Конспект урока на тему «Бактерии, их строение, жизнедеятельность и значение»


Тема «Бактерии, их строение, жизнедеятельность и значение»

Цели урока:

Образовательные: 

  • актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях;

  • показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий;

  • показать многообразие форм бактерий и их значение.

Развивающие: 

  • развивать понятия о многообразии живых организмов; 

  • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. 
    Воспитательные: 


  • воспитывать любовь к природе; 

  • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.


 Задачи урока: создать условия для развития:


1.     Предметных компетенций посредством раскрытия связи между особенностями организации бактерий и отличиями от организации других царств живой природы, принятии информации о полезных и опасных бактериях;

2.     Общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3.     Ключевых компетенций:

— ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;

— учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;

— информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;

— коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группах;

— социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;

— личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания 

Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.

Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии, сапротрофы, паразиты.





Ход урока.

  1. Прогнозирование темы урока. Целеполагание. Мотивация.

Задание: Прослушайте информацию и определите, о каких организмах идет речь в черном ящике. (Выносится черный ящик с испорченным яблоком)

Учитель: Около 5 млрд. лет назад, на Земле было пустынно. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зеленые (от избытка хлора в воздухе) тучи и почти не переставая, лили горячие дожди. Неделями, месяцами, годами заливали они равнины, пологие холмы и дымившиеся сопки вулканов. Из края в край гулял по Земле ветер, встречая на своем пути только камень. Лишь временами раздавался клекот огненных лав, с шипением изливавшихся и застывающих. В разводах туч изредка появлялось мутное, зеленоватое солнце. Оно отражалось в мелких озерах-морях, которые можно было бы перейти вброд. Только некому было ни ходить, ни летать, ни ползать — ничего живого не было на Земле, опаленной, темной, с ядовито-кислой водой, с ядовитым воздухом. И долго еще планета была безжизненной и пустынной. Миллионы и миллионы лет прошли, прежде чем в раннем докембрии, около 3,5-3,8 млрд. лет назад, появились они.

И господствовали на Земле около 2-х миллионов лет прежде, чем появились другие организмы. Пройдя такой длинный эволюционный путь, они до сих пор являются процветающей группой организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров.

Прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Эти организмы освоили все сферы жизни: водную, наземно-воздушную, почву, организмы других живых существ. (Учащиеся строят предположения)

Учитель: Итак, тема урока — «Бактерии их строение, жизнедеятельность и значение»


II.Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения..
Учитель: Предлагает учащимся высказать мнение о том, что им известно о бактериях и, что предстоит узнать.

Работа в тетради.

Учащиеся делят тетрадный лист на 2 колонки, в левую часть заносят что им известно о бактериях, а в правую часть что предстоит узнать.

Знаю Не знаю

Малый размер — Какое имеют строение?

Вызывают болезни…

— Когда и как размножаются?

— Какие бактерии поселяются?

— Какую имеют форму?

— Приносят пользу или вред? и т.д.

Учитель: Ребята, какие учебные задачи мы сегодня должны решить на уроке.

Ваши действия для достижения поставленных задач.


III. Постановка познавательных задач:

  • Как устроена бактериальная клетка и ее процессы жизнедеятельности.

  • Почему бактерии, являясь одними из древних на Земле, пройдя длинный эволюционный путь, широко распространены и существуют наряду с высокоорганизованными организмами?

  • Возможно ли существование современной биосферы и человека в ней без бактерий?




IV. Решение познавательных задач.

Класс делится на группы.

Работа в группах.

Учитель: Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

Задание группы № 1

Прочтите текст на стр.188-189, 191, рассмотрите рисунок 119. Выполните задания № 1 и № 2 в учебной карте.



Задание группы № 2

Прочтите текст на стр. 191-192 и дополнительный текст «Дыхание бактерий» Выполните задания № 3 и № 4 в учебной карте.

Дыхание бактерий.

Дыхание у бактерий осуществляется следующими способами: с использованием кислорода воздуха (аэробное) и с использованием кислорода, полученного посредством расщепления веществ (анаэробное) и которым кислород воздуха не нужен. Значит, бактерий по типу дыхания мы можем разделить бактерии на два типа: аэробы и анаэробы.

Задание группы № 3

Изучите текст на стр. 189-190 и дополнительный текст, выясните, как размножаются бактерии и способ выживания в неблагоприятных условий. Выполните задания № 5.

Размножаются бактерии простым делением надвое. Каждые 20 мин в благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться. Если, например, в организм человека попала всего одна такая бактерия, то через 12 ч их может стать уже несколько миллиардов. При такой скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить за 5 суток все моря и океаны. Но этого не происходит. Как вы думаете почему? Оказывается большинство бактерий погибает под действием солнечного света, высушивании, недостатке пищи, нагревании, под действием дезинфицирующих средств. На этом основаны и методы борьбы с бактериями.

В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Споры легко разносятся ветром, водой и т. д. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией. Споры бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.



Задание группы № 4

Прочитайте текс и выясните значение бактерий в природе и жизни человека.

Роль бактерий в круговороте веществ”

В природе постоянно происходит гибель живых организмов. Почему же планета не превращается в гигантское кладбище неразложившихся трупов? Кроме того, живые организмы накапливают в своем теле различные химические элементы. Существуют данные, что если не будет происходить круговорот веществ, то жизнь в океане прекратится приблизительно через 2 тысячи лет, а на суше через 60-100 лет.

Так вот, главная роль в разложении органических веществ принадлежит бактериям и грибам. Они могут разлагать органические вещества, отмерших организмов до минеральных веществ, которые могут использовать растения. Бактерии тем самым расчищают дорогу для новой жизни. Большинство процессов, происходящих в почве, носит биологический характер, то есть связано с жизнедеятельностью бактерий. Об этом свидетельствует огромное число бактерий в почве. Так, в бедных тундровых и песчаных почвах их насчитывается до 500 млн. бактерий в 1 грамме, в слабоподзолистых — до миллиарда, а в черноземах — от 2 миллиардов и выше. Общий вес микробов в пахотном слое 1 гектара достигает 4-5 тонн. Любой комочек почвы, богатый перегноем, — это крохотный мир деятельности микробов.

Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: бактерии разлагают органические вещества до минеральных, способствуют круговороту веществ, без чего жизнь на земле была бы не возможной.

Клубеньковые бактерии (симбиоз с бобовыми растениями)

Улучшая качество почвы, человек использует органические и минеральные удобрения. Есть и третий тип удобрений – зеленое. Его использовали еще в Древней Греции и Древнем Риме. Там на зеленые удобрения сеяли озимую рожь и горчицу. В Древнем Египте как зеленое удобрение сеяли клевер. В современной агротехнике используют севообороты. Обязательно высеивают на полях раз в 3-4 года растения семейства бобовых.

Оказывается, несмотря на огромное количество азота в атмосфере (78%) растения, так нуждающиеся в этом химическом элементе, не могут его усвоить. В этом им могут способствовать бактерии, поселяющиеся в корнях бобовых растений. Их так и называют – клубеньковые. Эти бактерии выделяют азотистые соединения, которые используют растения. От растения бактерии получают углеводы и минеральные соли. Связь, которая возникла между этими организмами, полезна им обоим и называется симбиозом. Бобовые растения (вика, клевер, горох, фасоль, люцерна) накапливают азот в своих телах и обогащают почву азотом. Хороший клевер накапливает за лето около 150 кг. азота на гектар. Вот почему эти растения могут использоваться как зеленое удобрение.

Вывод: Бактерии улучшают качество почвы, повышают ее плодородие.











Бактерии и продукты питания.

Был поставлен опыт: взяли три банки, в 2 банки налили сырого молока, а в третью банку – кипяченое. Накрыли крышками одну банку с сырым молоком и одну с кипяченым. Наблюдение проводили в течение 3-х дней. Результаты получились следующими. Сырое молоко в банке, незакрытой крышкой, скисло. В двух других банках появился неприятный запах, который у некипяченого молока был более сильным.

Анализируя результаты опыта, пришли к выводу, что бактерии гниения испортили молоко, а бактерии молочно-кислого брожения превратили его в простоквашу, которую можно употреблять в пищу.

Кисломолочные продуты не только можно, но и нужно употреблять. Вроде бы испорченный продукт через некоторое время вдруг приобретает совершенно новый вкус и приятный аромат. Люди давно заметили это свойство молока и употребили его себе во благо. Русские издавна готовят простоквашу и варенец, грузины – мацони, казахи – кумыс, украинцы – ряженку, болгары – йогурт. Все это кисло-молочные продукты. В качестве заквасок используются чистые культуры молочнокислых бактерий. Занимаясь проблемами долгожительства И. И. Мечников в начале XX в. пришел к выводу, что одной из причин преждевременного старения является постоянное отравление организма продуктами распада пищи. Молочно-кислые бактерии выделяют кислоту, которая подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию.

Бактерии и болезни человека.

Бактерии являются возбудителями многих болезней. Такие бактерии называются патогенными. Бактерии могут вызывать заболевания растений, животных, человека. У человека бактерии вызывают такие заболевания как ангина, тиф, холера, дизентерия, столбняк, туберкулез и другие, всего около 200.

В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 миллионов человек. От чумы в XIV веке в Европе погибла четверть населения – 10 миллионов человек. Чуму называли черной смертью. Ее эпидемии производили трагическое опустошение. Они вызывали отчаяние и ужас у людей, беспомощных перед неминуемой смертью. Так описывает “черную смерть” А.С. Пушкин в “Пире во время чумы”

Царица грозная, Чума
Теперь идет на нас сама
И льстится жатвою богатой;
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой…
Что делать нам? и чем помочь?

Города и селения вымирали, на улицах можно было видеть только могильщиков.

Со временем люди научились бороться со многими болезнями. Зная причины болезни и пути заражения можно обезопасить себя. В настоящее время проводят специальные мероприятия для предупреждения заразных заболеваний. Людей заболевших бактериальным заболеванием лечат в больницах.











V.Отчет групп о выполнении заданий.

Заслушивание командиров групп с результатами работы. Командир называет учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения. Проговаривает способы действия, которые помогли выполнить задание.

VI. Закрепление изученного материала и подведение итогов.

Учитель:

1. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

  • у вас на столах тест, вверху есть строчка «Моя оценка за знания». Подумайте, и поставьте себе туда оценку, за свои знания по теме.

  • далее организуется взаимопроверка работ, исправление ошибок, выставление оценок.

Учитель производит контроль оценивания.

2. Предлагает вспомнить тему и задачи урока, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.


Как ты оцениваешь свою работу в группе?


  1. Активный участник (принял активное участие в выполнении заданий)

  2. Пассивный участник (только фиксировал итоги обсуждения, выполнил не все задания)

Индекс активности класс (ИА)

А+(а:2) : количество человек в классе.

2


Д/З & 49-51, п/р ст. 191.

















Свежие документы:  Конспект урока химии для 8 класса "КИСЛОРОД. ОКСИДЫ. ГОРЕНИЕ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: