Конспект урока и презентация на тему «Цветок и его строение»


Урок и презентация на тему: «Цветок и его строение»

Выполнила учитель биологии школы

1743 г. Москвы

Конохова Людмила Николаевна

Образовательные задачи: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении цветка, формировать навыки работы с раздаточным материалом, продолжить умение работать с учебником, рисунком.

Развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умений анализировать, выделять особенности строения цветка.

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к природе, развивать чувство прекрасного.

Оборудование: таблицы, рисунки, учебник, модели цветков, тюльпаны, яблони, живые цветы, аппликации в конвертах (строение цветка).

  1. Проверка знаний учащихся.

  1. Что такое размножение? (это увеличение количества растений).

  2. Какие два способа размножения у растений вы знаете? (вегетативное и семенное)

  3. Что такое вегетативное размножение? (это размножение с помощью вегетативных органов)

  4. Каким может быть вегетативное размножение растений? (естественное и искусственное)

  5. Что такое естественное размножение растений? (это размножение растений в природе с помощью вегетативных органов)

  6. Привести примеры естественного размножения растений.

1.побегами ползучими (клевер, земляника)

2.корневищами (ландыш, черника)

3.клубнями (картофель)

4.луковицами (лук, тюльпан)

5.листьями (сердечник луговой)

6.корневыми отпрысками (осина, малина)

7. Что такое искусственное размножение растений?

(это размножение растений с помощью вегетативных органов

человеком)

  1. Примеры:

1.побеговыми черенками (ива,тополь)

2.отводками (крыжовник, смородина)

3.корневыми черенками (малина)

4.листовыми черенками (комнатные растения бегония, фиалка)

5.прививкой (плодовые деревья)

6.культурой ткани (жень-шень)



II Изучение нового материала.

Перед вами на таблице цветковое растение. Как оно называется ?(мак-самосейка). Откройте учебник страница 13 рисунок 10. Вспомните какие органы мы уже изучили?

  1. Корень. Что это за орган? (орган, обеспечивающий растение водой и минеральными веществами и укрепляющий его в почве)

  2. Побег. Что это за орган? (это наземная часть растения, состоящая из стебля и находящихся на нём почек, листьев, цветков)

А ещё какой орган есть у растения? (это цветок)

Сегодня на уроке мы начинаем изучать интересный орган у растения. Открываем тетради и пишем тему урока «Цветок и его строение».

Эпиграф урока: «Цветы как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры».

К.Жане

Проблемный вопрос: Зачем растению нужен цветок?

Мотивация учащихся: Я приглашаю вас в живой природы мир

Где интерес — наш главный ориентир

Узнаем мы, что всё здесь не случайно,

Найдём ответы, разгадаем тайны…

К цветкам у нас особое отношение, они всегда привлекают внимание людей. Ещё великий поэт Данте писал : «Я шёл вперед, но всюду замедлялись мои шаги при взгляде на цветы».Цветы широко вошли в жизнь человека. Наиболее торжественные и радостные дни в нашей жизни мы стараемся отметить цветами и дарим цветы тем, кого любим. Цветы нас радуют своей красотой. Изображение цветов можно встретить на самых разных предметах: посуде, женской одежде, на картинах. О цветах сочиняют стихи, поют песни, о них сложено много красивых легенд и преданий. У себя в квартирах люди заводят цветущие растения, часто привозя их с отдалённых концов земного шара. Многие цветы не только прекрасны, они ещё полезны. Это настоящая аптека природы, которая помогает человеку сохранить здоровье. Великий французский философ Ж.Ж.Руссо говорил однажды своим друзья : «Если вы увидите, что я очень болен и нет никакой надежды на моё выздоровление, отнесите меня на цветущий луг и вы заметите, что мне опять станет хорошо».Все мы любим цветы. У каждого есть любимый цветок. Какие цветы вы любите ? (розы, ромашки, орхидеи, хризантемы, тюльпаны, гвоздики, лилии, нарциссы, астры, гладиолусы). Сегодня вы узнаете о строении и функции цветка. Что такое цветок? (ответы учащихся). Цветок-орган семенного размножения. По происхождению является видоизменённым генеративным побегом с ограниченным ростом. Самый крупный цветок имеет Раффлезия Арнольди, диаметр его около метра, растёт на островах Сумматра, Ява. Раффлезия-паразит. Семя её прорастает в случае попадания на корни Циссуса- дикого винограда. Развитие занимает пять лет. Три года уходит на образование бутона, полтора года на образование цветка. Цветёт Раффлезия 2-4 суток, издавая запах гниющего мяса, привлекая насекомых, которые осуществляют опыление. Когда семена созревают, цветок превращается в клейкую массу. Семена вместе с этой массой прилипают к ногам животных и переносятся на другое место. Основными переносчиками семян являются слоны, поэтому растёт Раффлезия обычно вдоль слоновьих троп. Самые мелкие цветки имеет плавающая ряска из Австралии. Цветки имеют диаметр всего 0,1 мм. Самым крупным цветущим растением в мире является гигантская глициния (США штат Калифорния). Глициния была посажена в 1982 году. Сейчас её ветви достигают 152 метра в длину, в период цветения (5 недель) образуется до 1.5 цветков.

Как вы думаете какую функцию будет выполнять цветок?

Функция: образования плода с семенами!

Особенности строения цветка обеспечивают осуществление этой функции. Несмотря на то, что цветки очень разнообразны по размерам, форме, окраске они имеют сходное строение.

Познакомимся со строением цветка (демонстрация строения цветка яблони, тюльпана).

Цветок-орган семенного размножения, состоит из.

1-цветоножка-последнее междоузлие под цветком.

2-цветоложе- верхний конец цветоножки, на котором располагается цветок.

3-чашелистики- органы защиты цветка.

4-лепестки- служат для привлечения опылителей, самая красивая часть

цветка.

5-тычиночная нить- тонкая нить, поднимающая пыльник.

6-пыльник- в нём формируются мужские половые клетки. ТЫЧИНКА

7-завязь-расширенная часть пестика, где формируются

женские половые клетки.

8-столбик- поднимает рыльце.ПЕСТИК

9-рыльце- служит для восприятия пыльцы.

Таким образом тычинка- это мужской половой орган растений, пестик- это женский половой орган растений. Тычинка и пестик главные части цветка.

Цветки бывают



обоеполые(рис.66-шиповник)раздельнополые (рис.67-огурец)

Растения



Однодомные Двудомные (пестичные и тычиночные (пестичные и тычиночные

цветки- на одном растении) цветки- на разных растениях)


Давайте поработаем с учебником страница 88 и дополним эту схему примерами растений.


Однодомные Двудомные

(огурец, тыква, кукуруза, ольха, (тополь, осина, ива, хмель, крапива)

орешник, дуб)


III Закрепление.

1-Что такое цветок?

2-Какова его функция?

3-Зачем нужен растению цветок?

4-Как он устроен?

5-Главные части цветка?

6-Обоеполые цветки — что это за цветки?

7-Однополые цветки — что это за цветки?

8-Тычиночные или какие? (мужские)

9-Пестичные или какие? (женские)

10-Растения однодомные?

11-Растения двудомные?


Письменное закрепление

Терминологический диктант

1-Цветок- орган …… размножения

2-Главные части цветка а)……….

б)……….

3-Цветки, у которых есть тычинки и пестик, называют ………

4-Раздельнополые цветки имеют только …… или только …….

5-У двудомных растений тычиночные и …….. цветки расположены на

разных растениях.


Ответы: семенного, пестик, тычинки, обоеполые, пестичные, тычиночные, пестичные.


Задание: Собрать цветок из имеющихся в конверте его частей. Для каждого ученика выдаётся конверт. Учитель оценивает. Один ученик работает с магнитной доской и в конце работы показывает как нужно было правильно собрать цветок.


IV Подведение итогов.

Что нового узнали на уроке? Что было интересным? Чему научились? Понравился ли урок?

Домашнее задание.

§ 23, рабочая тетрадь задание № 1,2.

Творческое задание: сделать аппликацию цветка из цветного картона, пластилина, показав строение цветка.



Список используемой литературы

1.Агеева И.Д. «Веселая биология на уроках и праздниках». М., ТЦ Сфера 2009 год.

2.Акимушкин А. «Занимательная биология» М., Молодая гвардия 1972 год.

3.Головкин В.И. «Рассказы о растениях переселенцах» М., Просвещение 1984 год.

4.Пономарёва И.Н. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». М., Вентана-Граф 2005 год.

5.Сонин Н.И. «Биология. Пособие для учителя» М., Айрис 2003 год.

6.Трайдак Д.И. «Книга для чтения по ботанике». М., Просвещение 1978 год.

7. картинки для презентации заимствованы из Интернета (yandex.ru)

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Развитие умения определять склонение имен существительных"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: