Конспект урока на тему «Наши глаза»


Наши глаза.


Конспект познавательного занятия в старшей группе.


Задачи:

  1. Познакомить с принципом работы и строением глаза человека.

  2. Формировать у детей представления об основных способах обеспечения и укрепления своего здоровья.

  3. Воспитывать ответственность за свое здоровье и чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.


Расширение словаря: окулист, око, зрачок, радужка, брови, веки, ресницы.


Материалы и оборудование: аудиозапись для релаксации, иллюстрации для оформления кабинета окулиста (таблица для проверки зрения), медицинский халат, фотоаппарат, настольная лампа, набор матрешек, мешочек с мелкими игрушками (двеиз них одинаковые), игра-шнуровка (планшет и шнурок), карточки «Хорошо-плохо для глаз», сундучок с замком, презентация «Зрение животных», морковь.


Ход занятия:


Дети входят в зал.


— Ребята, я приглашаю вас сегодня в интересное путешествие. А чтобы туда отправиться, вы сейчас сядете на коврик, закроете глазки, послушаете красивую музыку и представите, что вы, как в волшебной сказке, словно воздушные шарики поднялись вверх, летаете среди пушистых облаков, греетесь в солнечных лучах. Но теперь вы стали тяжелее и опускаетесь на землю. На счет «три» открываем глазки и смотрим, где же мы очутились.


(Во время релаксации воспитатель переодевается в халат врача, вешает на стену таблицу для проверки зрения).


— Посмотрите внимательно, где же мы оказались? (В больнице, в глазном кабинете)

— Почему вы так решили?

— Что лечат врачи в этом кабинете?

— Как называется врач, который лечит глаза?

— Ребята, а зачем нам вообще нужны глаза? Чем они нам помогают? Когда мы используем зрение?(Видеть предметы, цвета, форму, размер, передвигаться в нужном направлении, ориентироваться вокруг, читать, рисовать…)

— Правильно, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем. В старину глаз называли «око» — это окошко, через которое человеку видно всё вокруг.


— А хотите, я вам открою секрет, как работает глаз, и как мы видим? Я вам сегодня расскажу много разных тайн и секретов про наши глаза, а вы мне поможете.


— Наш глаз похож на фотоаппарат. Посмотрите, я сейчас нажму на кнопку затвора, что вы видите? (Открывается маленькое круглое отверстие).

— Вот через это отверстие лучи света попадают на пленку и рисуют на ней изображение, картинку.

— А теперь посмотрите на глаза друг друга – где же у нас есть такое же маленькое круглое отверстие, как в фотоаппарате?

— Да, это маленький черный кружок – зрачок. Через него свет попадает внутрь глаза и тогда мы видим то, на что смотрим, наш глаз как-бы делает фотографию окружающего.


— Но наш зрачок не только любопытный и за всем наблюдает, но еще и умный. В этом мы сейчас убедимся.

— Посмотрите и запомните, какого размера у вас сейчас зрачки.

— Сейчас мы подойдем к столу. Посмотрите на зрачки друг друга – какие они стали? (Маленькие)

— А сейчас давайте пойдем на сцену, посмотрим вокруг. Посмотрите сейчас на зрачки. Что изменилось? (зрачки стали больше).

— Как вы думаете, почему так произошло? Сравните эти два места у стола, и на сцене – чем они отличаются?

— Вот такой зрачок умный – когда света очень много и солнце светит ярко, зрачок уменьшается, становится маленьким, чтобы не обжечься о свет, чтобы свет его не ослепил. А когда света не хватает, зрачок расширяется, старается поймать как можно больше света, чтобы хорошо рассмотреть всё вокруг.


(Дети садятся)


— А как вы думаете, глаза у всех людей одинаковые? Повернитесь друг к другу, чем они отличаются?(Цветом)

— Кто знает, как называется цветной кружок в глазу? Этот цветной кружок вокруг зрачка называется радужной оболочкой. У одних людей она коричневая, у других цвет глаз зеленый, у кого-то серый, голубой.


— Мы разобрались, зачем нужен глаз — зрачок и радужка. А около глаз есть еще и брови, ресницы и веки. Давайте подумаем, а они-то нам зачем, ведь мы же ими не видим ничего?(Это сам организм защищает важные и нежные глаза.Брови как заборчик, задержат пот со лба и капли дождя, и для красоты. Ресницы защищают от пыли. Мигающее веко смывает попавшие пылинки и закрывает глаз от попадания опасных предметов).

— А мы с вами сами можем защитить свои глазки? Как? Какие правила вы знаете, выполняя которые мы защищаем глаза и зрение?


(Нельзя тереть глаза грязными руками.

Не смотреть долго и близко телевизор, не сидеть долго перед компьютером.

Ежедневно умываться.

Не читать в транспорте.

Не читать и не рисовать лежа.

Беречь от попадания опасных жидкостей и острых предметов.

Ежедневно гулять на свежем воздухе.

Есть продукты с витаминами: черника, грейпфрут, капуста, тыквенные семечки и грецкие орехи, красно-оранжевые овощи и фрукты, черный хлеб, яйца, рыба.)


— А еще, чтобы глаза не уставали от своей работы, чтобы они были здоровыми, сильными и зоркими, нужно делать специальную зарядку для них. Сейчас я вас научу, как ее делать.


(физминутка)


Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.

Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим «самолетом».

Правое крыло отвел, посмотрел,
Левое крыло отвел, посмотрел.

Отводят попеременно правую и левую руки и следят за ними взглядом

Я мотор завожу
И внимательно гляжу.

Делают вращательные движения руками перед грудью и следят за ними взглядом.

Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.

Встают на носочки и изображают полет самолета.


— Ребята, мы говорили о том, как защищать свои глаза. А для чего нужно их защищать, беречь, ухаживать? (И все это надо делать для того, чтобы сохранить свое драгоценное зрение надолго.)

— Но на земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?


— Давайте попробуем поработать с завязанными глазами, чтобы понять, как живется людям без зрения.



( Задания:

  • Расставить матрешки по величине.

  • Угадай предмет наощупь.

  • Достань из мешочка/с подноса два одинаковых предмета – мячики одинаковые по форме, но разного цвета.

  • На ощупь вдеть шнурок в планшет.

Выбираются по два ребенка на каждое задание. Остальные сидя наблюдают и помогают делать выводы.)


— Вот теперь вы и сами поняли, как трудно живется людям, которые ничего не видят. И надо всегда помнить о таких людях. Можем ли мы с вами чем-то помочь им? (Помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине).


— Мы сегодня много говорим про глаза и про то, как они нам очень помогают во всем. Но только ли у человека есть глаза?

— А я вам сейчас еще один секрет открою – животные видят мир не так как мы, а по-другому.


(Презентация – «Зрение животных»)


— Вот и заканчивается наш разговор о наших необычных и незаменимых помощниках – глазах. Нам пора возвращаться обратно. Садитесь на коврик, закрывайте глаза, представьте себя легкими воздушными шариками, летящими по небу…Стих ветерок и вы потихоньку опускаетесь на землю. Открываем глаза. (В-ль обратно переодевается, «встречает» детей из путешествия)


— Понравилось вам путешествие? Где вы, ребята, побывали?

— Что узнали нового? Что понравилось? А что интересного было?

— Пока вы путешествовали, у нас появился волшебный сундучок. Но он закрыт замком. А открыть его можно, подобрав правильный код. Вот сейчас мы и проверим, как вы умеете ухаживать за глазами. Из всех карточек надо выбрать только хорошие для зрения ситуации и объяснить их. Только тогда мы сможем узнать, что же за сюрприз в сундуке.(Морковка).


— Молодцы, все сделали и объяснили правильно, хорошо запомнили, как глазки свои беречь.


— Вот и закончилось наше занятие-путешествие. Нам пора идти гулять. До свидания!





Как в поселке то было в Полуночном,

Как в поселке то было Полуночном,


Ах, тешки-терешки, терешки мои

Развеселые матрешки, матрешки мои.


Молода краса росла там, расцветала,

Вся родня её Светланой величала.


Подошла пора ей в жизнь определиться,

Но куда пойти, куда пойти учиться?


А хотелося Светлане поиграти,

Поучить и повоспитывать дитяти.


Документ-то непростой ей подавали,

С красной корочкой ей в рученьки вручали.


Вот и стала краса-девица трудиться,

С малышами целый день в саду вощиться.


И спокойно нашей деве не сидится –

Захотелось в институте поучиться.


Любят Свету как и дома, на работе,

и активна и всегда у всех в почете.


Представляет детский сад на семинарах,

Сделать сайт для садика – уже не мало.


А теперь пора гостей уже встречати,

Чтобы в конкурсе себя-то показати.


Пожелаем ей удачи успехов

И работать безо всяких без огрехов.













Гимнастика для глаз «Жук»

Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.

К журавлю жук подлетел,
Зажужжал и запел «Ж-ж-ж…»
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж…»
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.

Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.

Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно—
Хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог.
«Ж-ж-ж…»

Зрительная гимнастика в стихах

Раз -налево,
два — направо,
Три — наверх,
четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз




У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обладатели живут. По-особому воспринимают свет даже растения – их листья расположены так, чтобы уловить как можно больше солнечных лучей. Даже на поверхности тела червей есть так называемые «глазки». Но растения и черви ничего не видят, а только реагируют на свет.

Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи.

Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой надо начать двигаться.

У раков глаза расположены на специальных стебельках, которые могут выдвигаться впереди и вращаться как антенны, когда сам рак неподвижен. И еще у рака есть особенный глаз на хвосте, который помогает раку ориентироваться, когда он пятится назад. А вот у морских звезд есть по одному глазу на кончике каждого луча.

У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. Зрение у сов прекрасное, они хорошо видят ночью. Чтобы лучше видетьв темноте, зрачок у них может сильно увеличиваться.

Глаза кур, голубей, ящериц способны видеть только при свете.

У стрекозы глаза имеют своеобразное строение. Нижней частью глаз стрекоза хорошо различает цвета, верхняя часть цвета не различает, но хорошо видит на фоне неба мошек, которыми питается.

Мухи и Пчелы – пятиглазые насекомые, он имеют по два больших и по три маленьких глаза. Кроме того, пчелы необычно воспринимают цвета. Красный цвет им кажется черным и поэтому красные цветы они не опыляют. У пауков 8 глаз.



Кошка видит в темноте в 10 раз лучше нас. Собака по-другому различает цвета, видит много оттенков серого.



Клещи смотрят на мир спиной: именно там у них расположены глаза.


У всех насекомых есть сложные глаза. Они состоят из нескольких сотен и даже тысяч маленьких глазков. Каждый такой глазок улавливает только небольшой кусочек изображения. Например, муха смотрит на вас. Один ее глазок видит только часть вашей головы, другой руки, третий ноги, четвертый пальцы и так далее. Все маленькие глазки насекомого очень хорошо совмещены, поэтому у него всегда создается полная картинка того, на что оно смотрит.


Сложные глаза стрекозы состоят из сотен тысяч крошечных шестиугольных глаз, каждый из которых по размеру – 0,04 мм в диаметре. Также стрекозы отличаются зрением на 360 градусов, что позволяет им легко ловить добычу на лету.


Свежие документы:  Урок биологии в 8 классе "Строение и работа сердца"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: