадать о ком идет речь.


Этот страшный белый хищник

В океане пищу ищет.
Ноздри чуткие на рыле:
Кровь почует и за милю.
Возле жертвы рядом кружит,
А круги все уже, уже.
Задирает нос … О боже!
Челюсть на капкан похожа!
Зубы острые сомкнула.
Так охотится …

Ученики: Акула.

Итак, тема урока: Хрящевые рыбы.


Учитель: Давайте сформулируем  цели нашего урока:

1.     познакомиться с отрядами хрящевых рыб,

2.     узнать особенности строения хрящевых рыб

3.     научиться распознавать  по внешнему виду хрящевых рыб:

4.     узнать о многообразии видов хрящевых рыб.

(ученики пытаются с помощью учитель сформулировать цель урока)



Учитель: В процессе работы заполняется таблица «Отряды Хрящевых рыб».Общая характеристика Хрящевых рыб. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

На доске

Какие рыбы относятся к хрящевым?

На основании, каких признаков их объединяют в одну группу?

Как приспособлены хрящевые рыбы к среде обита­ния?

К какому типу относятся рыбы? (хордовые)

А какому подтипу? (позвоночные)

Сегодня мы познакомимся с классом хрящевых рыб. Слайд 3

Для того чтобы выяснить общие черты хрящевых рыб, давайте посмотрим кинофрагмент. Слайд 4

Какие вы увидели особенности?





Отряды Хрящевых рыб

Название отряда, число видов.

Признаки отряда.

Места обитания.

Представители отряда.

1.Акулы (250)




2.Скаты (350)




3. Химерообразные (30)








Родственны древним панцирным рыбам

  • У примитивных антиархов в панцирь из кожных пластинок было заковано всё тело;

  • У хищных артродир панцирь покрывал только переднюю часть тела.

  • Панцирные – первые челюстные рыбы; их челюсти возникли из жаберных дуг, сместившихся ближе ко рту, и состояли из заострённых костных пластинок.

  • Панцирные рыбы вымерли в конце девона.



Класс хрящевые рыбы включает в себя 3 отряда:



  1. Отряд Акулы (250 видов)

  2. Отряд Скаты (350 видов)

  3. Отряд Химерообразные (30 видов

  4. 1.Отряд Акулы.

Объяснение учителя с элементами беседы (слайды 7-13)

Многообразие акул. 

Общая характеристика акул

  • Дыхательная система начинается с 5–7 пар жаберных щелей.

  • В кишечнике по всей его длине тянется спиральный клапан, увеличивающий всасывающую поверхность.

  • Артериальный конус двухкамерного сердца способен к самостоятельному сокращению и даёт дополнительный импульс крови.

  • Органы чувств представлены органами обоняния, зрения, осязания (боковая линия)

  • Оплодотворение почти у всех хрящевых рыб внутреннее.

  • У многих из них есть клоака.

  • Хрящевые рыбы живородящи или откладывают яйца.



2.Отряд Скаты.

Объяснение учителя с элементами беседы (слайды 14-17)

Посмотрите на снимок. Какие черты приспособленности к среде обитания вы увидели?



Общая характеристика скатов.



  • Жаберные щели расположены на брюшной стороне

  • Тело сильно уплощенное.

  • Широкие грудные плавники прирастают к краям тела и голове. Хвостовой плавник тонкий, а его лопасти часто редуцированы. Анальный плавник отсутствует.

  • Используют для передвижения грудные плавники, взмахивая ими как крыльями.

  • Брызгальца развиты значительно лучше, чем у акул.

  • Большинство видов являются обитателями морского дна, из-за чего их спина имеет покровительственную окраску под цвет грунта.

  • Скаты размножаются откладывая на дно заключенные в капсулу яйца или живорождением.



3.Отряд Химерообразные.

Объяснение учителя с элементами беседы (слайды 18-20)



Общая характеристика химерообразных.

  • Челюсти полностью слиты с черепом.

  • Жаберные щели прикрыты кожной складкой.

  • Клоаки нет, анальное и мочеполовое отверстия обособлены друг от друга.

  • Голое тело длиной до 1,5 м, постепенно утончаясь, переходит в длинный хвост.

  • Живут от шельфа до больших глубин Мирового океана.

  • Химеры питаются морскими беспозвоночными и рыбами.

  • Промыслового значения практически не имеют.





Учитель: Давайте проверим, как вы заполнили таблицу.

(ученики зачитывают таблицу)









Название отряда, число видов.

Признаки отряда.

Места обитания.

Представители отряда.

1. Акулы (250)

Тело удлиненное, торпедообразное, кожа шероховатая,5-7 жаберных щелей, плавательного пузыря нет, зрение слабое, ведут активный образ жизни.

Моря и океаны.

Тигровая акула, акула-молот, белая акула.

2.Скаты (350)

Тело сплющенное, ромбовидное, грудные плавники сросшиеся, хвостовой плавник в виде хлыста, жабр нет, плавательный пузырь отсутствует.

Моря и океаны.

Манта, хвостокол, орляк пятнистый.

3. Химерообразные (30)

Развит передний отдел тела, хвостовой отдел заканчивается нитевидным придатком, кожа гладкая, жабр нет, плавательного пузыря нет.

Моря и океаны.

Химера европейская, носатая химера.





4.Закрепление.

Выберете верные утверждения

1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;

2) самая крупная акула — китовая;

3) большинство скатов ведут придонный образ жизни;

4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;

5) все акулы опасны для людей;

6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;

7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;

8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;

9) тело скатов имеет торпедообразную форму;

10) окраска скатов покровительственная.


6.Рефлексия.


7.Домашнее задание.

1. § 22.

2. Подготовить сообщения об акулах и ска­тах по темам: «Манта — морской дьявол», «Катран — сельдевая аку­ла», «Правда и вымыслы об акулах».

94


Свежие документы:  Подготовка к ЕГЭ по биологии Задания А27

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: