Конспект урока для 8 класса «Повторение и обобщение по разделам»


ГУ «Комплекс « Детский сад-школа-гимназия № 46»





Урок биологии «Общая характеристика нервной системы. Сенсорная система» с элементами интеграции русского языка «Фразеологизмы»

Класс: 8

Тема: Повторение и обобщение по разделам

«Общая характеристика нервной системы. Сенсорная система»

тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация изученного, обобщение с элементами интеграции (русский язык)

метод: словесный, наглядный, с применением ТСО

по способу организации познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый

форма обучения: групповая.




Разработали и провели: учитель биологии Мурзабекова A.M.

учитель русского языка Терещук С.М.



Астана



Тема: Повторение и обобщение по разделам «Общая характеристика нервной системы. Сенсорная система. Тест »


Цель урока: закрепление знаний учащихся по темам «Общая характеристика нервной системы», «Сенсорная система»


Задачи:

  1. обобщить и проверить знания о значении, строении, функциях и гигиене нервной системы; систематизировать знания, на основе межпредметных связей

  2. на основе повторения выявить понятие о взаимодействии органов чувств в познании внешнего мира

  3. развивать память, мышление, внимание, творческую активность, ораторские способности

  4. повысить интерес к предмету, воспитывать чувство товарищества, соперничества


Оборудование: учебник, ручка, тетрадь, тестовые задания, ватманы, таблицы “Нервная система”, «Головной мозг», компьютер, интерактивная доска, флипчарт «Язык», ящик, модель носа человека, смайлики, сердечки, листы оценивания, карты с заданиями для групп, диск с симфонией Моцарта, диск «Тело человека»


Ход урока: 1. Орг.момент: а) приветствие, б) посадка 0,5/

2. Вводно-мотивационная часть. Звучит симфония Моцарта. 2,5/

— Мелодию создают смычковые, духовые, и ударные инструменты, каждый из них играет важную роль в оркестре, гармонично сливаясь в одно целое, огромное значение здесь имеет дирижер. Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая система играет свою партию, а нервная система выполняет роль дирижера в сложном функциональном оркестре. Важнейшая задача дирижера состоит в объединении частей организма, согласованной их работы.

— Почему нервная система дирижер? Она регулирует работу органов, обеспечивая постоянство внутренней среды, согласованную работу органов, приспособление организма как целого к внешней среде, психическую деятельность.

— Ребята, мы с вами закончили изучение разделов « Нервная система и Органы чувств.» И сегодня, подведем итог, проведя устную и письменную работу.

3.Задания на обобщение и систематизацию знаний учащихся по нервной системе и органам чувств. 29/ =14/ +15/

(Учащимся розданы карты с заданиями устного и письменного характера с баллами. Листы оценки с критериями оценивания)

1 группа

І. Обзор нервной системы. (2 балла) 14/

Чем образована нервная система. Строение нейрона. (Нервной тканью, состоит из нейронов и нейроглий. Тело, дендриты, аксон)

ІІ. Биологический диктант- устно. (Каждый правильный ответ 1 балл)

1. Ответная реакция организма на внутренние и внешние раздражители называется ______ (рефлекс).

2. Масса головного мозга _________ (1300—1400 гг.)

3.Скопление тел нейронов вне центральной нервной системы называют _______________ (нервные узлы)

Учитель:Какие факторы могут отрицательно повлиять на мозг?
• физические, умственные, психические перегрузки
• алкоголь
• курение (никотин, наркотики)
Одна из функций коры больших полушарий – сознание. Поэтому человек может воспитывать положительные эмоции, способствующие здоровью и приятные для окружающих и подавлять отрицательные (печаль, вялость, апатия, злость, зависть), вредные для себя и неприятные для окружающих людей.

Чтение из учебника призыва с. 69

ІІІ. Рефлексы. (1 балл).

Дан пример рефлекса – необходимо определить и назвать вид рефлекса и какие отделы мозга задействованы в этом рефлексе:

— На слово лимон выделяется слюна. (Условный рефлекс.

Большие полушария, височные доли.)

Учитель: — В познании вещей и явлений внешнего мира участвуют органы чувств. В результате объединения деятельности анализаторов мы получаем представления о тех или иных вещах и явлениях. 15/

IV. Органы чувств. (2 балла).

Озвучить строение уха. (Проигрывается видео без звука, а ученик озвучивает)

(Учитель русского языка) – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы свяжем урок биологии с уроком русского языка. Вы уже повторили органы чувств, давайте теперь вспомните фразеологизмы, связанные с темой вашей группы и составьте с ними предложения.

V. Придумать и записать предложение с фразеологизмами о глазах и иллюстрации. (2 балла).


2 группа

І. Обзор нервной системы. (2 балла)

— Назовите отделы нервной системы. Чем они образованы? (ЦНС и периферический. Головной мозг и спинной- ЦНС, нервы и нервные узлы- периферический )

ІІ. Биологический диктант- устно. (Каждый правильный ответ 1 балл)

1. Мозг, расположенный внутри позвоночного столба- _____(спинной)
2. За координацию движения человека отвечает ______ (мозжечок).
3.Основу нервной ткани образуют нервные клетки ________ (нейроны)
ІІІ. Рефлексы. (1 балл).

Дан пример рефлекса – необходимо определить и назвать вид рефлекса и какие отделы мозга задействованы в этом рефлексе:

— При соприкосновении с горячим происходит отдергивание руки. (Безусловный рефлекс. Спинной мозг. )

IV. Органы чувств. (2 балла).

— Что спрятано в ящике? Какие работают органы чувств?

V. Придумать и записать предложение с фразеологизмами о ушах и иллюстрации. (2 балла).


3 группа

І. Обзор нервной системы. (2 балла)

— Какая бывает по выполняемым функциям нервная система? Их функции (Соматическая и вегетативная. Соматическая – движениями , мышцами скелета. Вегетативная — управляет всеми органами, системами. Не зависит от воли человека)

ІІ. Биологический диктант- устно. (Каждый правильный ответ 1 балл)

1. Там, где соединяются короткие отростки нервных клеток образуется ____(нервный синапс)

2. Самый простой рефлекс ___________ (коленный)
3. Объединение нейронов, предназначенных для участия в выполнении какого-то определенного рефлекторного акта, это ____ (нервный центр)
ІІІ. Рефлексы. (1 балл).

Дан пример рефлекса – необходимо определить и назвать вид рефлекса и какие отделы мозга задействованы в этом рефлексе:

Происходит чихание и кашель. (Безусловный рефлекс. Продолговатый мозг)

IV. Органы чувств. (2 балла).

3. Обоняние (рассказать используя модель носа)

V. Придумать и записать предложение с фразеологизмами о языке и иллюстрации. (2 балла).


4 группа

І. Обзор нервной системы(2 балла)

— Отделы вегетативной нервной системы. Их функции (Симпатический- переводит организм в активное состояние, а парасимпатический — замедляет. Их нервы подходят к каждому органу )

ІІ. Биологический диктант- устно. (Каждый правильный ответ 1 балл)

1. Синапс в переводе с греч. означает _______ (соединение, связь)
2. Головной мозг состоит из ________ (5 отделов)
3. Длинный отросток нейрона называется ________(аксон)

ІІІ. Рефлексы. (1 балл).

Дан пример рефлекса – необходимо определить и назвать вид рефлекса и какие отделы мозга задействованы в этом рефлексе:

— После аттракционов происходит потеря координации движения, а потом она восстанавливается?( Безусловный рефлекс. Мозжечок)

IV. Органы чувств. (2 балла).

Орган вкуса: по флипчарту указать зоны чувствительности к различным вкусам

V. Придумать и записать предложение с фразеологизмами о носе и иллюстрации. (2 балла).

Пятое задание проводит учитель русского языка. Каждая группа записывает свои предложения в рабочей тетради. На ватмане создают иллюстрации группами. Презентация своих работ


4. Д/з: дополнить свои записи фразеологизмами, используя дополнительную литературу (словарь фразеологизмов, учебник).


5. Оценивание работы групп. Подсчет баллов.


6. Тестовая работа. 12/


Общая характеристика нервной системы. Сенсорная система

1 вариант

Общая характеристика нервной системы. Сенсорная система

2 вариант

Общая характеристика нервной системы. Сенсорная система

3 вариант

1. Длина продолговатого мозга

А) 2,5-3см

В) 3см

С) 3,5см

1. Автономная нервная система контролирует

А) внутренние органы

В) мышцы

С) мозжечок

1.Поверхность больших полушарий представлена

А) участками

В) извилинами

С) мозгом

2. Нервная клетка

А) нейрон

В) миоцит

С) нейроглия

2. Длинный отросток нейрона

А) дендрит

В) аксон

С) нейроглия

2. Отделы заднего мозга

А) варолиев мост и мозжечок

В) лобная и теменная

С) таламус и гипоталамус

3. Короткий отросток нейрона

А) дендрит

В) аксон

С) нейроглия

3. Часть мозга, регулирует тонус мышц и координацию движений

А) средний

В) продолговатый

С) мозжечок

3. Отдел автономной нервной системы, отвечает за сужение зрачков

А) парасимпатический

В) симпатический

С) проводниковый

4. Кашель и чихание рефлексы

А) условный

В) безусловный

С) средний

4. Доля коры головного мозга, где проходит слуховая зона

А) затылочная

В) височная доля

С) теменная

4. Количество спинно-мозговых нервов

А) 25

В) 12

С) 31

5. Нервы, образующиеся из передних и задних корешков спинного мозга

А) двигательные

В) чувствительные

С) смешанные

5. Ответ организма на внешние и внутренние раздражения

А) рефлекс

В) раздражение

С) сигнал

5. Нервный импульс

А) двигательное волокно

В) слабый электрический ток, информация

С) нейрон

6. Орган обоняния

А) нос

В) язык

С) кожа

6. Двояковыпуклое тело глаза

А) сетчатка

В) хрусталик

С) бок глаза

6. Исследование головного мозга с регистрацией и записью его биотоков

А) кардиограмма

В) электроэнцефалогра

фия

С) снимок

7. Ввел понятие анализаторы

А) И.П. Павлов

В) К. Бэр

С) И.М. Сеченов

7. Наружная оболочка глаз

А) сетчатка

В) зрачок

С) белок

7. Отдел уха, в котором расположены рецепторы

А) улитка

В) слуховой проход

С) молоточек

8. Орган осязания

А) нос

В) язык

С) кожные покровы

8. Орган вкуса

А) рот

В) язык

С) сетчатка

8. Орган слуха

А) нос

В) ухо

С) слуховые косточки

9. Слепое пятно сетчатки лишено

А) колбочек

В) рецепторов

С) палочек

9. Орган защищающий глаза от пота

А) брови

В) ресницы

С) веко

9. Колбочки обеспечивают видение

А) при ярком свете и цвет

В) в сумерках, без цвета

С) общее видение

10. Косточка среднего уха

А) улитка

В) барабанная перепонка

С) наковальня

10. Не различие отдельных цветов

А) конъюнктивит

В) близорукость

С) дальтонизм

10. Вестибулярный аппарат

А) языке

В) глазе

С) в ухе



4. Рефлексия. 1/

Какое настроение вы приобрели на уроке, разместите под смайликами свои сердечки



Приложение

  1. Карты Критерии оценивания и листы оценки (образец)

  2. Карты с заданиями для групп (образец)




1 группа


Критерии оценивания


10 — 9 баллов

«5»

8 — 6 баллов

«4»

5 — 3 балла

«3»

2 – 0 балла

«2»



Лист оценки



Название задания

Баллы

Полученные баллы


І. Обзор нервной системы


2 балла






ІІ. Биологический диктант- устно.

1.


1 балл



2.


1балл



3.


1 балл



ІІІ. Рефлексы.


1 балл



IV. Органы чувств.


2 балла



V. Записать предложение с фразеологизмами о глазах


2 балла



Итого


10 баллов








1 группа




Задания на обобщение знаний по нервной системе и органам чувств



І. Обзор нервной системы (2 балла)

Чем образована нервная система? Строение нейрона.



ІІ. Биологический диктант- устно. (Каждый правильный ответ 1 балл)

1. Ответная реакция организма на внутренние и внешние раздражители называется ______ _____________

2. Масса головного мозга ___________________________

3.Скопление тел нейронов вне центральной нервной системы называют _______________ ________________



ІІІ. Рефлексы. (1 балл).

Дан пример рефлекса – необходимо определить и назвать вид рефлекса и какие отделы мозга задействованы в этом рефлексе:

На слово лимон выделяется слюна.



IV. Органы чувств. (2 балла).

Озвучить строение уха.



V. Придумать и записать предложение с фразеологизмами о глазах и иллюстрации. (2 балла).




















Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПТИЦАХ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: