Конспект урока на тему «Живые царства. Грибы: строение и многообразие»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования № 2»





Разработка урока по теме

« Живые царства. Грибы: строение и многообразие»



Автор:

Лескова Анна Анатольевна

учитель химии и биологии





Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о грибах — как представителях живого царства.

Задачи:

Обучающие:

1) познакомить учащихся со строением и многообразием грибов;

2) показать значение грибов в природе и для человека;

Развивающие: способствовать развитию

1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;

2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, презентацией, раздаточным материалом;

3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).

Воспитательные: способствовать формированию

1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);

2) общеучебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);

3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке.

Предметные УУД:

Представление о грибах- как представителей живого царства; их строении и значении в природе и для человека.

Метапредметные:

Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно — следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

Понимание общности грибов и живых организмов; их значение в живых царствах.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: компьютер, презентация, муляжи грибов, карточки- задания, раздаточный материал.


План урока:

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация знаний, определение темы урока.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний.

  5. Первичное закрепление знаний.

  6. Закрепление изученного материала

  7. Рефлексия деятельности.

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.



Конспект урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


— Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.


Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

2. Актуализация

знаний, определение

темы урока



Что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под


берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?

Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие.

Выдвигает проблему, сообщает тему урока

Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.

3. Постановка учебной задачи.


— Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Грибы! (Слайд 1)

— Откройте тетради, запишите число. Тему урока.

— Мы продолжаем знакомиться с основными царствами живой природы.

— Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

— Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека. (Слайд 2).

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Запись учащимися числа, темы урока.



Презентация проекта о многообразии грибов, выполненная опережающей формой обучения.


Учащиеся конкретизируют цель урока

4. Усвоение новых знаний.






По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название?

Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть — 
Нет головы.
У малютки-кавалера 
Чрезвычайно важный вид,
Он в огромнейшем сомбреро —
На одной ноге стоит.)

В шляпке два слоя: верхний -покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний –у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые).

Грибница – главная часть гриба, состоит из тонких нитей – гиф. На них развивается плодовое тело.

Учитель показывает строение шляпочных грибов, используя презентацию, муляжи грибов.



Указывает на доску

Работа с рабочими тетрадями, подписывают основные части шляпочных грибов.


Работа с учебниками стр. 48, изучение рисунка 26. Строение шляпочного гриба

5. Физкультминутка

(пауза релаксации)


Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.




6. Первичное закрепление знаний.




1 группа – Выясняет, что общего между растениями и грибами

2 группа – Выясняет, что общего между животными и грибами

3 группа – Роль грибов в природе.

4 группа — Роль грибов в жизни человека

5 группа – Многообразие грибов (классификация, значение)

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения

Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе, выступают представители групп.

7. Закрепление изученного материала

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Фронтальный опрос:

  1. Чем грибы схожи с растениями?

  2. Чем они отличаются от растений?

  3. Сходство и различия животных и грибов?

  4. Каково строение шляпочных грибов?

  5. Какие грибы вы знаете?

  6. Какую роль грибы играют в природе и жизни человека?

Учитель задает вопросы

Учащиеся в тетради отвечают

  1. Рефлексия деятельности.


Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Я знал

Я узнал

Я хочу узнать





По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг; твоя группа.

Учащиеся заполняют таблицу и шкалу

  1. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


§12.

Индивидуальное задание на выбор:

а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;

б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);

в) сообщение о плесневых грибах;

г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением — пояснением (краткое описание);

д) сказка собственного сочинения по теме урока.



записывают задание в дневники




Свежие документы:  Конспект урока по ручному труду в 4 классе «Изделие открытая коробочка из картона и цветной бумаги»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: