Конспект урока на тему «Внешнее и внутреннее строение лишайников»


Тема урока: Внешнее и внутреннее строение лишайников.

Цель: познакомить учащихся с внешним и внутренним строением лишайников.

Задачи:

Образовательные:

расширить представления учащихся о многообразии живых организмов, формах их взаимодействий, познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов.

Развивающие:

продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами и выполнения рисунков биологических объектов; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать чувства бережного отношения к природе.

Оборудование: таблицы, рисунки из дополнительной литературы, гербарий лишайников, видеофильм.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. . Актуализация опорных знаний.

А). Составьте и заполните таблицу «Сравнительная характеристика грибов и бактерий».

Б). Устно:

1. В чем заключается пастеризация и стерилизация как меры борьбы с бактериями? Где их применяют?

2. Можно ли по следующим характеристикам однозначно определить, о какой группе организмов (в пределах царства) идет речь? «Одноклеточные организмы, гетеротрофы. Обеспечивают процесс брожения, в результате которого получают многие продукты питания». Если нельзя это сделать, то какая информация позволит это сделать?

3. В чем проявляется примитивность строения бактериальной клетки? Какие адаптивные преимущества это дает?

4. Обоснуйте выделение бактерий и грибов из царства растений в отдельные царства.

III. Изучение нового материала.

А). Введение в тему.

Толпы людей брели по пустыне, рассказывает древняя библейская легенда, по колено утопая в сыпучем песке. Много дней прошло с тех пор, как покинули они Египет, а кругом по – прежнему была пустыня, и есть было нечего. Однажды утром, когда солнце опять стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И все заметили, как по песку, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. «Манна! Манна! С неба падает манна!»

Как вы думаете, какое отношение эта легенда имеет к нашему уроку?

Б). Постановка познавательной задачи.

Лишайники являются уникальным творением природы.

Определите, почему лишайники могут существовать там, где не встречаются ни водоросли, ни грибы? Лишайник – группа организмов или самостоятельный организм со всеми необходимыми для существования признаками?

В). Решение познавательной задачи.

1. Беседа. Учащиеся делятся имеющейся у них информацией о лишайниках.

Лихенология – наука, изучающая лишайники.

Как вы думаете, какие преимущества дает такой образ жизни грибам и их симбионтам?

2. Строение лишайника.

Прокомментируйте факт: в Антарктиде обитает более 350 видов лишайников и только 2 вида сосудистых растений.

3. Работа с гербарием лишайников по заданию:

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Германия"

а). Используя учебник, выделите из гербария кустистые, листовые и накипные лишайники. Чем они отличаются?

б). Оленеводы, проживающие на севере Финляндии и Скандинавии, пострадали от последствий Чернобыльской аварии. Объясните, каким образом это могло произойти?

Г). Характеристика основных групп лишайников.

Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника стр. 38 – 40 под редакцией К. Кайыма.

Работа по группам по заданиям:

1 группа – накипные лишайники

2 группа – листоватые лишайники

3 группа — кустистые лишайники.

Д). Значение лишайников в природе и сельском хозяйстве.

Демонстрация видеофрагмента.

IV. Закрепление:

1. Чем образовано слоевище лишайника?

2. Какую роль играют в лишайнике гриб и водоросль?

3. Почему передвижение тяжелого транспорта по тундре наносит большой вред природе?

V. Д/З: параграф 12

Творческое задание: подготовить материал о «манне небесной».



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: