Конспект урока по биологии 8 класс «Анализаторы, их строение. Зрительный анализатор»


Конспект урока по биологии 8 класс

13 ноября 2014 учебный год


Тема урока: анализаторы, их строение. Зрительный анализатор.

Цель урока: раскрыть строение и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций.

Задачи урока:

1. Формирование предметных умений:

  • сформировать понятие «анализатор»;

  • сформировать знания о строении зрительного анализатора, его значении для человека;

  • определить особенности строения органа зрения, функций его частей, а также их взаимосвязь.

2. Формирование метапредметных умений:

    • личностные:

-принимать и осваивать роль ученика;

— устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом.

    • Регулятивные:

— организовывать учебную деятельность и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

— определять и формулировать цель учебной деятельности;

— выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

— отличать верное выполнение задания от неверного;

— осуществлять самоконтроль;

— давать оценку деятельности на уроке.

    • Познавательные:

— ориентироваться в учебнике;

— определять границы знаний, незнаний;

— проводить анализ учебного материала;

— делать выводы в результате совместной деятельности.

    • Коммуникативные:

— внимательно слушать и понимать речь других;

— оформлять свои мысли в устной форме;

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, таблица «Строение зрительного анализатора», учебник, тетрадь.

Тип урока: изучение нового материала.














Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка отсутствующих, объявление темы и целей урока. слайд 2.

II. Актуализация знаний учащихся слайд 3

«Прекрасный мир, полный красок,

звуков и запахов, дарят нам органы

чувств»

М.А.Островский

1. «Органы чувств»

Органы чувств являются специализированными органами, обеспечивающими преобразование информационных сигналов, поступающих от раздражителей окружающей среды, в форму, доступную для специализированных рецепторов.

Что такое рецепторы?

(Это нервные окончания, преобразующие воспринимаемые раздражения в нервные импульсы) Какие органы чувств есть у человека ? слайд 4.

Долгое время считали, что окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств: глазами видим, ушами слышим, языком ощущем вкус, кожей-шероховатость, давление, температура. На самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия.

Куда дальше направляется раздражение и что происходит при его анализе?

III. Новый материал

Впервые термин «анализатор» встречается в работах И.М. Сеченова. Анализатор — это сложная система, которая позволяет человеку ощущать, воспринимать полную реальную картину окружающего мира. Из чего же состоит анализатор? Найдите в тексте информацию о строении анализатора. Стр.72, доделайте схему Слайд 5, а теперь проверим Слайд 6, и так зрительный анализатор состоит из трёх частей (обобщение и вывод) Слайд 7 показывает учитель по слайду

2. Значение органа зрения Слайд 8

Способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. На эту особенность обратили внимание еще ученые в Древнем Мире. Так Платон утверждал, что самыми первыми из всех органов боги устроили светоносные глаза. Гюго считал, что “глаза – зеркало души”. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.

Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз. Мастер поэтических строк Николай Заболоцкий писал:

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полу плач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полу восторг, полу испуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Благодаря зрению перед нами открывается голубое небо, молодая весенняя листва, яркие окраски цветов и порхающие над ними бабочки, золотая нива полей. Окружающий нас мир прекрасен и удивителен, любуйтесь его красотой и берегите ее.

Как же устроен наш орган зрения?

3. Строение глаза Из чего же состоит орган зрения? Найдите в учебнике.

(состоит из двух частей – глазного яблока и вспомогательного аппарата).

Вспомогательный аппарат: что к нему относится? Слайд 9 ставить после перечисления составных частей и вопроса: какую функцию они выполняют Слайд 9

Работа с учебником. Слайд 10, после ответа о функциях век, бровей, слёзного аппарата. Итак, подведём итог, заполнив таблицу слайд 11


Рассказ о строении глазного яблока по таблице.

Физкультминутка Слайд 12

Зрительная гимнастика. Тренажер Базарного В.Ф.

IV. Закрепление нового материала.

Строение глазного яблока. Слайд 13 после заполнения Слайд 14



1. Заполняем таблицу, использую текст учебника стр.74

Название отдела

Особенности строения

Функции

Фиброзная оболочка

Белочная оболочка (склера)

Передняя прозрачная оболочка (роговица)

Форма глаза, защита

Пропускание света внутрь

глаза

Сосудистая оболочка

Снабжена кровеносными сосудами

Передняя часть – радужка

Зрачок

Питание, пигмент,

определяющий цвет глаз.

Регуляция пропускания света

Сетчатка

Рецепторы: палочки колбочки (желтое пятно)

Слепое пятно

Сумеречное зрение

Цветное зрение

Место выхода зрительного нерва

Хрусталик

Прозрачный двояковыпуклый

Четкая  настройка

изображения

Стекловидное тело

Прозрачное студенистое вещество

Пропускание света



Задание 2 делаем все вместе, хором Слайд 15





2. Вставьте в текст пропущенные слова:

К защитным приспособлениям глаза относятся ____________, ______________, ______________, _____________. Передняя прозрачная часть фиброзной оболочки называется _______________. В центре радужной оболочки находится отверстие _____________. Изображение формируется на ______________. Она состоит из ______________, и _______________. Рецепторы, которые различают цвета, называются _______________. Анализ зрительной информации происходит в _________________ долях коры больших полушарий.



V. Контроль знаний.

Установите соответствие (раздаются карточки) Слайд 16 после выполнения проверка Слайд 17


1. Хрусталик

а) содержит пигмент

2. Сетчатка

б) воспринимает зрительные раздражения

3. Рецептор

в) проводит возбуждение в мозг

4. Зрачок

г) заполняет глазное яблоко

5. Стекловидное тело

д) преломляет лучи

6. Зрительный нерв

е) состоит из колбочек и палочек

7. Склера

ж) защитная оболочка глаза

8. Радужная оболочка

з) место образования изображения предмета

9. Сосудистая оболочка

и) отверстие в радужной оболочке

10.Зрительная зона коры

больших полушарий

к) питающий слой глазного яблока




VI. Подведение итогов.

На следующем уроке мы продолжим разговор о зрительном анализаторе: будем говорить о том, как происходит зрительное восприятие, а также о гигиене зрения. А сейчас составим синквейн.

Слайд 18 синквейн

VII. Домашнее задание .Слайд 19

Стр.72-74 учебника, записи в тетради, подготовить сообщение на тему «Дальнозоркость и близорукость»

















































Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Шахтер – волевая профессия"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: