Конспект урока для 8 класса «Опорно – двигательная система»


Учебный модуль (8 класс) автор: А.В. Клинов

Опорно – двигательная система (7 часов)



I. Структурно – функциональная схема:




ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

АКТИВНАЯ ЧАСТЬ (МЫШЦЫ)

ПАССИВНАЯ ЧАСТЬ (КОСТИ, СВЯЗКИ, ХРЯЩИ)











Энергетическая ф-я

превращение химической энергии в механическую и тепловую.

Двигательная ф-я

обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве.

Защитная ф-я

создают полости тела для защиты внутренних органов.


Формообразующая ф-я


определяют форму и размеры тела.

Опорная ф-я


опорный остов организма.

Кроветворная ф-я


красный костный мозг – источник клеток крови.

Обменная ф-я


кости – источник Са, F и других минеральных веществ












II. Словарь:


1. Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в орга­низме, слу­жащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механиче­ских повреждений.

2. Кость (os, ossis) – орган, основной элемент скелета позвоночных.

3. Красный костный мозг – мягкая ткань заполняющая губчатое вещество кос­тей, кроветворный орган.

4. Надкостница – верхний слой кости способный к делению(росту).

5. Сустав – подвижное соединение костей.

6. Гиподинамия – малоподвижный образ жизни.

7. Утомление – особое состояние, которое проявляется в ухудшении двигатель­ных функций, координации движений, снижении работоспособности; носит вре­менный характер.

8. Активный отдых – смена видов деятельности.

9. Клеточное дыхание – использование О2 клетками для окисления органических веществ с освобождением энергии, необходимой для их жизнедеятельности.

10*. АТФ (аденозинтрифосфорная кислота) – переносчик и универсальный акку­мулятор химической энергии.

11*. Миофибриллы – тонкие волоконца, расположенные внутри мышечных кле­ток.

12*. Мышцы-антогонисты – выполняющие противоположные действия.

13*. Мышцы-синергисты – выполняющие одно и тоже движение.

14. Осанка – непринуждённое привычное положение тела стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц.


I

н

е

п

р

а

в

и

л

ь

н

а

я


о

с

а

н

к

а


Затрудняет


работу лёгких, сердца, ЖКТ

Уменьшается


ЖЕЛ, снижается обмен веществ

Появляются


головные боли, повышается утомляемость

ф

о

р

м

и

р

о

в

а

н

и

е



о

с

а

н

к

и


Равномерное

упражнение и

гармоническое

развитие всех

мышечных групп

Правильно подобранная мебель для занятий и обувь (для предупреждения плоскостопия)



Режим труда и отдыха

II. Гигиена О-ДС.


























IV. Утверждения:


а) Скелет человека состоит из тех же отделов, что и скелет млекопитающих:



отделы тела

отделы скелета

кости скелета

функции

Голова

Мозговой отдел черепа

Парные: теменные, височные.

Непарные: лобная, затылочная, решётчатая, клиновидная.


Защита головного мозга

Лицевой отдел черепа

Парные: верхняя челюсть, скуловые, носовые, слёзные, нёбные, нижняя носовая раковина.

Непарные: нижняя челюсть, сошник, подъязычная кость.

Место расположения органов чувств, прикрепления мимических и жевательных мышц.

Туловище

Позвоночник

7 шейных позвонков,

12 грудных позвонков,

5 поясничных позвонков,

5 крестцовых позвонков,

4-5 копчиковых позвонков.

Защита спинного мозга, вертикальное положение тела…

Грудная клетка

12 грудных позвонков,

12 пар рёбер,

грудина.

вместилище и защита внутренних органов.

Конечности

Верх. конеч­ность

Плечевой пояс:

2 лопатки, 2 ключицы

Свободная конечность:

плечевая, локтевая, лучевая кости, запястье, пясть, фаланги пальцев.

Защита, работа, движение…

Нижняя конечность

Тазовый пояс: подвздошные, седалищные, лобковые

Свободная конечность:

бедренная, большая и малая берцовые кости, предплюсна, плюсна, фаланги пальцев + пяточная кость.

Защита, работа, движение…

Свежие документы:  Урок для 8 класса по теме: "КОЖА. ЗНАЧЕНИЕ И СТРОЕНИЕ КОЖИ"





б) Скелет человека имеет ряд отличий от скелета млекопитающих:

название отделов

особенности строения скелета человека

Череп

Преобладает мозговой отдел, менее развиты челюсти

Позвоночник

Имеет 4 изгиба (2 лордоза, 2 кифоза)

Грудная клетка

Расширена вниз в стороны

Верх. конечность

Большой палец противопоставлен другим, подвижность пальцев

Тазовый пояс

Широкий, в форме чаши (опора внутренним органам)

Ниж. конечность

Массивные кости, сводчатая форма стопы…


в) Органические вещества придают кости – упругость;

Минеральные вещества придают кости – твёрдость и прочность.

г) Активный отдых лучшее средство для снижения утомления.

д) Гиподинамия неблагоприятно отражается на здоровье людей.


V. Компетенции:


1. распознавать части О-Д С

2. доказывать сходство млекопитающих животных и человека

3. обосновывать необходимость активного отдыха, борьбы с гиподинамией

4. выделять факторы, сохраняющие здоровье, и факторы, разрушающие его

5. выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия

6. оказывать ПМП при травмах


VI. Примеры:


1. правильно назвать и показать на таблице любую кость и основные мышцы

2.

а) отделы скелета

б) количество шейных позвонков

в) пятипалые конечности…


3. снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У людей развивается слабость скелетных мышц, нарушения в работе ССС, происходит перестройка костей, накопление жира…..

4. ЗОЖ…


5.

а) слабые мышцы спины…

б) неправильно подобрана обувь…..


6. – вывих сустава:

а) наложить холод на повреждённое место

б) плотно забинтовать повреждённый сустав

в) зафиксировать конечность

г) доставить пострадавшего к врачу….

Это знает каждый?


Андреас Везалий (1514 – 1564 г.) – Итальянский врач и

естествоиспытатель. В Трактате «О строении человечес

кого тела» детально описал скелет человека и исправил

ошибки Галена. Его труды были учебным пособием для

медиков в течение двух веков.


Луиджи Гальвани (1737 – 1798 г.) – Итальянский физик,

анатом и физиолог. Один из создателей учения об электричестве. Выявил наличие электрических явлений в тканях животных организмов. Основоположник электрофизиологии.


Уильям Мортон (1819 – 1868 г.) – Американский врач-дантист. Впервые использовал для обезболивания и наркоза пары эфира. Хирургические операции перестали быть мучением для пациентов.












Рекомендуемая литература:

  1. Драгомилов А.Г. Маш Р.Д. Учебник «Биология. Человек 8 класс» Вентана – Граф 2005

  1. Батуев А.С. Учебник «Биология. Человек 9 класс» М: Дрофа, 2000.

  2. Бубнов В.Г. «Основы медицинских знаний» М. АСТ-ЛТД, 1997

  3. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» М. Просвещение, 1971

  4. Привес М.Г. «Анатомия человека» М. Медицина, 1985.

  5. Заостровцева Н.А. “Конспекты по биологии“ С-П. Питер.1998

  6. Трайтак Д.И. “БИОЛОГИЯ справочные материалы“ М.Просвещение, 1993

  7. 1С: Репетитор. Биология CD

  8. «Уроки биологии 9 класс» Кирилл и Мефодий CD




Итоговый контроль


В-I


Разноуровневые задания:


1. Какова роль движения в жизни человека. Перечислите особенности строения опорно – двигательной системы, обеспечивающие движение.


2. Что такое гиподинамия и каковы могут быть её последствия для организма?


3* Объясните причины разной скорости развития утомления при статической и динамической работе.


Тестирование:


1. В состав предплечья входят кости:

а) плечевая и локтевая

б) локтевая и лучевая

в) лучевая и кости запястья

г) кости запястья и локтевая


2. В грудном отделе позвоночника число позвонков равно:

а) 7 б) 10 в) 12 г) 14


3. Миофибриллы представляют собой:

а) тонкие сократительные нити внутри мышечного волокна

б) мышечное волокно

в) разновидность мышечной ткани

г) гладкие мышцы


4. Исходной для формирования всей скелетной мускулатуры у человека является:

а) эктодерма

б) мезодерма

в) эндодерма

г) мезоглея


5. Осанка человека в значительной мере определяется:

а) строением скелета

б) развитием мышц

в) всё верно





Итоговый контроль


В-II


Разноуровневые задания:


1. Какова роль движения в жизни человека. Перечислите особенности строения опорно – двигательной системы, обеспечивающие движение.


2. Что такое гиподинамия и каковы могут быть её последствия для организма?


3* Объясните причины разной скорости развития утомления при статической и динамической работе.


Тестирование:


1. В шейном отделе позвоночника число позвонков равно:

а) 6 б) 7 в) 8 г) 10


2. Примеры длинных трубчатых костей:

а) плечевая и фаланги пальцев

б) фаланги пальцев и грудина

в) грудина и ребро

г) бедренная кость и плечевая


3. Мышцы, вызывающие разгибание предплечья (в локтевом суставе):

а) трёхглавая и двуглавая

б) двуглавая и плечевая

в) плечевая и локтевая

г) локтевая и трёхглавая


4. К какому уровню биологической организации относят скелетную мышцу

а) клеточному

б) тканевому

в) органному

г) всё неверно


5. Внешние факторы, способствующие нарушению осанки у школьников:

а) несоответствие парты длине тела

б) неправильное положение тела при сидении за партой

в) длительные асимметричные движения тела при физической работе

г) всё верно.




Итоговый контроль


В-III


Разноуровневые задания:


1. Какова роль движения в жизни человека. Перечислите особенности строения опорно – двигательной системы, обеспечивающие движение.


2. Что такое гиподинамия и каковы могут быть её последствия для организма?


3* Объясните причины разной скорости развития утомления при статической и динамической работе.


Тестирование:


1. Кость, не имеющая суставного соединения с другими костями скелета

а) тазовая

б) локтевая

в) подъязычная

г) плечевая


2. Какую из функций не выполняет костная ткань:

а) соединительную

б) транспортную

в) роста

г) защитную


3. Рост кости в длину происходит благодаря:

а) делению клеток надкостницы

б) делению клеток хрящевой ткани

в) делению клеток хрящей и надкостницы

г) другое решение


4. Для предотвращения отёка тканей при вывихе рекомендуется:

а) холод и тугая повязка

б) тепло и наложение шины

в) холод и наложение шины

г) обработать раствором йода


5. К полуподвижным соединениям костей относится:

а) соединение между позвонками

б) тазобедренный сустав

в) соединение теменных костей черепа.

Свежие документы:  Конспект урока биологии для 6 класса "Стебель – часть побега. Строение стебля"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: