Конспект урока на тему «Размножение и развитие организмов. Митоз»


Тема: Размножение и развитие организмов. Митоз

Цель: продолжить формирование понятий о значении и размножении организмов; познакомить с особенностями митотического деления клеток и его биологическим значением.

Оборудование: таблица «Митоз», микроскопы, микропрепараты «митоз в клетках корешка лука», раздаточный информационный материал по теме.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Когда-то в своем произведении «Фауст» Гёте сказал:

Все это было тайной для людей

И стало им открыто лишь поздней.

Я думаю, что эти слова очень подходят к нашему сегодняшнему уроку.

Размножение и развитие организмов долгое время оставались загадкой для человека. Сейчас наука постигла эту тайну. Сегодня на уроке мы с вами пополним свои знания о размножении организмов.

Мы начинаем изучать большую тему «Размножение и развитие организмов», но говорить сегодня будем об одном из способов деления соматических клеток – митозе. (Запись темы урока в тетрадь).

Что такое размножение и развитие?

— Это одно из свойств всего живого.

Что еще мы знаем о размножении?

— Благодаря способности к самовоспроизведению организмы сохраняют тем самым численность и многообразие видов.

— Размножение лежит в основе роста и развития.

— Организмы могут размножаться половым и бесполым способами.

— При половом размножении участвует два организма и дочерние особи приобретают новую комбинацию признаков.

— При бесполом размножении участвует один организм и дочерние особи являются точной копией материнской особи.

Все верно. С особенностями полового размножения мы познакомимся

позже. Сегодня мы будем говорить о бесполом размножении.

Какие вы знаете способы бесполого размножения?

— Вегетативное, спорообразование, почкование, прямое деление клетки.

(демонстрируется схема размножения)

В основе всех названных способов лежит митотическое деление и вы сказали, что при бесполом размножении дочерние особи являются копией материнской. Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

(формулируется цель; записывается на доске)

II. Изучение нового материала.

Изучив клеточную теорию Вирхова, мы с вами знаем, что структурной единицей многоклеточного организма является клетка. Она, как и целостный организм имеет свой жизненный цикл, т.е. период жизни клетки от деления до деления или гибели клетки.

Продолжительность жизненного цикла даже у разных клеток одного организма различна. Посмотрите на информационные листы. Вы видите, что его продолжительность может составлять минуты, часы, дни и даже годы. Наиболее распространенные жизненные циклы составляют 18-20 часов.

Рассмотрите схему. (вывешивается схема «Жизненный цикл»)

Большую часть времени жизненного цикла составляет «период покоя» — интерфаза, как его называли раньше. Но покоя ли? Вот что показали исследования. Этот период состоит из 3-х этапов: G1 – пресинтетический, S— синтетический, G2- постсинтетический. (краткая характеристика этапов)

После завершения постсинтетического периода клетка готова к новому делению – митозу.

Посмотрите на таблицу. Мы видим. Что митоз состоит из нескольких фаз, каждая из которой характеризуется определенными изменениями в клетке. Попробуем сравнить эти фазы (учащиеся сравнивают, их высказывания уточняются).

А теперь еще раз посмотрите, как протекает митоз в клетках корешка лука. Выполним практическую работу. (работа с микроскопами)

Посмотрели. Возьмите информационные листы и выполните первое задание. Вам необходимо правильно определить фазы митоза (1 ученик работает у доски). Самопроверка.

Какие же процессы протекают в каждой из определенных нами фаз. Класс работает с заданием 2. (ученик у доски распределяет процессы митоза по фазам). Самопроверка.

Мы с вами познакомились с ходом митоза. Кто сможет сформулировать определение «что такое митоз»?

(учащиеся формулируют определение, учитель уточняет)

Определение записывается в тетрадь.

Как вы думаете, какое биологическое значение имеет митоз? (при ответе учащиеся используют материал учебника стр.77). Значение митоза записывается в тетрадь.

Сегодня вам открылась тайна материнской клетки. Вернемся к цели нашего урока.

Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?

И так. В чем особенность митотического деления?

— митоз проходит в 4 фазы, в результате чего осуществляется равномерное распределение хромосом.

В чем биологическое значение митоза?

1.Генетический материал клетки равномерно распределяется между дочерними клетками.

2.Поддерживается постоянство кариотипа в ряду поколений клеток.

3.Служит клеточным механизмом процессов роста, развития, регенерации и бесполого размножения.

Все это было тайной для людей

И стало им открыто лишь поздней.

А вот все ли из вас постигли эту тайну мы узнаем выполнив тестовое задание

(учащиеся выполняют тестовое задание по вариантам)

Взаимопроверка. (ответы на доске)

Рефлексия: 1.Определяются учащиеся не допустившие ошибок.

2.Сделавшие одну ошибку

Домашнее задание.



Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему "Регуляция функций в организме"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: