Конспект урока на тему «Отдел Папоротниковидные»


Урок № 34. Отдел Папоротниковидные. Лабораторная работа № 14. Строение щитовника мужского.

Цель урока: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности папоротниковидных, их роли в природе и жизни человека, разнообразии; развивать умение выявить черты приспособленности папоротниковидных к среде обитания, их сходство и различие с другими высшими споровыми растениями; прививать бережное отношение к природе.

Ход урока

Сегодня на уроке нам понадобятся знания некоторые терминов, усвоенные вами на прошлых занятиях. С какой базой вы пришли на урок я проверю с помощью двух игровых заданий. Каждое задание вы выполняете индивидуально.

Первое задание — «Лото-светофор», второе — «Подбери код».

Актуализация опорных знаний.

Задание «Лото-светофор»

На столах лежат сигнальные карточки (по 6 штук каждого цвета)







И карточки для лото

1 вариант

спорофит

водоросли

слоевище

гаметы

корневище

антеридии

узел

сфагнум

жизненный

цикл

2 вариант

ткань


ламинария

гаметофит

оплодотворение

спора

архегонии

коробочка

ризоиды

зигота

Задания – накрыть сигнальной карточкой указанного цвета соответствующий термин

  1. Эти растения относятся к низшим (красная)

  2. Совокупность клеток, одинаковых по строению и выполняющих одинаковую функцию (желтая)

  3. Клетка бесполого размножения (зеленая)

  4. Бурая водоросль (красная карточка)

  5. Мох, у которого нет ризоидов (желтая)

  6. Тело растения, которое не расчленено на органы (зеленая)

  7. Органы растения, в которых образуются яйцеклетки (красная)

  8. Органы растения, в которых образуются сперматозоиды (желтая)

  9. Половое поколение в жизненном цикле растений (зеленая)

  10. Бесполое поколение в жизненном цикле растений (красная)

  11. Процесс слияния мужской и женской половых клеток (желтая)

  12. Подземный побег хвоща. (зеленая)

  13. Половые клетки (красная)

  14. Чередование полового и бесполого поколений растения. (желтая)

  15. Корнеподобные выросты (зеленая)

  16. Оплодотворенная яйцеклетка (красная)

  17. Где расположены спорангии у кукушкиного льна? (Желтая)

  18. Участок стебля, от которого отходит лист (зеленая)


Ответы: 1 вариант











2 вариант











Задание «Подбери код»

Выберите номера правильных утверждений


  1. Мхи относятся к высшим споровым растениям.

  2. Сфагнум не имеет ни корней, ни ризоидов.

  3. Плауны – это высшие цветковые растения.

  4. Хламидомонада – многоклеточная зелёная водоросль.

  5. Вольвокс – это красная водоросль.

  6. Тело водорослей называют таллом.

  7. Для оплодотворения кукушкиному льну не нужна вода.

  8. Мёртвые клетки сфагнума фотосинтезируют.

  9. Все низшие растения – одноклеточные.


Верные утверждения: 1,2,6.


Сверьте свои ответы с правильными, поднимите руки те, кто выполнил все задания верно.


К сегодняшнему уроку вы получили задание поработать с дополнительными источниками информации и подготовить материал по теме «Отдел Папоротниковидные». Сегодня у меня на уроке присутствуют учащиеся-эксперты в таких областях: ботаники, палеонтологи, экологи, географы, медики.


Сегодня мы с вами начинаем знакомство еще с одним отделом высших споровых растений – отделом Папоротниковидные. С папоротниками связано много легенд. Так, славяне в середине лета, в ночь с 6 на 7 июля на кануне праздника Ивана Купалы искали черный папоротник (страусово перо). Эта традиция описана, например, в отрывке из произведения Н.В. Гоголя «Ночь накануне Ивана Купала»

«… Глядь краснеет маленькая цветочная почка, и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся словно пламя, осветив и другие около себя…».

Только смелый и удачливый человек мог заполучить цветок огнецвета, от которого распадались все замки и запоры, и сами в руки давались клады. Человек, увидевший цветок мог понимать язык зверей.

ОПЕРЕЖАЮЩИЙ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Скажите, а кто-нибудь из вас видел, как цветет папоротник? Почему?

Перейдем к изучению нового материала, план которого вы видите на доске.

И я приглашаю к доске группу экспертов-ботаников, которые объяснят вам первый вопрос — строение папоротника на примере Щитовника мужского.

1. Строение папоротника Щитовника мужского.

Ученики-эксперты. У папоротника есть подземный видоизмененный побег – корневище. От него вверх отходят листья, а вниз – придаточные или дополнительные корни.

Часто на корнях образуются выводковые почки, обеспечивающие вегетативное размножение растения.

У большинства папоротников лист растет как стебель – верхушкой. Он улиткообразно закручен и называется вайя (т.е. «веер»). Лист состоит из черешка и листовых пластинок. Лист является одновременно фотосинтезирующим и спороносящим органом.

На нижней стороне листовой пластинки развиваются спорангии, которые собраны в сорусы.

Учитель: Проведем текущее закрепление материала (фронтальный опрос).

— какие корни развиваются у папоротников (придаточные и боковые),

— у папоротников есть стебель, но его мало кто видел. Почему? (потому что у них подземный побег — корневище),

— как называются листья папоротников (вайи),

— что располагается на вайях (с нижней стороны листа расположены скопления спорангиев — сорусы).

Какие новые термины мы узнали на уроке и выпишем в тетрадь? – ВАЙЯ, СОРУС

А теперь переходим ко второму вопросу – размножение папоротниковидных

2. Жизненный цикл Щитовника мужского

Ученики-эксперты: В цикле развития у папоротников преобладает спорофит. Спорангии находятся на нижней стороне листа группами – сорусами. Споры рассеиваются при разрыве стенки спорангия. На влажной почве споры прорастают в маленькую зеленую сердцеобразную пластинку, размером до 1 см. Это заросток (гаметофит), который крепится к почве ризоидами. Он обоеполый, т.е. на нем образуются антеридии (мужские) и архегонии (женские органы размножения).

Оплодотворение происходит в водной среде – во время дождя, при выпадении росы, в воде. Из оплодотворенной яйцеклетки формируется зародыш (спорофит), который начинает расти, потребляя сначала питательные вещества гаметофита, а затем питаясь автотрофно. Спорофит – многолетнее растение.

Учитель — Проведем текущее закрепление материала (фронтальный опрос).

— что за коричневые бугорки вы видите на нижней стороне листовых пластинок вайи (сорусы),

— у какого поколения папоротника образуются ризоиды (у заростка — гаметофита),

— что еще есть у заростка (антеридии и архегонии),

— при каком условии происходит оплодотворение у папоротников (если есть капельно-жидкая вода),

— какое поколение образуется при прорастании споры папоротника (гаметофит).

Третий вопрос нашего урока – распространение папоротниковидных и их значение в природе и я предоставляю слово экспертам-экологам и географам.

3. Распространение, разнообразие и значение папоротниковидных.

Ученики-эксперты географы: Папоротники широко распространены по всему земному шару, произрастают как на суше, так и в воде.

Встречаются папоротники в разных экологических условиях. Большинство из них растет в тропических лесах, где они представлены древовидными и травянистыми формами. Древовидные папоротники имеют ствол высотой до 25 м. На верхушке ствола находится крона из больших вечнозеленых листьев, длиной до 5 м.(Австралия, Центральная и Южная Америка)

Самым маленькими папоротниками считаются хецистортерис пумила и азолла карилиниана. Длина этих видов едва достигает 12 мм. Также, в тропических лесах есть папоротники эпифиты, растущие на деревьях и лианы.

В умеренных зонах распространены только травянистые виды; они чаще встречаются во влажных лесах, по сырым оврагам, некоторые растут на заболоченных местах и в водоемах. В наших лесах чаще всего встречаются папоротники: орляк, кочедыжник женский, щитовник мужской, страусово перо и др.

Эксперты-экологи. В природе папоротники являются компонентом растительных сообществ, образуют подлесок в лесах. Некоторые виды папоротников используют в качестве декоративных растений (адиантум, полиподиум, нефролепис). Молодые листья определенных видов употребляют в пищу. Окаменелые останки – каменноугольные отложения – человек использует как источник энергии. В Красную книгу Украины занесено 11 видов папоротниковидных: адиант венерин волос, сальвиния плавающая, анограма тонколистная, нотолена марантовая, птерис критский, марсилия четырехлистная, вудсия альпийская, вудсия эльбская, гронянка полулунная, аспления черная, краекучник перский.

Эксперты-медики. Отвары корневищ и настойки некоторых папоротников применяют в медицине как болеутоляющие, противовоспалительные, противоглистные средства, для лечения легочных заболеваний, рахита, желудочных расстройств.

4. Вымершие папоротниковидные

Учитель – Отдел Папоротниковидные насчитывает около13000 видов, но особенно много их было 300 млн лет назад. Эксперты-палеонтологи нам расскажут об этом.

Ученики-палеонтологи. Папоротники безраздельно господствовали на всей планете 3000 млн лет назад. Они образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала Солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди. Это приводило к разливам рек, образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызывало пышный рост древовидных папоротников. Высота деревьев достигала почти 40 м. Отмершие растения падали на залитую водой почву. Во время разлива реки сносили деревья и заносили их песком и илом. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без доступа кислорода они превратились в каменный уголь.

До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки позволили восстановить внешний вид некоторых вымерших растений и животных.

Учитель — Проведем текущее закрепление материала (фронтальный опрос).

— как образовался каменный уголь, каково его значение в жизни человека?

— почему папоротников больше во влажных тропических лесах, чем в умеренной зоне?

— где распространены папоротники?

Закрепление нового материала проходит поэтапно при изучении каждого из вопросов новой темы.

Домашнее задание: составить кроссворд с ключевым словом «ПАПОРОТНИК»

Написать мини-сочинение «Путешествие в лес каменноугольного периода», используя сказочный сюжет и биологические термины. Изучить параграф учебника, ответить устно на вопросы в конце параграфа.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: