Конспект урока на тему «Царство Грибы» 6 класс


Урок разработала и провела учитель биологии и химии

МБОУ «Писаревской СОШ»

Фроловского муниципального района Волгоградской области

Земцова Любовь Евгеньевна

предназначен для учащихся 6 класса





Тема урока: «Царство Грибов»


















Оборудование: таблица «Сьедобные и ядовитые грибы», загадки о грибах, текст с ошибками, правила сбора грибов, тексты с опытами «Образование плесени на продуктах питания»


Этапы урока

Методическая характеристика этапов: задачи, ,методы создания развивающей среды


Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Дидактическая задача: настроить обучающихся на положительные эмоции, создание ситуации успеха

-Здравствуйте! – говорю я вам , желая здоровья и успеха. Давайте улыбнемся друг другу, говорят улыбка-это поцелуй души. Поделимся с гостямиулыбкой и скажем «Добрый день!»

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха

Ученики встали, настроились на работу, проверили школьные принадлежности

2.Мотивация

Дидактическая задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность Цель учителя: побудить любознательность обучающихся

-Я бы хотела, чтоб вы помогли мне разрешить одну проблему:

Французский ученый Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией назвал эти живые организмы «дьявольскими» произведениями, которые нарушают общую гармонию жизни.

-Кто они? Почему они нарушают гармонию?

-Конечноже вы правы. Это- грибы! Сегодня у нас урок обобщения.Мы заканчиваем изучение очередной темы, завершается еще одно наше путешествие в страну знаний , дороги которого в этот раз пролегли через вездесущее Царство Грибов

Создает проблемную ситуацию, вводящую обучающихся в предмет изучения предстоящего урока.

Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока:- это Грибы. (Называют сходство грибов с растениямии животными и их отличия).

3.Постановка учебной задачи

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные:самостоятельное формулирование цели и задач урока. Прогнозирование предстоящей деятельности.















Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы

-Ребята, а что значит слово « обобщение»?

А слово глагол ?

Послушайте стихотворение, которое я сочинила для этого урока. Я прошу вас запомнить глаголы , которые прозвучат в этом стихотворении:


-Стань на миг ученым, друг,

Обернись скорей вокруг,

К знаниям тянись скорей

Сил и время не жалей!

Все загадки разгадаешь,

Много нового узнаешь

Спорь, вопросы задавай,

Гипотезы ты выдвигай.

В интернете покопайся

И скорее догадайся.


Вспомни, что ты раньше знал

Видел или прочитал

Где ты это применял

Может что-то наблюдал?

Итогда ты сам поймешь,

Для чего же ты живешь?


-Как вы думаете, зачем нам сегодня понадобятся глаголы на уроке по теме «Грибы»


Выдвигает проблему.






зачитывает стихотворение, побуждает к осмыслению прозвучавших глаголов.



















Просит попробовать самостоятельно сформулировать цель урока.



Слушают учителя,запоминают глаголы,выдвигают свои предположения.




























Называя глаголы, обучающиеся сами выдвигают способы, при помощи которых можно решить задачи и достичь цели урока.

4Повторение и обощение темы

































































































Здоровьесбережение, толерантность


















































































5Здоровьесбережение, толерантность





Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю.






































































Цели учителя: пробудить интерес к самостоятельному решению учебных задач, учить сравнивать и выделять главное.
































Познавательные УУД:

устанавливать причинно- следственные связи( как исчезновение грибов отразиться на других обитателях)

Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.















Дидактические задачи: наблюдать за живыми обьектами ( плесневый гриб-мукор), делать выводв по постановке опыта. Умение структурировать

материал, сворачивать информацию в графики, таблицы.




















































Цель учителя: диагностика образовательного прцесса. Учить делать выводы из известных фактов, анализировать причины.Развивать критическое мышление.



























толерантность, умение работать в группе























Цель учителя: диагностика образовательного прцесса. Учить делать выводы из известных фактов, анализировать причины.Развивать критическое мышление.



Итак, цель урока мы определили, задачи перед собой поставили. Я предлагаю вам сегодня отправиться в виртуальную экспедицию. Не в путешествие, а именно в экспедицию. Путешественники-люди, которые узнают что-то новое, неизведанное.А в научную экспедицию отправляются ученые, которые уже много знают, но им необходимо еще что-то проверить, подтвердить или опровергнуть.

Согласны? Разделимся на группы. И первый этап нашей экспедиции –

« Снаряжение»

Проверим ваше «снаряжение»- ваши знания.

Увас на партах конверты с заданиями:

1 группа: микология, гетеротрофы, мицелий, аэробы,

2 группа: плодовое тело, эукариоты. спорангии, анаэробы.

3группа: симбиоз, микориза, спора.


Второй этап — «прогноз погоды»:


( на доске прикреплены «Облака». На обратной стороне написаны вопросы)

— грибы растут всю свою жизнь? (+)

-все грибы –многоклеточные организмы (-)

— по способу питания грибы могут быть сапрофитами и паразитами (+)

— сапрофиты- это грибы, которые питаются органическими веществами живых организмов(-)

-дрожжи — это грибы,которые человек использует в хлебопечении? (+)

-грибы. как растения, могут фотосинтезировать? (-)

-грибы — это организмы, которые растут на протяжении всей жизни?(+)

-грибы питаются готовыми органическими веществами?(+)

-Ну что ж, в путь!


Третий этап — « болото»

На нашем пути сразу же возникает препятствие- болото.Это проблемное место и .

Чтобы двинуться дальше, вам предстоит решить одну проблему и найти ответы и способы решения этой проблемы.

Вот ребята из соседнего села прислали нам письмо и просят вашей помощи Они не поймут что произошло и как им дальше поступать.

Письмо:

«Урожай собрали нынче классом

В кузовке грибов у нас немало

Всех друзей мы можем угостить

Но, потом, грибы нам жалко стало,

Их опять решили посадить!

Только ничего не получилось-

Чуда почему-то не случилось:

Сморщились грибочки все , пропали

Отчего? Быть может, вы узнали?»



Ребята нарвали грибы, а потом решили посадить их снова. Могут расти уже сорванные грибы? Почему?

Ответ поясните.


«Как ни тонок под землею

Был мицелий, неприметен,

Но неможет гриб любой

Без него прожить на свете!»

-А если исчезнуть грибы, как это отразится на других обитателях нашей планеты?

-Какие рекомендации вы можете дать ребятам из соседнего села?


И еще одна задача для вас:

«Разрастание грибницы идет во все стороны радиально и диаметр ее ежегодно увеличивается на 30 см.

Установите возраст грибницы, если диаметр ее круга равен 12 метрам .(20 лет)







Четвертый этап — «в лесу».


— вот наша экспедиция, наконец-то попала в лес. Здесь и пригодятся ваши знания и умения. Вы будете работать в группах.

1 группа- исследователи» будут работать с опытом, исследовать его,делать выводы.( приложение №1) – задание для первой группы.

2 группа — «эниклопедисты» должны будут составить различные классификации грибов.

3 группа — «практики» вспомнив или найдя в дополнительной литературе материал о роли грибов в природе и жизни человека, заполняют таблицув печатной тетради№14 стр12



Пятый этап -«привал»:(физкультминутка)


На экскурсию пойдем

Все грибы мы соберем

Дима шел, шел, шел:

мухомор большой нашел

Дарья шла-шла-шла:

И лисички вдруг нашла.

Витя у пенька присел,

На пенёчек поглядел:

На пеньке опята

Дружные ребята.

Влево, вправо поглядели:

Под осинкой у дорожки

Кавалер стоит на ножке

Как в самбреро шляпе красной

Подосиновик — гриб


классный!

Сержик что-то стал наш грустный

Не найдет грибы он грузди!

По дорожке побежали.

Все грибы мы растеряли.



Шестой этап — « на опушке»

И снова вам предстоит работать в группах. Вы должны заботиться друг о друге.Оказывать посильную помощь.

1 группа будет работать в палатке у врача.

Им предстоит вспомнить признаки отравления грибами и оказание первой помощи при отравлении грибами и выпустить листовку.

2 группа будет редакторами лесной газеты.

Вы должны исправить ошибки в тексте (приложение№2)

3 группа составляют список сьедобных и несьедобных грибов.


Седьмой этап — « отчет о работе экспедиции»


-Прежде чем мы подведем итог нашей экспедиции и вы сделаете выводы, я бы хотела, чтобы вы отгадали загадку, которую я сочинила для вас. Но это непросто загадка — в каждом предложении — шифровка .Вы должны будете пояснить , что же я хотела сообщить вам в этих предложениях и самой загадкой.

-Что за чудище такие:

Маленькие есть большие

И растут они везде:

На деревьях. на земле

Поселились на корнях. на животных и на людях

И на хлебе и на фруктах

Под березкой, под дубком

Может с ними ты знаком,

Притаившись у дорожки,

Кавалер стоит на ножке:

Шляпа – зонтик – вся в листочках

Рядом сыновья и дочки!

В лес с корзиною пойдем,

Их в корзину наберем!

Принесли немало бед:

Полбза есть от них и вред

Но они нам не враги:

В хлеб кладут их, в пироги

И лекарство нам дают

Ну-ка, как же их зовут?





















Учитель раздает конверты с заданиями
















Учитель зачитывает вопросы








































выдвигает проблему, зачитываает письмо





















































ставит задачу, просит сделать выводы















Организует самостоятельную исследовательскую работу в группах.





























Учитель показывает движения: повороты в разные стороны. наклоны и т.д.







































проверяет задание.


























учитель нацеливает обучающихся на прослушивание и побуждает их анализировать и делать выводы


























Каждый обучающийся группы дает определение одного из терминов.















Обучающиеся ставят «+» или «- «

на листочках, затем сверяя с ответами на доске проверяют друг друга









решают задачу. делают выводы, что грибница очень медленно и долго растет и восстанавливается.


Слушают учителя




































Совещаются между собой, выдвигают гипотезы, дают совет:

«Ребята нарушили главную часть гриба — грибницу. Грибы необходимо срезать ножом, чтобы не повредить мицелий
































решают задачу, делают выводы, что грибница очень медленно и долго растет и восстанавливается.













Работают в группах, пытаются составить разные классификации и заполняют таблицы.































Обучающиеся делают упражнения физкульт — минутки.










































помогают друг другу





























Обучающиеся прослушивают загадки и расшифровывают предложения (одноклеточные и многоклеточные грибы, места произрастания, симбиоз.















5Рефликсивный

Цели учителя: узнать отношение обучающихся к уроку, учить понимать результаты своей деятельности

Вот и подошло время возвращаться с экспедиции домой

-Как вы считаете, достигли мы с вами нашей цели урока?

-Если мы с вами достигли цели и у вас хорошее настроение, давайте похлопаем друг другу в ладоши.


Обучающиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность,оценивать её.















6Домашнее задание

Дидактическая задача:

разьяснить обучающимся о домашнем задании


1 группе — найти в интернете или других источниках грибы нашей области, каково их значение.

2 группе — удивительное в мире грибов, грибы – рекордсмены, необычные грибы.

3 группе-какие грибы выращивают в искусственных условиях, почему нельзя выраститтьбелые, подосиновики. подберезовики?

-Удачного дня


Записывают домашнее задание.

Свежие документы:  конспект урока на тему "Гласные звуки. Написание прямой наклонной линии. Подготовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу"

















Литература:

1. Учебник «Биология» 6 класс автор В.В.Пасечник, издательство «Дрофа» 2008 год.

2. Научно – методический журнал «Биология в школе» №4 2005 г. издательство «Школа-Пресс»

3. Учебно — методическая газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания «Биология» №29 2000 г.


Информационные источники:

1)Мультимедийный диск «Кирилла и Мефодия « Растения. Грибы. Бактерии»

2)Ресурсы Интернета http://festival.1september.ru/subjects/5/























Приложения№1


Прочитайте тексты о том, как Ваня,Таня и Миша поставили опыты «Образование плесени на продуктах питания» Сделайте выводы. почему у Тани опыт получился ( она вырастила плесневый гриб) и какие условия необходимы для появления плесени.Дайте название грибу.

Ваня: «На дно стеклянной банки я насыпал слой песка.На песок положил кусочки белого хлеба.Банку поставил в прохладное место- в холодильник.Каждый день я проверял банку» и их тоже увлажнила.Банку поставила в теплое местос температурой +20-22С, закрыла крышкой. выложенной изнутри фильтровальной бумагой.Песок и фильтровальную бумагу в банке все время поддерживала во влажном состоянии.Через 2 дня на хлебе появился пушок плесени.»

Таня: « на дно стеклянной банки я насыпала слой песка и немного увлажнила его. На песок положила кусочки белого хлеба и их тоже увлажнила .Банку поставила в теплое местос температурой +20-22С, закрыла крышкой. выложенной изнутри фильтровальной бумагой.Песок и фильтровальную бумагу в банке все время поддерживала во влажном состоянии.Через 2 дня на хлебе появился пушок плесени.»

Миша:» На дно стеклянной банки я насыпал слой песка и немного увлажнил его.Банку закрыл крышкой . выложенной изнутри фильтровальной бумагой. Банку поставила в теплое местос температурой +20-22С.Песок и фильтровальную бумагу в банке все время поддерживал во влажном состоянии.Каждый день я проверял банку.»













Приложение №2


Задание: найди и исправь ошибки в тексте:


Отправились Ваня и Таня в лес за ягодами. Ягоды они не нашли,но увидели много грибов.»Какие все же прекрасные растения –эти грибы!- сказала Таня . «Ой»- воскликнул Ваня-«Вон под осинкой растут грибы- дрожжи!»

«Ая увидела на дереве гриб – трутовик! Как хорошо , что он пользу приносит дереву!»

«Давай наберем семян грибов и посеем их дома!- радостно вскричал Ваня.

«Давай!»- ответила Таня. И дети весело побежали домой.


















Приложение №3 ( дополнительный материал)


По поговоркам и пословицам сформулировать правило сбора грибов:



« Всякий гриб в руки беру, да не всякий в кузовок кладут»

«Чтоб и дети ваши грибы ели. берегите грибницу – мицелий!»

Свежие документы:  Воздушное питание растений. Фотосинтез, 6 класс

«Кто любит земле кланяться- без добычи не останется»

«Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставлю в лесу»

«Не заламывай рябину не вызревши. не ешь грибов не вызнавши»

«Лучше оставить в лесу 10 хороших грибов, чем положить в лукошко 1 плохой»

«От переросших грибов пользы никакой, а вред большой»



Правила сбора грибов:


1 Никогда не пробуй гриб на вкус! (можно отравиться)

2 Незнаешь гриб- не бери его!( можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)

3Не собирай грибы у дорог и предприятий!( гриб впитывает в себя ядовитые вещества)

4Не собирай старые, перезревшие грибы! (в них скапливаются продукты разложения, заводятся черви)

5Не собирай грибы с клубневидным утолщением. ножкой окруженной оболочкой! ( как правило это ядовитый гриб)

6 Срезай гриб ножом!( чтоб не повредить грибницу







Приложение №4 ( дополнительный материал)


Проблемные вопросы:


-Почему грибы назвали «Лесным чудом»

-Почему так говорят: «Растут как грибы»

-У пчеловодов существует такая примета: много грибов- мало меда( обьясните почему?)

— Почему говорят: «Мелкий дождь грибы сеет»?

-Почему говорят: «Чтобы грибов крепких . хороших набрать. надо рано вставать!»



Загадки:

Землю пробуравил,.

Корешок оставил,

Сам на свет явился

Шапочкой покрылся (гриб)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал.

В красной шапке модной

Никуда не годный ( мухомор)



Очень дружные сестрички

Золотистые …..

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносят летом (лисички)


Нет грибов дружней . чем эти

Знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу

Как веснушки на носу (опята)


Не спорю- не белый

Я, братцы, попроще

Расту я обычно в березовой роще ( подберезовик)


Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту

Зовусь я ……..( подосиновик)


Будто смазаны маслом,

Мы блестим на солнце красном

Как лесные дошколята

Под сосной растут ….( маслята)



Загадка:

Хозяйка решила испечь хлеб.Взяла она пшеничной муки. добавила соль, воду и замесила тесто. Испекла она хлеб. Хлеб был румяныйи вкусно пах. но был он не пышный.

— Скажите почему хлеб не поднялся? ( не положила дрожжей)

-А что такое дрожжи?






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: