Конспект урока на тему «Обмен веществ и превращение энергии в клетке»


Тема: Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Цель: выяснить сущность процесса обмена веществ и превращения энергии, понятия ассимиляция, диссимиляция, автотрофные и гетеротрофные организмы, анаэробные и аэробные организмы, продолжать закреплять умение у учащихся составлять таблицу, распределяя соответствующие организмы по графам.

Оборудование: Схема, учебник.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка д. з.

  3. Объяснение нового материала:

Основой жизнедеятельности клетки и организма является обмен веществ и превращение энергии.

Обмен веществ и превращение энергии (метаболизм) – это совокупность биохимических реакций, протекающих в клетке и обеспечивающие процессы ее жизнедеятельности. Работа со схемой учебника, стр. 53.

Обмен веществ и превращение энергии состоит из двух взаимосвязанных, но противоположных

процессов: ассимиляции и диссимиляции. Схему записать в тетрадь.

Обмен веществ = ассимиляция (пластический обмен) + диссимиляция (энергетический обмен)

Синтез веществ Распад веществ



Поглощение энергии и распад молекул АТФ Освобождение энергии и запасание ее в виде АТФ

примеры: синтез белков, нуклеиновых кислот, примеры: дыхание, брожение, гликолиз

углеводов у растений





Основное вещество, которое обеспечивает все обменные процессы в клетке – АТФ. Все реакции обмена веществ происходят при участии ферментов.

Типы обмена веществ:

Единственный источник энергии на Земле – Солнце. Благодаря солнечной энергии происходит синтез органических веществ из неорганических (фотосинтез у растений).

По способу получения энергии, питания и синтеза органических веществ все организмы делят:

  1. Автотрофные – используют солнечную энергию и синтезируют органические вещества из неорганических (зеленые растения, цианобактерии)

  2. Гетеротрофные организмы – используют только готовые органические вещества. Источником энергии для них служит энергия органических веществ, получаемая с пищей.



По процессам диссимиляции (дыхание):

1.Аэробные – для жизнедеятельности необходим кислород

2. Анаэробные – для жизнедеятельности кислород не нужен. (Почвенные микроорганизмы – бактерии, внутренние паразиты).

3. Закрепление материала в виде таблицы (самостоятельная работа по вариантам). На доске выписаны организмы, которых нужно занести в таблицу.

Типы организмов по способу питания

Примеры организмов разных царств

Особенности процесса диссимиляции

Клевер луговой

Бычий солитер

Спирогира

Кукушкин лен

Папоротник (щитовник)

Кузнечик

Речной рак

Цианобактерии

Молочнокислые бактерии

Виноградная улитка

Выставление оценок за урок.

  1. Д.з. п.13.

  2. Таблица к уроку.

Типы организмов по способу питания

Примеры организмов разных царств

Особенности процесса диссимиляции

Автотрофные

Гетеротрофы

Автотрофные

Автотрофные

Автотрофные

Гетеротрофы

Гетеротрофы

Автотрофные

Гетеротрофы

Гетеротрофы

Клевер луговой

Бычий солитер

Спирогира

Кукушкин лен

Папоротник (щитовник мужской)

Кузнечик

Речной рак

Цианобактерии

Молочнокислые бактерии

Виноградная улитка

Аэробные

Анаэробные

Аэробные

Аэробные

Аэробные

Аэробные

Аэробные

Аэробные

Анаэробы

Аэробные



Свежие документы:  Урок на тему «Проблема мусора»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: