Конспект урока на тему «Взаимодействие генов – основа целостности генотипа»


«Взаимодействие генов – основа целостности генотипа»


Задачи: сформировать знания о типах взаимодействия генов и их множественном действии; продолжить работу по формированию навыков по решению задач по генетике; по развитию логического мышления, умений сравнивать, анализировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи, владение монологической речью; развитие познавательного интереса к предмету.

Оборудование: таблицы по генетике, мультимедийная презентация.


Ход урока:

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания:

  1. Работа у доски (задание записано на доске):

1.1. Какие типы гамет будут образовывать организмы со следующими генотипами: АаВВ; АаВв; ААвв; ааВв; Аавв. Сформулировать гипотезу чистоты гамет.

1.2. Найти соответствие (соединить стрелками) между скрещиванием, расщеплением и указать по генотипу или фенотипу идет расщепление:


Моногибридное 1 : 2 : 1 по фенотипу

1 : 3

Дигибридное 9 : 3 : 3 : 1 по генотипу

1 : 8 : 3 : 3: 1

1.3. Объяснить, почему не всегда соблюдается правило независимого наследования признаков Г. Менделя?


2. Работа по карточкам (решить задачи):

2.1. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотипы родителей.

2.2. Кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. У ребенка голубые глаза. Какие генотипы по цвету глаз у отца, матери и ребенка? Карий цвет глаз — доминантный признак.


3.Фронтальный опрос:

3.1. Сформулировать закон Моргана.

3.2. Что такое группа сцепления?

    1. Что такое Кроссинговер?

    2. Что такое локус?

    3. От чего зависит частота Кроссинговера?

    4. Каково значение перекреста хромосом?

    5. Чем отличается Ш закон Менделя от закона Моргана?

III. Изучение нового материала:

  1. Сообщение темы и цели урока:

(Тема урока записывается в тетрадь)

  1. Лекция, сопровождающаяся показом презентации:

«Взаимодействие генов».


План лекции:

  1. Типы взаимодействия генов (слайд № 1).



— Запись схемы в тетради обучающихся.

  1. Взаимодействие аллельных генов (слайд № 2 – 9).

— Запись в тетради генотипов групп крови.

— Решение задачи, предложенной на слайде № 6 на доске и запись решения в тетрадях с дальнейшей проверкой решения (слайд № 6).


-Запись в тетради определения кодоминирования и сверхдоминирования.

  1. Взаимодействие неаллельных генов (слайд № 10-15).


  1. Множественное действие генов (слайд № 16).



  1. Вывод: (записывается в тетрадь)

— генотип организма состоит из отдельных, независимо комбинирующихся генов

— генотип является целостной системой взаимодействующих между собой генов

— ген может оказывать влияние на развитие не одного, а многих признаков.


  1. Закрепление:

1. Могут ли дети быть темнее своих родителей? (ответ – «да, могут, если один из родителей будет средним мулатом, а другой светлым мулатом»).

2. Решение задачи:

Р:  ♀ А1а1А2а2     ×  ♂ А1а1а2а2

       ср. мулат            св. мулат


G

А1А2

А1а2

а1А2

а1а2

А1а2

А1А1А2а2

А1А1а2а2

А1а1А2а2

А1а1а2а2

а1а2

А1а1А2а2

А1а1а2а2

а1а1А2а2

а1а1а2а2


Ответ: в F1: темные мулаты -1

           средние мулаты – 3

светлые мулаты – 3

белокожие — 1

3. Беседа по вопросам 1- 3 на странице 114.

V. Подведение итогов. Д/з: параграф 3.9


Свежие документы:  Конспект урока ИЗО для 4 класса на тему «Сопереживание – великая тема искусства»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: