Конспект урока на тему «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ, ИХ ПОВЕДЕНИЕ И ПЕРЕЛЁТЫ»





Г.Старый Крым 2014

Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц, их поведение и перелёты.









Старокрымский УВК №з «Школа-лицей»

с модульной технологией обучения

Кировской РГА

Учитель биологии,

высшей категории,

«Старший учитель»

Чусова Н.А







Тема. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц их поведение и перелёты.

Цель. Раскрыть особенности строения органов размножения, процессов размножения и развития птиц, дать представление о жизненном цикле птиц, показать особенности сезонных явлений в жизни птиц; определить причины миграции и причины их изучения; развивать умение сравнивать, делать выводы о чертах сходства птиц и пресмыкающихся; развивать логическое мышление, творчество детей; воспитывать у учащихся любовь к родному краю, чувство прекрасного, ответственность за тех, кто живёт рядом.

Оборудование. Таблицы с изображением гнездований, схема строения гнезда, презентация.

Тип урока. Изучения нового материала.

Методы и приёмы. Беседа, рассказ, биологический диктант, работа в группах, путешествие в страну «Орнитологии», тестирование.

Є багато пташок голосних,

Любi, милi нам спiви пташинi.

Та завжди наймилiшими з них

Будуть тi, що у рiднiй країнi.

Андрiй Кравченко

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ



1.Биологический диктант

Тело птиц покрыто___________, которые делятся на______, ________, __________. Форма тела_________, стопа образует_________ для упругости задних конечностей.

Наиболее развиты большие грудные мышцы, которые размещены на__________ отростке грудины. Температура тела________.

Отдел мозга_____________, который обеспечивает координацию движений. Сердце___________ камерное, __________ кругов кровообращения. Двойное дыхание обеспечивают______________.

В выделительной системе отсутствует орган___________, который обеспечивает уменьшение массы тела, приспособление к полёту.





2. Выбери правильное утверждение

1. Все птицы теплокровные животные.

2. Все птицы летают.

3. На земле около 9000 видов птиц.

4 . Соколы, ястребы, орлы относятся к хищным птицам.

5. У летающих птиц нет пуховых перьев.

6. У большинства птиц только одна железа- копчиковая.

7. Клюв птиц покрыт костными щитками.

8. Пуховые перья не имеют опахал.

9. Самые крупные контурные перья- это маховые и рулевые.

10. Кожа птиц, сухая, без потовых желёз.

3. Мозговой штурм.

1. Какие прогрессивные признаки появились у птиц по сравнению с пресмыкающимися?

2. О каких особенностях птицы можно узнать по форме клюва?

3. Какие органы птиц развиты особенно хорошо?

4. Тестирование.

1. Какой признак сближает птиц с рептилиями в большей мере, чем остальные:

А) теплокровность;

Б) перьевой покров;

В) способ размножения.

2. К степным птицам относятся:

А) дрофа;

Б) тетерев;

В) рябчик.

3. Отсутствие зубов у птиц:

А) обеспечивает им лёгкий захват пищи;

Б) облегчает полётный вес;

В) усложняет ловлю добычи.

4. Цевка- это часть:

А) верхней конечности;

Б) грудной клетки;

В) нижней конечности.



5.Творческое задание.

«Всякая птица своим клювом сыта.» Кокой биологический смысл этого высказывания?





  1. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Загадка

Кто два раза рождается, а раз умирает? (Птица)



Сказочная курочка с вопросами

  1. Почему птицы откладывают яйца, а не вынашивают в организме?

  2. Почему птицы откладывают по одному яйцу, а не всю кладку сразу, как пресмыкающиеся?

  3. Почему во время далёких миграций птицы могут находить дорогу домой?

  4. Почему у птиц разные гнёзда?

  5. Почему у птиц по-разному проявляется забота о потомстве?

Ответы на нераскрытые вопросы вы узнаете сегодня на уроке.

Оглашение темы, цели, заданий урока.



  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сегодня мы совершим путешествие в интересную страну «Орнитологию». С помощью наших экскурсоводов-учеников вы сможете ответить на все вопросы «Сказочной курочки».

Экскурсию по каждому городу страны будет вести отдельный ученик, который делал по нему мини-проект.



Первый город «Яйцо»

Тут вы узнаете:

  • Почему птица рождается дважды (сначала яйцо, а потом птенец).

  • Быстрое формирование и отложение яйца, это тоже, своеобразное, приспособление к полёту, таким образом изменяется вес тела.

  • Каждая часть яйца выполняет определённую функцию, нарушение которой делает невозможным созревание зародыша.

  • Разнообразное окрашивание яиц – своеобразная защита.

  • У самок один яичник (уменьшение массы тела).













Зародыш (будущий организм)


Желток (запас питательных веществ)




Халазы (удерживают белток, поднимают зародышевый диск вверх)











Яйцо






Скорлупа

(Защита)




Воздушная камера

(запас воздуха)





Белок

(защита, запас воды)














Это интересно

  • Самое большое яйцо в мире несли недавно истреблённые мадагаскарские птицы- эпифнисы. Вес одного яйца 7-8 кг.

  • Масса яйца колибри 2 мг, а страуса-1,5кг. Количество яиц в гнезде: змееяд- одно, а куропатка- двадцать пять.

  • Новозеландские птички киви откладывают самые большие яйца по отношению к величине их тела из всех птиц.







Второй город «Жизненный цикл»

Чому сумують журавлi,

Коли у вирiй вiдлiтають?

Вони сумують, бо не знають

На свiтi кращоi землi,

Нiж та, що покидають.

М. Похила

Для птицы страшен не холод, а голод, помогите им зимой.



Беседа птиц (ролевая игра)

На птичьем базаре осенью

Беседу птицы вели:

Ворона: «Скоро холода придут

И голодные дни для нас настанут».

Аист: «Что это- холод и зима?

Нам не известна она».

Гуси: «В дорогу дальнюю нам собираться,

Здоровья и сил нужно набраться,

Перелётов путь тернистый».

Ворона: «Зато там будет вам, что кушать,

А у нас всё снегом заметёт,

И пищи не найти нигде».

Синицы, сойки, снегири, кочуют к нам

И голодают вместе с нами.

Надежда только на людей-

Они жизнь нашу спасают,

И кормушки расставляют,

А в них зёрна насыпают.

Аист: «Полетели с нами друзья,

Если зимой так туго Вам».

Ворона: «Нет, не имею я инстинкта.

Полёта не переживу.

Поэтому оседлыми зовёмся-

Лететь мы в стае не берёмся».











Жизненный цикл: подготовка к размножению — выведение птенцов – линька- подготовка к зимовке- зимовка.

Оседлые

Кочевые

Перелётные

Тетерева

Вороны

Совы

Сойки

Дятлы

Синицы

Ласточка (Африка)

Грачи (Средиземноморье)

Аисты (Африка)



Ориентирование в полёте:

  • По рельефу (гуси);

  • По положению солнца (аисты, ласточки, грачи);

  • По положению Месяца и звёзд (кукушки, соловьи);

  • По магнитному полю (овсянка).



Третий город «Брачный период»

Создают пары

Лебеди — на много лет.

Мелкие и средние птицы- на сезон.

Тетерева- не образуют пар.

Это интересно. Про брачный период.

  • В период размножения птицы ведут себя по-разному. Например, когда самец крачки готовится найти себе пару, он ловит рыбу и дарит самке, которая берёт подарок в клюв, но не ест её. Многие орнитологи считают, что так происходит обряд взаимного определения пары.

  • Самец мартына, показывает самке место, которое он выбрал для гнезда, наклонившись крутит головой, как будто сверлит землю.

  • Наблюдая за домашними гусями, можно увидеть их позы. Гусь подходит к гусыне решительно, характерно выгнувши шею и, на всякий случай, наклонив голову-он готов к защите.

  • Кулики атакуют молча. Самцы бросаются друг на друга, оттопырив яркие воротники. Самки в своём невзрачном наряде держатся недалеко.

  • Турухтаны-молодцы, как долго бы не длился турнир, каких бы угрожающих поз они не принимали, до драки не доходит.

  • Соловей в брачный период пытается обратить внимание подруги своим удивительным пением.

  • А вот журавли, которых, кстати, осталось очень мало (из семи видов четыре занесены в Красную книгу), в брачный период исполняют весенний танец. Они размещены кольцом, и только один становится в центре. Он ходит, наполовину раскрыв крылья, выгнув шею к низу и высоко задрав клюв. Иногда он приседает, периодически взмахивая крыльями.

  • «Зрители» переступают с ноги на ногу и иногда тоже приседают. После того, как один внезапно взлетает, делает круг и приземляется рядом с «солистом», все кланяются друг другу и прижимают головы и шеи к груди.



Четвёртый город «Такие удивительные и разные гнёзда»

Строительство гнезда-инстинкт.

Гнездо-визитная карточка:

  • Кайры строят гнёзда на выступах скал, яйцо грушеобразной формы, поэтому, как его не крути , а оно остаётся на месте.

  • Кукушка подкидывает яйца в чужие гнёзда.

  • Сорные куры откладывают яйца в кучи растительных остатков, выгреваются они теплом, которое образуется от гниения остатков.

  • Пингвины держат на ногах и прикрыв яйцо в складке кожи, могут голодать 9 недель во время высиживания яйца, могут выносить холод до -60с.

Инкубация от двух недель (у поющих птиц) до двух месяцев (у хищных).



Пятый город «Забота о потомстве»

Птенцы

Гнездовые (голые, слепые, глухие, беспомощные). Постоянный присмотр (воробьи, дятлы, ласточки).

Выводковые (полностью покрытые пухом, с открытыми глазами, способные самостоятельно питаться и оставлять гнездо). Большая самостоятельность (куры, лебеди, утки).







Насиживают

Только самки

Только самцы

По очереди

Курообразные

Гусеобразные

Совы

Зяблик

Свиристель

Страусы

Голуби

Дятлы

Чёрный стриж

Это интересно

Количество прилётов птиц в гнездо с пищей в сутки: сорока- до 168 раз; грач- 300 раз; большая синица- 400 раз; сельская ласточка- до 600 раз.



V. Закрепление изученного материала

1. Найдите соответствие:

1) Оседлые

2) Перелётные

3) Кочевые

А) Аисты

Б) Дятлы

В) Сойки

Г) Воробьи

Д) Грачи



2. Связать структуры яйца с функциями, которые они выполняют.

1) Скорлупа

2) Белок

3) Желток

4) Зародыш

А) Запас воды

Б) Запас питательных веществ

В) Защита

Г) Будущий организм



3. «Логический клубок».

Установите последовательность: линька; подготовка к размножение; зимовка; подготовка к зимовке; размножение.

4. Подумайте!

1.Почему большинство гнездовых птиц откладывают меньше яиц, чем выводковые?

2. Если яйцо окрасить, сколько в таком яйце будет жить птенец?

5. «Демонстрация».

6. Загадки. Отгадайте и определите к какой группе (гнездовых или выводковых) относятся птенцы этой птицы.

Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
( дятел )

Кто эта птица? Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
( кукушка )

Эта чёрная птица
К нам с юга примчится.
«Крак-крак-крак!» — прокричит, 
Все поля облетит.
( грач )

На скале он строит дом,
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться —
Два могучих крыла
У хозяина —…
(орла)

Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко —
Ребятишек покормлю.
(курица)

Удивительный ребёнок,
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. 
(утенок)

7. Задания из рабочей тетради: Т. С. Котик, О.В. Таглина «Биология» 2012

1. с. 68.

8. Составить синкан со словом «размножение».

VI. Подведение итогов. Оценивание.

VII. Домашнее задание. § 43 с.209-210, §44. Выполнить задания из рабочей тетради № 4-6 с. 68-69.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Предметы неживой и живой природы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: